ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВРЕМЕННОЙ АДМИНИСТРАЦИИ ДЛЯ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ БАНКРОТСТВА КРЕДИТНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ - Студенческий научный форум

XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2021

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВРЕМЕННОЙ АДМИНИСТРАЦИИ ДЛЯ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ БАНКРОТСТВА КРЕДИТНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Кручинина А.Е. 1, Антропов К.Ю. 1
1ФГБОУ ВО «РЭУ им. Г.В. Плеханова»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Согласно положениям Гражданского кодекса, банкротство представляет собой ситуацию, при которой юридическое или физическое лицо неспособно платить по денежным обязательствам кредиторов [1]. Данная ситуация часто распространена в современном мире. Причинами банкротства могут выступать различные факторы, среди которых следует выделить: неэффективное управление; экономические кризисы; возрастающая конкуренция; неэффективная маркетинговая политика организации.

Процедура банкротства компании достаточно сложная и комплексная, состоящая из нескольких стадий:

Наблюдение

Финансовая санация

Внешнее управление

Конкурсное производство

Мировое соглашение

Однако, порядок банкротства кредитных организаций гораздо более сложный и комплексный. Кредитная организация признается банкротом, если у нее была отозвана лицензия Центральным Банком РФ.

До дня отзыва лицензии на осуществление банковских операций реализуются следующие меры по предупреждению банкротства кредитных организаций:

финансовое оздоровление кредитной организации;

назначение временной администрации по управлению кредитной организацией, за исключением случая назначения временной администрации в связи с отзывом лицензии на осуществление банковских операций;

реорганизация кредитной организации.

Согласно статье 189.14 ФЗ-127 «О несостоятельности (банкротстве)» в целях финансового оздоровления кредитной организации осуществляются следующие меры [2]:

оказание финансовой помощи кредитной организации ее учредителями (участниками) и иными лицами;

изменение структуры активов и структуры пассивов кредитной организации;

изменение организационной структуры кредитной организации;

приведение в соответствие размера уставного капитала кредитной организации и величины ее собственных средств (капитала).

Все эти меры оказывает главный финансовый регулятор страны – Центральный Банк РФ. Согласно статье 76.10 ФЗ-86 «О Центральном банке Российской Федерации» осуществляет он данную деятельность через специально учрежденную организацию – общество с ограниченной ответственностью «Управляющая компания Фонда консолидации банковского сектора» [3]. Именно через эту организацию осуществляется финансовое оздоровление кредитной организации.

Данная организация действует в соответствии с Федеральными законами №156-ФЗ «Об инвестиционных фондах» [4], Федеральным законом от 22 апреля 1996 года N 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» [5] с особенностями, установленными Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации» и Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)».

В соответствии с Федеральным законом о банкротстве, Управляющая компания участвует в осуществлении мер по предупреждению банкротства кредитных организаций и использует денежные средства, составляющие Фонд консолидации банковского сектора.

Таким образом, Управляющая компания является ключевым игроком, который наделен полномочиями по предупреждению банкротства.

Правовой механизм осуществления Управляющей компании мероприятий по предупреждению банкротства следующий:

Для начала Центральным Банком РФ должно быть принято решение о начале процедуры восстановления финансовой устойчивости организации. Так, например, когда у ПАО Банк «Финансовая Корпорация Открытие» начались проблемы в структуре активов и пассивов и банк был на грани банкротства, Приказом Банка России от 29.08.2017 № ОД-2469 в соответствии со статьями 189.25, 189.26, 189.31 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ назначена временная администрация по управлению ПАО Банк «Финансовая Корпорация Открытие» [6]. В состав временной администрации вошли сотрудники Банка России и ООО «Управляющая Компания Фонд Консолидации Банковского Сектора». Важно отметить, что в данной ситуации в приказе было отмечено, что мораторий на удовлетворение требований кредиторов не вводится. Данное условие является достаточно необычным, ведь удовлетворение требований кредиторов является одним из первостепенных в процедуре банкротства. Данным приказом был установлен срок, на который вводится временная администрация. Он составил 6 месяцев.

Затем проводится следующий этап: приказом Банка России от 29.11.2017 № ОД-3341 функции временной администрации по управлению ПАО Банк «ФК Открытие» возложены с 29.11.2017 на УК ФКБС. Данный этап проводится с целью ускоренной докапитализации банка.

Затем при улучшении финансовых показателей кредитной организации проходит формирование органов управления кредитной организации. В ситуации с ПАО Банк «Финансовая Корпорация Открытие» данное решение было принято и оформлено в Приказе Банка России от 21.12.2017 № ОД-3603 [8].

В общем виде прекращение исполнения Управляющей компанией своих полномочий представлено в положении Банка России от 01.08.2017 N 597-П «О порядке назначения, осуществления и прекращения деятельности временной администрации по управлению кредитной организацией, назначаемой до отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций, а также временной администрации по управлению банком, назначаемой в случае утверждения плана участия Банка России или плана участия государственной корпорации «Агентство по страхованию вкладов» в осуществлении мер по предупреждению банкротства банка либо утверждения плана участия Банка России или плана участия государственной корпорации «Агентство по страхованию вкладов» в урегулировании обязательств банка» [7].

Анализ данного положения является ключевым пунктом в данной статье. Данное положение регулирует механизм введения временной администрации в кредитную организацию.

Во главе 2 указано, что решение о назначении временной администрации принимается Председателем Банка России или Комитетом Банковского надзора.

Для осуществления введения временной администрации Департамент Финансового оздоровления должен составить ходатайство. Данное ходатайство должно содержать следующие пункты:

Данные о кредитной организации;

Сведения о филиалах кредитной организации;

Сведения о дочерних предприятиях кредитной организации;

Основания назначения временной администрации;

Сведения о финансовом состоянии кредитной организации

Затем данное ходатайство должно быть удовлетворено Банком России. Решение об удовлетворении ходатайства затем оформляется в приказе Банка России, который подготавливает Департамент Финансового оздоровления. Пункты, которые указаны в приказе Банка России, во многом совпадают с пунктами ходатайства, однако стоит выделить особо важные:

Перечень главных задач и функций временной администрации;

Перечень полномочий временной администрации;

Положения о включении указанного приказа Банка России в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве и об опубликовании указанного приказа Банка России в «Вестнике Банка России» в соответствии с пунктом 3 статьи 189.26 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)».

В случае ограничения полномочий исполнительных органов кредитной организации руководитель временной администрации:

обеспечивает доведение до сведения учредителей (участников), кредиторов и должников кредитной организации приказа Банка России о назначении временной администрации;

несет ответственность за деятельность временной администрации;

подписывает распоряжения временной администрации, обязательные для исполнения членами временной администрации и работниками кредитной организации;

обеспечивает осуществление функций временной администрации, предусмотренных пунктом 4.2 настоящего Положения;

устанавливает порядок перераспределения (в случае необходимости) средств между филиалами кредитной организации;

принимает меры по исполнению предписаний Банка России, в том числе путем внесения в финансовую и бухгалтерскую отчетность соответствующих корректировок (исправлений).

В случае приостановления полномочий исполнительных органов кредитной организации руководитель временной администрации осуществляет полномочия, указанные выше, а также:

осуществляет предусмотренные учредительными документами кредитной организации полномочия руководителя кредитной организации;

действует от имени кредитной организации без доверенности;

выдает доверенности работникам кредитной организации и иным лицам, в том числе с правом передоверия;

обеспечивает проведение в головном офисе, филиалах и иных структурных подразделениях кредитной организации инвентаризации имущества кредитной организации, а также инвентаризации находящихся (учитываемых) на счетах в кредитной организации ценных бумаг и иного имущества, принятых и (или) приобретенных кредитной организацией, в том числе осуществляющей профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг, за счет клиентов в соответствии с договорами хранения, договорами доверительного управления, депозитарными договорами, договорами о брокерском обслуживании и иными гражданско-правовыми договорами;

распоряжается имуществом кредитной организации, а также имуществом, находящимся у кредитной организации в связи с осуществлением ею профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, в доверительном управлении, в пределах, установленных федеральными законами и настоящим Положением;

исполняет предписания Банка России, в том числе путем внесения в финансовую и бухгалтерскую отчетность соответствующих корректировок (исправлений);

проводит анализ финансовых операций, совершенных кредитной организацией в течение последних 3 лет, предшествовавших назначению временной администрации, с целью выявления сделок, связанных с отчуждением имущества кредитной организации или передачей ее имущества третьим лицам во владение и пользование, повлекших за собой ухудшение финансового состояния кредитной организации.

Стоит отметить, что кредитная организация в период деятельности временной администрации согласно Главе 18 Положению Банка России от 1 августа 2017 г. № 597-П должна предоставлять отчетность Центральному Банку России. Подписывает данную отчетность руководитель кредитной организации, главный бухгалтер и руководитель временной администрации. В случае, если руководитель временной администрации принял решение об увольнении главного бухгалтера, то в этом случае его полномочия выполняет заместитель руководителя временной администрации.

Временная администрация должна регулярно отчитываться о результатах своей работы. Регулирует деятельность временной администрации и проверяет ее отчеты Департамент финансового оздоровления Центрального банка РФ.

Таким образом, полномочия позволяют временной администрации должным образом осуществлять внешнее управление кредитной организацией и не доводить ее до крайней стадии банкротства. На примере Банка Открытие мы увидели, что внедрение временной администрации совместно с выделением денежных средств из Фонда Консолидации банковского сектора помогли улучшить финансовые показатели системно значимой организации.

Список литературы:

«Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)» от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 08.12.2020)// Собрание законодательства Российской Федерации. 1994. - №32. – ст. 65

Федеральный закон от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» // Собр. законодательства РФ. 2002. № 43. Ст. 4190.

Федеральный закон от 10.07.2002 № 86-ФЗ (ред. от 27.12.2018) «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» // Собрание законодательства РФ. - 15.07.2002. - № 28. - ст. 2790.

Федеральный закон от 29.11.2001 № 156-ФЗ «Об инвестиционных фондах» // Собр. законодательства РФ. 03.12.2001. №49. Ст. 4562

Федеральный закон от 22.04.1996 № 39-ФЗ (ред. от 25.11.2017) «О рынке ценных бумаг» // Собрание законодательства РФ. - № 17. - 22.04.1996. - ст. 1918.

 Приказ Банка России от 29.08.2017 № ОД-2469 «О назначении временной администрации по управлению кредитной организацией Публичное акционерное общество Банк «Финансовая корпорация Открытие» ПАО Банк «ФК Открытие»

Положение Банка России от 01.08.2017 N 597-П «О порядке назначения, осуществления и прекращения деятельности временной администрации по управлению кредитной организацией»

Приказ Банка России от 21.12.2017 № ОД-3603 «О прекращении исполнения обществом с ограниченной ответственностью «Управляющая компания Фонда консолидации банковского сектора» функций временной администрации по управлению банком Публичное акционерное общество Банк "Финансовая Корпорация Открытие» ПАО Банк «ФК Открытие»

Положение об организации внутреннего контроля в кредитных организациях и банковских группах (утв. Банком России 16.12.2003 № 242-П) (ред. от 04.10.2017) (Зарегистрировано в Минюсте России 27.01.2004 № 5489) // Нормативные акты по банковской деятельности. - 2004. - № 4.

Сарнакова А.В. Банкротство кредитных организаций: гражданско-правовое исследование/ А.В. Сарнакова.    – 2017. – С. 2-5

Тарасенко О.А. Банкротство кредитных организаций: особенности и проблемы правового регулирования / О.А. Тарасенко // статьи по специальности «Право». – 2018. – С. 1-4.

Просмотров работы: 11