ПРОФИЛАКТИКА ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ СРЕДСТВАМИ IT-ТЕХНОЛОГИЙ - Студенческий научный форум

XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2021

ПРОФИЛАКТИКА ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ СРЕДСТВАМИ IT-ТЕХНОЛОГИЙ

Пантюхина Е.В. 1
1УлГПУ им. И.Н. Ульянова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В настоящее время IT-технологии называют основой современного общества. Мы сталкиваемся с IT везде: дома, в школе, на работе, в транспорте, в крупных магазинах, и даже в библиотеках. С одной стороны, чрезмерное использование таких технологий пагубно влияет на эмоциональное и психическое изменение состояния человека, но с другой стороны правильное использование IT – технологий способно помочь специалистам, работающим с девиантными подростками в их профилактике отклоняющегося поведения. В данной статье я бы хотела рассмотреть возможности профилактики девиантного поведения средствами IT – технологий.

В 10-14 лет у подростков наступает так называемый переломный момент, как его еще называют в науке «подростковый кризис». Это тот момент, когда у ребенка происходят изменения в психологическом и социально-педагогическом развитии. От многих других подростковых кризисов он отличается высокой продолжительностью и большой сложностью протекания. В такое время у ребенка начинаются проблемы в учёбе, в отношениях с семьей, взрослыми и другими сверстниками.

Множество нарушений, которые возникают у подростка в данный период приводят к формированию у него трудностей в воспитании и педагогической запущенности. Если вовремя не предотвратить развитие данных нарушений, то следствием их может стать социальная и социально-педагогическая запущенность, а именно прогулы школы, безнадзорность и беспризорность, появление вредных привычек, хулиганство, воровство и нарушение закона.

В такой сложный момент не только родители, но и специалисты школы должны помочь подростку преодолеть «подростковый кризис». Так как с развитием общества меняются и интересы подрастающего поколения, то IT – технологии — это находка среди всех средств профилактики девиантного поведения.

Специалистам необходимо постепенно включать в свою работу с девиантными подростками использование компьютеров, пользование сети Интернет, видеоигры и т.д.

У детей с девиантными поведением такое обучение даёт высокий результат, не только в обучении, но и в поведении, так как ребятам это интересно, это современно, не вызывает никакого дискомфорта. Но необходимо помнить и о «живом» общении при использовании средств IT – технологий.

Когда педагог дает задание подростку, например, создать презентацию или видеоролик, по теме которая может непосредственно касаться девиантного подростка или быть актуальна в современном мире («Почему вредные привычки вредны?», «Последствия наркомании», «Мелкое хулиганство или метка на всю жизнь» и т.д.). Учитель может выступать только в качестве консультанта (дает тему, подсказывает где можно посмотреть, что можно использовать), но не в коем случает не дает уже готовы материал. Ребенок в такой момент становится самостоятельным и начинает использовать все необходимые ресурсы для поиска данной информации. Чем больше подросток ищет информации в сети Интернет, тем больше он узнает о плохом влиянии данной проблемы, пытается найти пути решения этой проблемы, вырабатывает собственное мнение. Конечно не с первой попытки девиантный подросток избавится от вредных привычек, например, но чем больше он будет искать противоречий, чем больше будет интересоваться последствиями данных действий, тем быстрее у него начнет вырабатываться положительное отношение, ему захочется делиться полученной информацией с другими.

Лучшим в профилактики девиантного поведения будет считаться создание собственного проекта, результатом которого может быть создание видеоролика, приложения для мобильного телефона или виртуальной реальности и т.д. Но проект должен быть большой, содержать диагностику проблемы (например, «Влияние чрезмерного использования компьютером на обучающихся младших классах»), профилактика, анализ работы и готовый продукт (разработка какого приложения). То есть в процессе работы над проектом подросток с девиантными поведением показывает младшим школьникам, что компьютер можно использовать и в правильном русле.

Еще одной формой профилактики девиантного поведения могу служить создание мультипликационных, анимационных роликов.

Занятия мультипликацией основываются на том, что реализация творческого потенциала личности дает мощный ресурс, который помогает справиться с проблемами, стимулирует их творческую активность и развивает мышление. И по сравнению с другими методами работы с детьми, мультипликация имеет явные преимущества:

1. Формирует мотивацию детей к познанию окружающего мира.

Мультфильмы становятся для подростка дверью в мир культуры, ценностей и смыслов, художественных образов, символов. Участие в создании мультфильма повышает самооценку ребенка, его значимость, вызывает ощущение сопричастности к чему-то важному и интересному.

2. Мультстудия включает в себя занятия различными видами творческой деятельности: декоративно-прикладным, изобразительным творчеством, литературой, музыкой.

3. В процессе занятий используются современные технологии: проектное обучение, IT-технологии. В условиях информационно технологического прогресса, когда самые разнообразные виды профессиональной деятельности перемещаются в виртуальное пространство дети, владеющие компьютерными технологиями, не чувствуют себя оторванными от мира.

4. Главная отличительная особенность мультипликации – феномен оживления персонажей. Анимация (одушевление) свойственна детскому сознанию, однако всегда воспринимается ребенком как чудо, и вызывает неподдельный восторг.

5. Особую важность имеет достаточно быстрое получение готового продукта – мультфильма. Собственный рисунок, который кажется ребенку некрасивым, при появлении его на экране, включенным в общий контекст, начинает восприниматься ребенком совсем по-другому. Просмотр и обсуждение мультфильма дает возможность ребенку осознать себя автором.

Благодаря всему этому, складываются такие условия, при которых девиантный подросток переживает успех, самостоятельно справляясь с встречающимися трудностями на пути создания мультфильма.

Еще одна форма, о которой хотелось бы сказать это занятия по робототехнике.

Данные занятия способствуют росту заинтересованности учащихся, позволяют разнообразить учебную деятельность, использовать групповые активные методы обучения, решать разнообразные практические задачи.

На каждом занятии дети реализуют мини-проекты: учащиеся/учитель ставят вопросы, формулируют проблему, выдвигают гипотезу, ищут пути решения, подтверждают или опровергают гипотезу. Учащиеся учатся работать с различными источниками информации: готовые схемы сборки робота, книги, интернет. Они учатся проводить эксперименты и анализировать полученные данные. Они учатся работать в команде, распределять обязанности между членами группы. По итогам занятий учащиеся представляют свою работу, производят тестирование и демонстрацию сконструированного робота. Группа оценивает работу и делает выводы. Учитель во время таких занятий фактически выступает в роли тьютора, организуя проектную деятельность, объясняя цели и задачи работы, обучая детей выражать своё мнение, защищать свою точку зрения, умения находить компромиссы. Например, на начальном этапе обучения учащиеся изучают блок Движение, работу сервоприводов робота, способы поворота робота.

В работе над проектом принято выделять следующие этапы:

1. Проблематизация (проанализировать проблему, выявить ее суть)

2. Целеполагание (переформулировать проблему в задачи собственной деятельности)

3. Планирование (спланировать шаги по их решению)

4. Реализация (осуществить необходимые действия)

5. Рефлексия (оценить полученный результат с точки зрения поставленной цели)

6. Презентация

Такой подход оправдан в случае работы над длительным или масштабным проектом. Если же работать приходится с подростками, у которых не сформированы навыки учебного труда, отсутствует мотивация к познавательной деятельности, которые настроены на сиюминутный результат, то главной задачей педагога, на мой взгляд, становится формирование навыков проектного мышления.

Выполняя творческие проекты (не только роботехнические), обучающиеся приобретают новые знания и опыт в интересующей сфере и сразу же применяют их на практике, овладевают коммуникативными навыками, получают представления о том, чем хотели бы заниматься в будущем. Всё это умения и качества, необходимые человеку 21-го века.

Таким образом, профилактика девиантного поведения подростков средствами IT-технологий является эффективной, поскольку дети заняты интеллектуальным трудом, IT-технологии для них представляют большой интерес. Обучающиеся приходят и уходят в положительном настрое, общаются по интересам. Большая часть обучающихся проявляют себя в качестве участников конкурсов по данной тематике.

Список использованных источников

Википедия – свободная энциклопедия [Электронный ресурс]// Нормы. Социальная психология. – Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Социальная_норма(Дата обращения: 26.11.2019).

Арт–терапевтическая помощь детям с особенностями развития / под ред. Л.А. Раимовой. – Казань: Веда, 2012.– 146 с.

Киселева М.В. Арт–терапия в работе с детьми / М.В. Киселева. – СПб.: Речь, 2014. –160 с.

Терелянская, Е.В. Художественно–творческие технологии в профессиональной подготовке бакалавров социальной работы // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. XLVIII междунар. науч.–практ. конф. № 1(48). – Новосибирск: СибАК, 2015.

Бибикова Н.В. Медиация как технология социальной работы с девиантными подростка / Н.В. Бибикова // Социально-педагогический контекст образования: проблемы и тенденции материалы Всероссийской научно-практической конференции. Ульяновск: УлГПУ им. И.Н. Ульянова». 2015. С. 277-283.

Сельченок, К. В Психология человеческой агрессии / К. В. Сельченек – М., 2013. – 143 с.

Холостова, Е.И. Социальная работа/Е.И. Холостова.–М.: Издательско–торговая корпорация « Дашков и К», 2011.– 860с.

Тупахина, Т. В. Учимся переводить агрессию в позитив. / Т.В. Тупахина// Справочник педагога – психолога. Школа. – 2013.– №7 – С. 58 –68.

Фролов В.Н. Частный случай использования элементов ИТ в управленческой деятельности / В.Н. Фролов // Информационные технологии в общеобразовательной школе. – Новосибирск, 2017.

Энциклопедия социальных практик поддержки семьи и детства в Российской Федерации [Электронный ресурс] / Под ред. профессора Е. И. Холостовой, профессора Г. И. Климантовой. — 2–е изд. — М.: Издательско–торговая корпорация «Дашков и К°», 2015. — 752 с. – ISBN 978–5–394–02525–9 – Режим доступа: http://znanium.com/catalog.php?bookinfo=513854 . (Дата обращения: 28.12.2019).

Энциклопедия социальных практик [Электронный ресурс] / Под редакцией Е. И. Холостовой, Г. И. Климантовой. – 2–е изд. – М. :Издательско–торговая корпорация «Дашков и К°», 2013. – 660 с. – ISBN 978–5–394–01825–1.Режим доступа:http://znanium.com/bookread2.php?book=430523 . (Дата обращения: 25.12.2019).

Просмотров работы: 223