ПРОЕКТ «ФОНТАНЫ»: ОПЫТ ПРОДВИЖЕНИЯ СОВРЕМЕННОГО ИСКУССТВА В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ - Студенческий научный форум

XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2021

ПРОЕКТ «ФОНТАНЫ»: ОПЫТ ПРОДВИЖЕНИЯ СОВРЕМЕННОГО ИСКУССТВА В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ

Маслова Е.В. 1
1Ростовская государственная консерватория им. С. В. Рахманинова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Приобщение молодежи к современному музыкальному искусству – одна из важнейших задач в деятельности продюсера, который озабочен проблемой формирования аудитории своих проектов. Эта установка совпадает с культурной политикой РФ, которая особое внимание уделяет работе с молодежью и проектному менеджменту [1]. Это правомерно, так как воспитание и просвещение новых поколений – залог качества человеческого потенциала страны завтрашнего дня.

Целями государственной культурной политики являются: укрепление гражданской идентичности; создание условий для воспитания граждан; сохранение исторического и культурного наследия и его использование для воспитания и образования; передача от поколения к поколению традиционных для российской цивилизации ценностей и норм, традиций, обычаев и образцов поведения; создание условий для реализации каждым человеком его творческого потенциала; обеспечение доступа граждан к знаниям, информации, культурным ценностям и благам и др. [2].

Сказанное важно потому, что существует особая специфика подросткового и молодежного возраста: это период социализации и инкультурации, он характеризуется нередко протестными настроениями. Молодежь склонна к поиску нового, в область ее интересов часто попадают явления несвойственные культуре большинства. Поэтому феномен молодежных субкультур столь ярко представлен в социуме. В силу этих особенностей, чтоб привлечь молодежь к искусству, нужны и новые формы его подачи. Одним из интересных проектов, решающих важную задачу приобщения молодежи к современному искусству, реализуемых в городе Ростове-на-Дону, является проект «Фонтаны». Автором проекта является Илья Пучеглазов – музыкант, создатель электронной музыки и эмбиента, его участники – дизайнеры, танцоры, видеографы – те, кто интересуется современным искусством и, конечно же, музыканты. Организатором музыкальной части стал композитор Антон Александрович Светличный. Одна из базовых установок проекта – сочетание необычной музыки, которая очень редко звучит в концертных залах с необычными условиями. И одно, и другое – гарант привлечения молодой аудитории. В интервью, проведенном автором доклада со Светличным, композитор отметил, что одной из целей проекта было расширение круга музыки, которую интересно играть – и привлечение к ее восприятию большого числа людей. Поэтому был выбран формат open-air – выступление музыкантов на центральных улицах города.

Произведения, исполняющиеся на концертах, структурно и исполнительски просты. Поэтому в проекте могут принимать участие люди даже без музыкального образования. Зимой 2018 года, коллектив исполнял произведение Джона Кейджа «Лекция о Ничто». Кроме текста была импровизация 10 человек исполнителей и отдельно сидящий человек с печатной машинкой в руках, «отстукивающий время».

Изначально была идея сделать этот проект в пространстве неработающего квадратного фонтана возле Государственной Публичной библиотеки. Там интересная геометрия пространства, можно посадить слушателей по периметру и замкнуть их внимание на артистов в центре. Первое выступление прошло именно там. Была собрана очень большая аудитория, после чего стало ясно , что это перспективный проект и его нужно развивать . Репертуар был ориентирован на стиль эмбиент. Выяснилось, что это очень привлекательный формат, так как есть тональная основа, гармонический фон, на который можно накладывать в качестве рельефа звучание разных инструментов. Кроме того исполнялись произведения композитора Стивена Райха в стиле минимализма.

Состав исполнителей в каждом концерте проекта разный и он постепенно расширялся. В одном из них принимала участие ростовская джазовая вокалистка Оксана Ференчук. Затем были привлечены видеографы. На второй год существования проекта были проведены в эксперименты с форматами life-texno. Таким образом, акция постепенно трансформировалась в интерактивный аудио-визуальный концерт эмбиентной и современной классической музыки.

Выступления в основном проходят на улице, чаще на Пушкинской, потому что это центральный прогулочный бульвар с высокой проходимостью, привлекающий в силу этого музыкантов разного профиля, желающих показать свое исполнительское мастерство. Проведение в этой локации события гарантирует привлечение большого числа зрителей, одни из которых пришли специально, другие же подойдут случайно, но послушав, останутся и, возможно, в следующий раз придут целенаправленно. Такие примеры есть, и это хороший способ наращивать аудиторию. Но проекты с этим же составом и музыкой проходили не только на улицах города. Были показы в Донской Публичной библиотеке, в кинозале и в Зимнем саду. Также планируется провести «Фонтаны» зимой в иных помещениях города. Интересной деталью является то, что в каждом концерте принимает участие пластический танцевальный коллектив «Позиция». Проект привлекает зрителей своей релаксационной сущностью, каждый его участник может сосредоточиться на своих мечтах, фантазиях, отвлечься от напряженного темпа будничной жизни.

Ранее было отмечено, что привлечь внимание молодежи могут необычные формы подачи искусства. Данный проект имеет явные черты перформанса. Слово перформанс происходит от глагола to perform (представлять, осуществлять и исполнять). Это авангардное и концептуальное искусство, в котором произведения вовлекают в свою орбиту аудиторию не только как воспринимающую массу пассивных зрителей, а как соучастников происходящего [3, 4]. Зачастую такие выступления очень необычны, не каждый человек может понять смысл, заложенный в конкретный перформанс. А. В. Крылова пишет, что «Перформативные формы, насыщенные социальными и философскими смыслами, получили широкое распространение в искусстве последней трети ХХ столетия» [5, c. 28], а также, подчеркивая особенность перформативно организованных событий указывает, что перформанс помогает «ситуативно пережить интерактивный опыт, усиленный художественной компонентой, ощутить эмоциональную вовлеченность и наполнение эмоциональной энергией, сформировать чувство общности и освоить новые символические смыслы» [5, c. 29].

Проект продвигается с помощью социальных сетей. Например, перед концертом появляется пост в ВК. Также используется Instagram. «Фонтаны» является некоммерческим проектом, спонсоры не привлекаются. Значимым фактором для его успеха является расположение площадки для выступлений музыкантов. Чем более многолюдная улица, тем больше людей осознают свою причастность к искусству.

Итак, проведение событий в формате open aire – на открытых городских площадках эффективен в плане социкультурной вовлеченности молодежной аудитории. В Ростове-на-Дону есть спрос на данный вид искусства. соответственно в городе намечены положительные сдвиги по неформальной работе с молодежью, имеющей цель вовлечь её в позитивное культурное пространство. Эти проекты могут быть некомерческими, как Фонтаны и коммерческими, как интеллектуальные молодежные антикафе, например, «Циферблат» где проводятся различные события или ресторан «Книжный», регулярно организующий музыкальные или литературные события, планирующий помещение для выставок современного искусства, при кафе есть книжная лавка и условия свободного чтения за чашечкой кофе. Так же в Ростове-на-Дону появился целый хипстерский квартал на Пушкинской (граффити, татуировки, вейперы, барбер-шопы). Авангардное искусство – это искусство избытка. В городе эта среда только нарастает, она ещё недостаточно развита и устойчива, но она есть и развивается. Позитивно, что музыкальный театр и филармонический оркестр также организуют события на открытом воздухе. Все это создает в городе позитивную творческую атмосферу, хотелось бы, чтоб подобных проектов было больше, и консерватория с ее творческим потенциалом могла бы их приумножить.

Список литературы

Крылова А.В. Проектная деятельность в сфере искусства как тенденция // Менеджмент и звукорежиссура музыкальных проектов: актуальные проблемы науки и практики. Сборник научных статей. Ростовская гос. консерватория (академия) им. С. В. Рахманинова. Ростов-на-Дону, 2012. С. 7–15.

Стратегия государственной культурной политики на период до 2030 года. URL: http://static.government.ru/media/files/AsA9RAyYVAJnoBuKgH0qEJA9IxP7f2xm.pdf (дата обращения: 25.12.2020).

Кисеева Е.В. Музыка в цифровом перформансе // Современные проблемы науки и образования. 2013. № 6. URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=11085 (дата обращения: 25.12.2020).

Кисеева Е.В. О некоторых способах создания звуковой среды в музыкально-хореографическом перфомансе // Проблемы музыкальной науки. 2015. №1. С. 32–37.

Крылова А.В. К вопросу о природе арт-перформанса // Южно-Российский музыкальный альманах. 2020. № 1. С. 27–35.

Просмотров работы: 5