Рассмотрим понятие мастер-класса. В педагогической литературе существует множество определений понятия «мастер-класс».
Мастер-класс – это открытая педагогическая система, позволяющая демонстрировать новые возможности педагогики развития и свободы, показывающая способы преодоления консерватизма и рутины [1].
Так же, мастер-класс – это осмысленная передача своего профессионального опыта мастером (учителем), его последовательные выверенные действия, ведущие к заранее обозначенному результату.
Актуальность настоящего исследования обусловлена необходимостью рассмотреть одну из форм методической работы как распространения собственного педагогического опыта посредством мастер-класса в формате онлайн, в связи с неблагоприятными обстоятельствами в мире.
Рассмотрим основные теоритические аспекты мастер-класса.
Мастер-класс можно разделить по полученному конечному результату на:
практический (участники в качестве результата получают готовую вещь);
теоретический (участники в качестве результата получают полезные теоритические знания, навыки и т.п.);
смешанный (практический и теоретический).
Выделяют следующие принципы мастер-класса:
● безоценочность, отсутствие негативных замечаний в адрес участников;
● равенство всех участников присутствующих на мастер-классе, мастер никогда не должен быть «над» своими учениками;
● сравнение результатов без соревнования, так как это характерно больше конкурсам;
● заинтересованность, сотворчество, взаимопомощь как в отношении мастера к ученикам, так и между учениками.
Классический мастер-класс включает в себя:
демонстрацию специалистом своего мастерства или понимания проблемы в практической форме. Роль мастера — консультант, помогающий организовать работу или творческую деятельность, осмыслить проблему и т.д.;
вовлечение ученика в активную деятельность по освоению мастерства под контролем специалиста;
публичность. Наличие аудитории – «наблюдателей», воспринимающей процесс общения мастера и его учеников. Эта часть аудитории может вмешиваться в процесс мастер-класса, задавая вопросы и требуя пояснений [2].
Для успешного проведения мастер-класса необходимо его теоретическое обоснование и чётко отработанная технология процесса, что позволит связно и поэтапно изложить свой опыт. Однако главная цель мастер-класса – передать способы деятельности, будь то методика или технология, а не сообщить или освоить информацию [3].
План проведения и организации мастер-классов не имеет каких-то строгих и единых норм.
Если говорить о мастер-классе в формате проведения онлайн, то ранее данный формат использовался реже, чем оффлайн, так как именно такой формат считался менее эффективным. Однако в 2020 году в связи с пандемической ситуацией все изменилось, многие были вынуждены перейти на данный формат обучения и адаптироваться к нему.
Все вышеописанные теоретические аспекты применяются и к онлайн формату мастер-класса.
Рассмотрим примерный план подготовки и проведения мастер-класса в онлайн формате, включающий следующие этапы:
Разработка концепции, плана, темы мастер класса;
Проработка мастером теоретического и практического материала на тему мастер-класса.
Разработка мастером более детального плана, в том числе структуризация технологии изготовления, если она имеется;
Разработка и подготовка к практической части (закупка материалов, оборудования, подготовка и рассылка списка материалов для участников, при этом рекомендуется представлять фото специфичных материалов и указывать возможные места их приобретения);
Подготовка теоретического материала в доступный формат – презентация, иллюстрации, схемы;
Проверка работы технического оборудования и готовности к мастер-классу в день проведения;
Организационный момент – введение в тему участников мастер-класса. При этом мастер приветствует участников и сообщает им задачи, которые будут решаться в процессе проведения мастер-класса;
Изложение теоретических аспектов мастер-класса. Для данного этапа мастер заранее готовит нужный теоретический материал в краткой, доступной и наглядной форме; желательно, но не обязательно для этого делать электронную презентацию;
Проведение основной части мастер-класса, включающий поэтапную реализацию темы;
Получение обратной связи от участников мастер-класса.
В рамках исследования нами в декабре 2020 года проведен мастер класс онлайн на тему «Создание японской новогодней композиции Кадомацу» для магистрантов и преподавателей кафедры сервиса и оздоровительных технологий Уральского федерального университета. Проведенная апробация подтвердила правильность выделенных этапов, а также позволила выделить достоинства и недостатки такого формата проведения мастер-классов.
Итак, у онлайн формата мастер-класса есть много плюсов:
экономическая выгода. Чаще всего мастер-класс в формате онлайн проводить более выгодно – меньше затрат на материалы, аренду помещения и т. п.;
возможно большее количество участников мастер-класса, т.к. оффлайн формат обычно ограничивается местом;
комфорт участников, связанный с отсутствием поездки к месту занятия и экономии времени, что немаловажно для наших перегруженных делами современников. Замечено, что даже если у участников из ближайших городов региона есть возможность приехать на мастер-класс офлайн, они не всегда считают целесообразным тратить время и деньги на поездку;
возможность пригласить нескольких специалистов из разных городов, стран чтобы они выступали экспертами. В данном пункте стоит отметить, что такой эксперт в онлайн формате воспринимается часто точно также как, если бы он бы присутствовал лично на мастер-классе. Это происходит из-за того что все участники находятся в равных условиях – онлайн, а значит нет ощущения что эксперт «далеко», и не так вовлечен.
вовлеченность участников в процесс, зачастую, даже больше, чем в оффлайн формате. Это происходит по причине того, что человек становится еще более внимателен, так как онлайн формат стереотипно считается труднее в понимании.
Рассмотрим также выделенные нами минусы:
при большой аудитории мастер-класса мастер уже не может уделять внимание лично каждому, это становится физически невозможно. И если в оффлайн формате это решается с помощью дополнительных человеческих ресурсов – помощника преподавателя, то в оффлайн формате пока это остается проблемой;
если сама технология изготовления сложна, то ресурсов на оффлайн формат будет затрачиваться еще больше, чем в онлайн формате. Отсюда вытекает и следующий пункт.
ингредиенты, материалы, инструменты бывают специфичны, но на мастер-класс в онлайн формате участникам придется закупать их самим, тем более если они из разных регионов России. Это становится, действительно, проблемой для мастера и/или организаторов;
стресс участников, особенно если в мастер-классе участвуют дети, от напряжения, например, в связи с задействованием усиленного внимания в течение длительного времени;
технические проблемы у учеников – в данном вопросе, зачастую, мастер не может ничем помочь. Особенно, если технические проблемы у ученика связаны со старой компьютерной техникой, аксессуарами (наушниками, микрофоном, веб камерой), качеством интернет-соединения и т.п. Кроме того, технические проблемы также могут возникнут и у ведущего мастер-класса.
При организации и проведении мастер-класса в онлайн формате, обязательно должны быть учтены выделенные минусы и предложены пути решения данных проблем. Кроме того, обязательно должны быть продуманы всевозможные форс-мажорные проблемы, которые могут возникнуть при непосредственном проведении мастер-класса в онлайн формате.
Поэтому мастер-класс в онлайн формате, особенно практический или смешанный можно провести не каждый мастер. Особенно важна его IT-компетентность.
В заключении выделим особенности проведения и организации мастер-классов в онлайн формате:
для мастера важны, помимо профессиональных, технологических компетентностей такие качества как коммуникабельность, стрессоустойчивость, креативность, изобретательность;
в онлайн формате мастер-класса на главное место выходит социально-психологическая атмосфера. В данном случае под этим понятием будет пониматься органический сплав идей, взглядов, чувств, настроений, побуждений, объединенность тематикой. Ведущему необходимо будет настроить участников на общую особую атмосферу, иначе это может повлиять в дальнейшем не только на конечный результат, но и на отзыв участника о мастер-классе. Тем более, что стереотип об онлайн формате – как о неудачном формате, уже будет заставлять людей, особенно «консерваторов» относится скептически к мастер-классу онлайн;
как уже упоминалось, список материалов и инструментов, которые понадобятся участникам, должен быть подготовлен и разослан мастером участникам заранее. В данном списке должны не только быть списки магазинов, фотографии, но и предложены альтернативы. Кроме того, мастер должен быть готов быть на связи с учениками для разъяснения пунктов из списка.
Литература
Что такое мастер-класс? . URL: https://sch852zg.mskobr.ru/files/chto_takoe_master-klass_i_kak_ego_provesti.pdf (дата обращения: 05.12.2020).
Бобряшова О. В. Мастер класс и творческая мастерская как педагогические технологии обучения будущих дизайнеров // Вестник ОГУ ». –2011. –№ 11 (130) (дата обращения: 05.12.2020).
Марюфич Т.В. Методические рекомендации по организации и проведению мастер-класса. URL: https://gigabaza.ru/doc/109063.html (дата обращения: 05.12.2020)