Проблемы адаптации студентов к процессу обучения в ВУЗе в Арктическом регионе - Студенческий научный форум

XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2021

Проблемы адаптации студентов к процессу обучения в ВУЗе в Арктическом регионе

Бурков М.С. 1, Кольцова М.П. 1
1Северный (Арктический) Федеральный Университет им. М. В. Ломоносова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение. Одной из проблем успеваемости студентов первокурсников в вузе является их адаптация к новому процессу обучения. Приспособление человека к изменяющимся условиям жизни и профессиональной деятельности накладывает отпечаток как на общее психофизиологическое состояние, так и на способность выполнять определенные задания. От процесса адаптации выпускников школы к новому для них образу жизни и деятельности зависят текущие и предстоящие успехи студентов, процесс их личностного роста и профессионального становления [1].

Перемена места жительства, переход от одной формы деятельности к другой, изменение социального окружения — всё это те ситуации, которые предполагают трансформацию сложившихся представлений, способов поведения и переживания студента первокурсника в направлении соответствия новым требованиям условий образования [4]. У первокурсника «выход» из школьной программы обучения состыковывается с «входом» в вузовскую методику преподавания, освоением новых учебных и организационных структур.

Проблема учебной адаптации студентов актуальна как с точки зрения их успеваемости, так и в аспекте организации учебного процесса. Эффективная постановка учебного занятия требует совершенствования системы организационных и педагогических мероприятий, которые должны базироваться на данных динамики работоспособности студентов [2].

Материал и методы исследования. С 28 декабря 2020 года по 10 января 2021 года было проведено изучение успеваемости студентов САФУ. Объем выборки составлял 54 человека. Использовались следующие оценочные критерии: оценки в аттестате, место проживания студента до обучения в вузе (город, поселок/село), место проживания после поступления в вуз (общежитие, дома), страна проживания до поступления в университет, пол студента. Результаты исследования обрабатывались с помощью общепринятых математических методик с использованием статистического анализа.

Результаты исследования и их обсуждение. При проведении общего анализа по всем показателям была найдена корреляционная зависимость, представленная в сводной таблице 1.

Из таблицы следует, что наибольшее влияние на успеваемость студентов оказывают такие факторы как оценки в аттестате (в большей степени) и страна проживания до поступления (в меньшей степени) при высоком уровне значимости p = 0,005. Показатели тесноты связи между данными факторами и успеваемостью студентов имеют наибольшее положительное значение, что свидетельствует о существующей связи между ними. Таким образом, успеваемость в школе до поступления в университет оказывает значительное влияние на успеваемость и степень адаптации к новой форме обучения.

Таблица 1. Корреляционная зависимость успеваемости студентов

Фактор

Коэффициент корреляции R

Оценки в аттестате

0,31 (p = 0,005)

Страна проживания до поступления

0,23(p = 0,05)

Место проживания до поступления в ВУЗ (село/деревня, город)

-0,15(p = 0,5)

Место проживания во время обучения (общежитие, дом)

-0,22(p = 0,5)

Пол (м/ж)

-0,17(p = 0,05)

Пол студента и успеваемость коррелируют с достоверной значимостью p = 0,05. При этом студенты мужского пола тяжелее адаптируются при получении новых знаний, о чем свидетельствует наличие отрицательной связи.

Низкое влияние на успеваемость студентов оказывают показатели «место проживания во время обучения» и «место проживания до поступления в ВУЗ» с p = 0,5. Фактор проживания в общежитии имеет отрицательную корреляционную зависимость, что свидетельствует о наличии снижения адаптационных механизмов при совместном проживании студентов [3].

Место проживания в городе или сельской местности до обучения в вузе имеет отрицательную связь. Данный фактор говорит о более сложной адаптации сельских студентов при обучении в вузе.

Было изучено влияние условий, созданных в САФУ, для проведения досуга (кружки, секции, отряды, сообщества) на адаптацию студентов. Выявлена прямая корреляционная связь – студенты, проводящие свободное время от занятий на различные секции, кружки, отряды имеют более успешные результаты в обучении. Связано это с более лёгкой и быстрой социализацией новоиспечённых студентов.

Также был проведён опрос мнений студентов о качестве условий предоставляемых САФУ для проведения досуга. Результат представлен на диаграмме 1.

Из диаграммы можно сделать вывод, что в университете созданы благоприятные условия для проведения досуга. Хорошо – 46,3 % (большинство), отлично – 14,8 %, удовлетворительно – 33,3%.

Диаграмма 1. Оценка условий САФУ, для проведения досуга

Заключение. Из полученных результатов следует, что адаптация студентов первого курса к учебному процессу зависит от начального уровня успеваемости, страны проживания до поступления, а также от пола студентов. Меньшее влияние на адаптацию первокурсников оказывают показатели «место проживания до поступления в ВУЗ (село/деревня, город)» и «место проживания во время обучения (общежитие, дом)».

В Северном Арктическом федеральном университете созданы благоприятные условия для быстрой и успешной адаптации учащихся к новой форме обучения.

Список использованных источников

Волгина Т. Ю. Адаптация студентов к обучению в педагогическом вузе: трудности, проблемы, пути их решения / Т. Ю. Волгина // Электронный научный журнал «Вестник Омского государственного педагогического университета». - Вып. 2007. - www.omsk.edu.

Журавишкина Е. Г. Некоторые аспекты учебной адаптации студентов / Е.Г. Журавишкина // Российский физиологический журнал им. И. М. Сеченова. – 2004. – Т. 90. – № 8. – С. 367-368.

Кузнецова О. В. Успеваемость студентов первокурсников как показатель адаптации к обучению в медицинском вузе / О. В. Кузнецова, Е. А Нефедова, В. Ф. Шаторная, Ю. В. Демиденко // Вестник проблем биологии и медицины. – 2016. - № 4. – С. 218-221.

Rahma I. Adaptation and first-year university students in the Sultanate of Oman / Ibrahim AlMahrooqi Rahma, C.J. Denman, B.A. Ateeq // Issues in English education in the Arab world. - Publisher: Cambridge Scholars. - 2009. - P. 60-82.

Просмотров работы: 12