Гимнастика “для мозга” как средство повышения интеллектуальной деятельности студентов в период дистанционного обучения - Студенческий научный форум

XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2021

Гимнастика “для мозга” как средство повышения интеллектуальной деятельности студентов в период дистанционного обучения

Каргапольцева Н.И. 1
1ИрГУПС
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Физическая культура начала развиваться с очень давних времен, и она непосредственно является неотъемлемой и одной из важнейших частей в жизни каждого человека. Физическая культура включает в себя множество разнообразных гимнастик, комплексов упражнений кoтoрые направлены на сохранение, укрепление его здоровья, и общего развития. Одной из самых важных является так называемая гимнастика “для мозга”, упражнения которой будут благоприятно влиять на организм, а именно активизировать полноценную деятельность тела и ума, также помогут управлять своей физической, эмоциональной и умственной деятельностью и жизнью. Эти упражнения пробудят систему “интеллект-тело” и приведут её в готовность к обучению, что особенно актуально в период пандемии коронавируса, когда большая часть учебных заведений перевели своих студентов на дистанционное обучение, и долгое времяпровождение за компьютером, и другими гаджетами приносит вред и дискомфорт нашему организму. Актуальность данной темы состоит, в том чтобы студенты были как можно больше осведомлены об данной гимнастике и использовали её как можно чаще. Программа “Гимнастика Мозга” была разработана в 1970-х годах американским доктором Полом Деннисoном и его женой в Центре группового учения для неуспевающих “Дoлина” в Калифорнии, где он вместе со своей женой в течение 20 лет помогал взрослым и детям. Деннисоны разработали систему специфичных, быстрых и главное простых, и как позже оказалось очень эффективных движений, которые приносили коллoсальную пользу каждому обучающемуся независимо от его проблем.[1] Особенно эффективной она оказалась в отношении детей. В 1987 г. результаты гимнастики для мозга были оценены высоко экспериментальнo. В 1987 году в Америке была основана Организация Образовательной Кинезиолoгии. (Кинезиология - наука о развитии головного мозга через движение). С этого времени гимнастика для мозга начала постепенно и быстро распространяться по всему миру и принесла положительные результаты в развитии учеников и студентов как специальных, так и общих учебных заведений. В 1988 году гимнастика для мозга появилась в России.

Сейчас гимнастика для мозга активно используется в работе в различных учреждениях, в пятнадцати крупных городах страны таких как (Санкт-Петербург, Москва, Уфа, Томск и др.). Многие педагоги, использующие эту самую гимнастику, отмечают и выделяют в ней огромные плюсы и пользу для людей всех возрастов, и это не даёт повода думать о том, что эта гимнастика является неэффективной. Огромная польза и плюс гимнастики заключается в том, что она является довольно простой и практичной. Человек может выполнять эти упражнения в любом месте и в любое время, например для повышения эффективности того, чем он в данный момент занят. В период пандемии людям приходится учиться, работать и общаться с помощью различных гаджетов. Зная по себе это приносит большой дискомфорт глазам, спине, и состоянию организма в целом. Чтобы как то облегчить и восстановить состояние организма во время и после длительного времяпровождения за гаджетами я начала выполнять гимнастику для мозга которую дали нам на паре по физической культуре, именно от неё я почувствовала положительный эффект, эта гимнастика помогла мне расслабится, сконцентрироваться на чём то определенном, улучшила мою память и сняла усталость с глаз и улучшила состояние моего организма в целом. Эта гимнастика включает в себя комплексы несложных упражнений, каждое из которых поможет человеку любого возраста как и мне справиться с тем, что ежедневно мешает нам эффективно и продуктивно учиться, выстраивать отношения с окружающими нас людьми, да и просто хорошо себя чувствовать. Положительный эффект и результат станет заметен практически сразу и они имеют так называемый эффект накапливания. Что же дают нам данные упражнения? Это oптимизация деятельности мозга — гармоничное, плавное развитие нашего мышления — развитие различных способностей таких как интеллектуальные, творческие, умственные — улучшение работы долговременной и кратковременной памяти — развитие способностей к обучению и усвоению информации — повышение эффективности выполняемых действий при работе на компьютере — восстановление работоспособности и продуктивности — снятие стресса, нервного напряжения, усталости — формирование абстрактного мышления, также двигательных навыков и умений развитие физических качеств, улучшение состояния здоровья интеллекта, психики[2] Комплекс упражнений представлен ниже:

«Перекрестные шаги». Для начала нужно мысленно провести линию от лба к носу, подбородку и ниже – эта линия разделит тело на правую и левую половины. Движения, пересекающие эту линию, интегрируют работу полушарий мозга. Поэтому «Перекрестные шаги» способствуют развитию координации и ориентации в пространстве, делают более успешными приобретение навыков чтения, письма, слушания, усвоения новой информации. А еще снимают боль в пояснице и подтягивают мышцы живота. 1. Локтем левой руки тянемся к колену правой ноги. Легко касаясь, соединяем локоть и колено. 2. Это же движение повторяем правой рукой и левой ногой. Выполнять стоя или сидя. 3. Соединяем левую ногу и правую руку за спиной и наоборот. Повторить 4– 8 раз. «Перекрестные шаги» желательно делать в медленном темпе и чувствовать, как работают мышцы живота. Если этого ощущения нет, проследите, не низко ли опускается локоть, не слишком ли высоко поднимается колено, нет ли излишнего наклона в пояснице.

«Да здравствует творчество!» Эти упражнения помогут снять усталость глаз, напряжение шеи, боль в спине после работы за компьютером. Особенно они рекомендуются «очкарикам» , так как улучшают работу глазных мышц, укрепляют связь «рука–глаз» . И, пожалуй, самое главное – стимулируют желание фантазировать и активно творить. Ленивые восьмерки Представьте перед собой на уровне глаз восьмерку, лежащую на боку. Ее центр проходит на уровне переносицы. Вытяните вперед руку, чуть согнутую в локте. Сожмите пальцы в кулак, большой палец поднимите вверх. Ведите рукой в воздухе от центра влево-вверх против часовой стрелки, по окружности вниз и снова в центр. Продолжайте «рисовать» вправо-вверх, возвращаясь в исходную точку. Движение должно быть плавным и непрерывным. За большим пальцем следите глазами, голова остается неподвижной. Повторить три раза каждой рукой. Соедините руки в замок. Снова рисуем ленивую восьмерку и следим взглядом за пальцами. Повторить три раза.

«Двойные рисунки» Исходная поза – обе руки свободно выпрямлены перед собой. Представьте, что в руках по карандашу, а перед вами – холст. Одновременно двумя руками от центра начинайте рисовать на воображаемом холсте зеркальные изображения. Сюжет не имеет значения, но рисунки должны располагаться в верхней и нижней частях холста. Тело расслаблено, дыхание в естественном темпе, движения рук свободные. Варианты: рисуем мелом или маркерами на доске, пастелью на бумаге, прикрепленной на уровне глаз. Упражнения рекомендуются делать без очков, чтобы они не ограничивали поле зрения.

«Сова» Правая рука захватывает левую надостную мышцу (между шеей и плечом). Ладонь должна быть мягкой, как бы «приклеенной» к мышце. Сжимайте мышцу и медленно поворачивайте голову слева направо. Доходя до крайней удобной точки, начинаем движение в обратную сторону. При этом губы сложены трубочкой и на выдохе произносят «ух» . Шея слегка вытягивается, подбородок движется вперед, а глаза при каждом «уханье» округляются, как у совы. Обычно на один поворот головы приходится 5 звуков. Все движения выполняются синхронно! Проделайте упражнение не менее 3 раз. Поменяйте руки и повторите, расслабляя правую надостную мышцу. Упражнение снимает напряжение в районе шеи, улучшает приток крови к головному мозгу. Оно способствует развитию таких учебных навыков, как слушание и математические вычисления. Благодаря «уханью» снимаются челюстные зажимы, что делает речь более связной. Это упражнение особенно полезно после длительного письма, работы с компьютером.

Упражнение «Энергетизатор» , Оно повышает концентрацию внимания, сосредоточенность, улучшает восприятие новой информации и творческие способности. Движения также подпитывают энергией для быстрого выполнения учебных заданий, принятия правильных решений. Они способствуют улучшению координации движений, снимают стресс статичной позы, если дети часами сидят за партой или компьютером. Сядьте за стол и положите руки таким образом, чтобы пальцы были направлены навстречу другу и чуть вперед. Опустите голову лбом на стол. Поза должна быть максимально удобной. На вдохе начинайте поднимать лоб, голову, шею и верхнюю часть спины, как бы толкая носом мяч вверх. Предел подъема – окончание вдоха или напряжение в спине. Грудь и плечи должны быть развернуты и расслаблены. Подняв голову, сделайте несколько плавных круговых движений головой от плеча к плечу. Опускайте голову в той же последовательности: лоб, голова, шея, спина. Повторите движения 3 раза. Во время их выполнения важно синхронизировать работу тела и дыхания. Другой вариант упражнения – выполняем движения лежа на животе на мягкой поверхности. Последовательность остается прежней. Бедра и нижняя часть спины расслаблены и неподвижны.

Список литературы

Пол Деннисон, Гейл Деннисон “Гимнастика мозга. Книга для учителей и родителей” 2020. С.140

Физическая культура. Ч. 2 : курс лекций для студентов и курсантов оч. и заоч. обуч. / Ю.А. Журавлёв, К.Ю. Журавлёв. - Н. Новгород : Изд-во ФГОУ ВПО «ВГАВТ», 2009. - 200 с.

Санькова И. Ю. Ценности молодежи в сфере физической культуры и спорта // Молодой ученый. — 2017. — №12. — С. 588-591.

Просмотров работы: 111