Введение. Одной из проблем успеваемости студентов первокурсников в вузе является их адаптация к новому процессу обучения. Приспособление человека к изменяющимся условиям жизни и профессиональной деятельности накладывает отпечаток как на общее психофизиологическое состояние, так и на способность выполнять определенные задания. От процесса адаптации выпускников школы к новому для них образу жизни и деятельности зависят текущие и предстоящие успехи студентов, процесс их личностного роста и профессионального становления [1].
Перемена места жительства, переход от одной формы деятельности к другой, изменение социального окружения — всё это те ситуации, которые предполагают трансформацию сложившихся представлений, способов поведения и переживания студента первокурсника в направлении соответствия новым требованиям условий образования [4]. У первокурсника «выход» из школьной программы обучения состыковывается с «входом» в вузовскую методику преподавания, освоением новых учебных и организационных структур.
Проблема учебной адаптации студентов актуальна как с точки зрения их успеваемости, так и в аспекте организации учебного процесса. Эффективная постановка учебного занятия требует совершенствования системы организационных и педагогических мероприятий, которые должны базироваться на данных динамики работоспособности студентов [2].
Материал и методы исследования. С 28 декабря 2020 года по 10 января 2021 года было проведено изучение успеваемости студентов САФУ. Объем выборки составлял 54 человека. Использовались следующие оценочные критерии: оценки в аттестате, место проживания студента до обучения в вузе (город, поселок/село), место проживания после поступления в вуз (общежитие, дома), страна проживания до поступления в университет, пол студента. Результаты исследования обрабатывались с помощью общепринятых математических методик с использованием статистического анализа.
Результаты исследования и их обсуждение. При проведении общего анализа по всем показателям была найдена корреляционная зависимость, представленная в сводной таблице 1.
Из таблицы следует, что наибольшее влияние на успеваемость студентов оказывают такие факторы как оценки в аттестате (в большей степени) и страна проживания до поступления (в меньшей степени) при высоком уровне значимости p = 0,005. Показатели тесноты связи между данными факторами и успеваемостью студентов имеют наибольшее положительное значение, что свидетельствует о существующей связи между ними. Таким образом, успеваемость в школе до поступления в университет оказывает значительное влияние на успеваемость и степень адаптации к новой форме обучения.
Таблица 1. Корреляционная зависимость успеваемости студентов
Фактор |
Коэффициент корреляции R |
Оценки в аттестате |
0,31 (p = 0,005) |
Страна проживания до поступления |
0,23(p = 0,05) |
Место проживания до поступления в ВУЗ (село/деревня, город) |
-0,15(p = 0,5) |
Место проживания во время обучения (общежитие, дом) |
-0,22(p = 0,5) |
Пол (м/ж) |
-0,17(p = 0,05) |
Пол студента и успеваемость коррелируют с достоверной значимостью p = 0,05. При этом студенты мужского пола тяжелее адаптируются при получении новых знаний, о чем свидетельствует наличие отрицательной связи.
Низкое влияние на успеваемость студентов оказывают показатели «место проживания во время обучения» и «место проживания до поступления в ВУЗ» с p = 0,5. Фактор проживания в общежитии имеет отрицательную корреляционную зависимость, что свидетельствует о наличии снижения адаптационных механизмов при совместном проживании студентов [3].
Место проживания в городе или сельской местности до обучения в вузе имеет отрицательную связь. Данный фактор говорит о более сложной адаптации сельских студентов при обучении в вузе.
Было изучено влияние условий, созданных в САФУ, для проведения досуга (кружки, секции, отряды, сообщества) на адаптацию студентов. Выявлена прямая корреляционная связь – студенты, проводящие свободное время от занятий на различные секции, кружки, отряды имеют более успешные результаты в обучении. Связано это с более лёгкой и быстрой социализацией новоиспечённых студентов.
Также был проведён опрос мнений студентов о качестве условий предоставляемых САФУ для проведения досуга. Результат представлен на диаграмме 1.
Из диаграммы можно сделать вывод, что в университете созданы благоприятные условия для проведения досуга. Хорошо – 46,3 % (большинство), отлично – 14,8 %, удовлетворительно – 33,3%.
Диаграмма 1. Оценка условий САФУ, для проведения досуга
Заключение. Из полученных результатов следует, что адаптация студентов первого курса к учебному процессу зависит от начального уровня успеваемости, страны проживания до поступления, а также от пола студентов. Меньшее влияние на адаптацию первокурсников оказывают показатели «место проживания до поступления в ВУЗ (село/деревня, город)» и «место проживания во время обучения (общежитие, дом)».
В Северном Арктическом федеральном университете созданы благоприятные условия для быстрой и успешной адаптации учащихся к новой форме обучения.
Список использованных источников
Волгина Т. Ю. Адаптация студентов к обучению в педагогическом вузе: трудности, проблемы, пути их решения / Т. Ю. Волгина // Электронный научный журнал «Вестник Омского государственного педагогического университета». - Вып. 2007. - www.omsk.edu.
Журавишкина Е. Г. Некоторые аспекты учебной адаптации студентов / Е.Г. Журавишкина // Российский физиологический журнал им. И. М. Сеченова. – 2004. – Т. 90. – № 8. – С. 367-368.
Кузнецова О. В. Успеваемость студентов первокурсников как показатель адаптации к обучению в медицинском вузе / О. В. Кузнецова, Е. А Нефедова, В. Ф. Шаторная, Ю. В. Демиденко // Вестник проблем биологии и медицины. – 2016. - № 4. – С. 218-221.
Rahma I. Adaptation and first-year university students in the Sultanate of Oman / Ibrahim AlMahrooqi Rahma, C.J. Denman, B.A. Ateeq // Issues in English education in the Arab world. - Publisher: Cambridge Scholars. - 2009. - P. 60-82.