Музыкальное искусство представляет собой особую эстетическую, художественную и духовную ценность, развивая в исполнителе и слушателе творческое начало. Одной из составляющих музыкальной жизни являются конкурсы. Сегодня мы обратимся к проблеме особенностей детских и юношеских конкурсов как проектах по выявлению молодых дарований. Осуществив и краткую сравнительную характеристику нескольких конкурсов, которые проводятся в Ростове-на-Дону и в области:
Наименование конкурса |
Цели проекта |
Профильность |
Кол-во туров |
Требования к программе |
Возраст участников |
Стоимость участия |
1. Международный конкурс пианистов «Вдохновение» им. А.Г. Скавронского. С 1996 г, раз в 2 года. |
Творческое развитие и поддержка профессионально – ориентированных учащихся музыкальных школ, колледжей, вузов. |
Фортепианное исполнительство исключительно классической музыки (участникам запрещено исполнять эстрадные и джазовые произведения/обработки). |
2 |
1 тур: сольная программа 2 тур: Выступление солиста с оркестром. |
До 28 лет. |
3000 руб. |
2. Областной конкурс юных пианистов им. В.И. Варшавской. С 2009 г, каждый год. |
Выявление наиболее талантливых учащихся музыкальных школ для их дальнейшего профессионального обучения. |
Инструментальное исполнительство (фортепиано). |
1 |
Классическая сольная программа, включающая в себя 4 различных по жанру произведения. |
От 8 до 15 лет. |
1500 руб. |
3. Областной конкурс учащихся ДМШ и ДШИ «Квартет» по специальности «Скрипка. Виолончель». |
Выявление наиболее одарённых и перспективных учащихся с целью их профессиональной ориентации. |
Инструментальное исполнительство (скрипка, виолончель). |
1 |
Классическая программа, сложность зависит от возрастной категории. |
От 6 до 15 лет. |
1000 руб. |
4. Международный конкурс юбилейных дат «Признание». С 2015, ежегодно. |
Музыкальный конкурс «Признание» дает возможность сохранять и поддерживать культурные традиции между народами разных стран, воспитывать понимание и любовь к отечественному и мировому искусству, духовной культуре, выявлять талантливых исполнителей, коллективов, преподавателей, совершенствовать исполнительское мастерство, привлекать внимание ведущих деятелей культуры, государственных институтов и учебных заведений к талантливым исполнителям. |
Инструментальное исполнительство (фортепиано, струнные, ударные), вокальное исполнительство. |
1 |
3 произведения, среди которых должно быть произведение крупной формы и произведение одного из композиторов – юбиляров. |
От 6 лет, далее без возрастных ограничений. |
1500 руб. |
5. Международный конкурс инструментального исполнительства «Волшебное арпеджио». С 2019, ежегодно. |
Выявление, популяризация и демонстрация самых впечатляющих образцов творчества детей и молодежи. |
Инструментальное исполнительство. |
1 |
Свободная программа, ограничивающаяся по времени. |
От 5 лет. |
2500 руб. (дистанционно 500 р.). |
6. Международный конкурс пианистов и композиторов «Grand Piano». |
Конкурс призван сохранять и развивать традиции отечественного исполнительского и композиторского музыкального искусства, выявлять и поддерживать юных талантливых музыкантов, повышать профессиональный уровень преподавателей. |
Исполнительское искусство – фортепиано, композиция. |
1 |
Программа включает в себя несколько разножанровых классических произведений. |
6- 25 лет. |
2500 руб. |
На первый взгляд между ними много общего, но так ли они схожи между собой? Безусловно, их объединяет то, что любой конкурс – это момент соревнования, демонстрации технических и художественных навыков. Но наполнение у каждого из них разное. Так, более профессиональные конкурсы, которые таковыми считаются исходя из требований и критериев оценивания, действительно нацелены на развитие творческого потенциала молодых исполнителей. Это более узкий круг молодых дарований, тех, которые, несмотря даже на самый юный возраст, ориентируются на профессиональное обучение и карьеру музыканта [1]. Таким является, например, международный конкурс «Вдохновение», проводящийся каждые два года в г. Волгодонске Ростовской области. В Таблице указано, что в этом конкурсе два тура, которые предполагают исполнение полноценной сольной программы и концерта с оркестром. Не каждый учащийся соответствует таким высоким требованиям. Соответственно, круг участников сужается, включая юных, но профессионально ориентированных исполнителей.
Областной конкурс юных пианистов им. В. И. Варшавской, ежегодно проводящийся на базе Ростовского колледжа искусств, так же можно назвать профессионально нацеленным. Хотя он проводится в один тур, все же предполагает исполнение полной классической программы, которая включает в себя произведение на технику, классическую сонату и две разнохарактерных пьесы, соответствующие по сложности возрасту участника, либо на порядок выше. Этот конкурс как бы готовит ребёнка для дальнейшего обучения, по крайней мере в колледже. При оценивании участников, места раздаются не всем подряд.
А вот такие конкурсы как «Признание» и «Волшебное арпеджио» существенно отличаются из перечисленных выше. Их главной целью является популяризация классической музыки и предоставление возможноси выйти на сцену абсолютно каждому ребенку или тинэйджеру, который обучается музыке, но не всегда отдает себе отчет в том, станет ли это его будущей профессией или нет. Эти конкурсы разрешают более свободную программу и предполагают более лояльную систему оценивания.
В связи со сложившейся эпидемиологической обстановкой такие конкурсы проводятся дистанционно, даря возможность даже у себя дома почувствовать себя «звездой», в то время как более профессиональные соревнования чаще отменяются и переносятся на будущий год. Возможно, такие конкурсы преследуют иные цели и задачи – популяризацию музыкального искусства, например. Однако ключевая цель конкурсного движения это все же поиск новых дарований, а при упрощенной схеме требований, она невыполнима. В силу этого, представляется, что однотуровые с низкими требованиями конкурсы на самом деле преследуют чисто коммерческие цели. Это дает понимание того, что конкурс конкурсу рознь, и далеко не всегда обращается внимание на индивидуальность каждого исполнителя. Там, где инструментальное исполнительство ставится на поток, и для участия в конкурсе достаточно одного произведения, жюри едва ли прислушивается к каждому участнику, поскольку, по большому счёту, перед ними не стоит такой задачи [2]. В иных случаях, когда самым важным является именно качество исполнения, жюри должно отнестись к каждому участнику максимально внимательно и объективно.
В силу сказанного, представляется важным на уровне управления конкурсным движением города и области ограничить малоэффективные проекты, целеполагание которых выходит за рамки установок культурной политики страны по привлечению молодых поколений к занятиям музыкальным искусством, определить ряд критериев, которым должен обладать конкурсный проект [3], чтоб соответствовать по организационному и исполнительскому уровням тому, чтоб обеспечить выполнение главной цели конкурсного движения, а именно, поиск новых талантов.
Список литературы
Крылова А. В. Карьерный рост глазами начинающего музыканта-профессионала: опыт социологического анализа // Музыкант-исполнитель в пространстве мировой культуры: творчество, образование, управление карьерой. Ростов-на-Дону, 2011. С. 252–262.
Мурадян Г. В. Международные фортепианные конкурсы: прогресс или регресс? // Музыкознание в современном мире: темы, проблемы, тенденции развития. Сборник трудов всероссийской научной конференции 12–13 марта 2020. Ростов н/Д: РГК им. С. В. Рахманинова, 2020. С. 123–135.
Крылова А. В. Проектная деятельность в сфере искусства как тенденция // Менеджмент и звукорежиссура музыкальных проектов: актуальные проблемы науки и практики. Ростовская гос. консерватория (академия) им. С. В. Рахманинова. Ростов-на-Дону. 2012. С. 7–15.