О РОЛИ МЕЦЕНАТСТВА В ОРГАНИЗАЦИИ МУЗЫКАЛЬНЫХ СОБЫТИЙ - Студенческий научный форум

XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2021

О РОЛИ МЕЦЕНАТСТВА В ОРГАНИЗАЦИИ МУЗЫКАЛЬНЫХ СОБЫТИЙ

Смагина И.А. 1
1Ростовская государственная консерватория им. С. В. Рахманинова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Как показывает изучение архивных материалов, концертная жизнь дореволюционного Царицына отличалась нестабильностью, отсутствием стационарных, постоянно действующих творческих коллективов. Ее активизация приходится на 1910-е годы – время торгово-промышленного подъема города, когда в Царицыне появляется плеяда купцов-миллионеров, отдельные из которых имели просвещенный художественный вкус и обнаружили тяготение к искусству. Наряду с ранее упомянутым А. В. Лапшиным, младшим представителем богатейшего купеческого семейства, выделим имена Владимира Михайловича Миллера и Александра Александровича Репникова.

В. М. Миллер, выходец из семьи обрусевших немцев, сын купца второй гильдии, владелец горчичного завода и крупнейшей в Царицыне гостиницы «Люкс», обладал прекрасным драматическим тенором, брал уроки у лучших оперных певцов страны, выступал в антрепризных оперных спектаклях.

В Царицыне Миллер имел славу как успешный антрепренер и меценат (антрепренерством начал заниматься с начала 1900-х годов). В 1906 году в городском саду «Конкордия» он возводит каменное здание театра. Осенью 1907 года новый театр «Конкордия» вместимостью 1090 человек открылся спектаклями товарищества московской частной оперы1. В составе труппы выступал и сам Миллер под псевдонимом Богатырев. 5 ноября 1907 года состоялся первый оперный спектакль «Риголетто» Дж. Верди, затем «Фауст» Ш. Гуно, «Евгений Онегин» П.И. Чайковского, «Кармен» Ж. Бизе, «Демон» А.Г. Рубинштейна [2,с. 326]. Население оповещалось о данных событиях посредством местной прессы и афиш, содержание которых носило преимущественно информативный характер [3].

К зимнему сезону 1908–1909 годов Миллер набирает новую оперную труппу и сам выступает в ряде спектаклей: в частности, в партиях Радамеса в «Аиде» Дж. Верди, а также Трике и Германа в операх «Евгений Онегин» и «Пиковая дама» П.И. Чайковского. В 1908 году в труппе Миллера в качестве приглашенных солистов выступают Николай Николаевич и Медея Ивановна Фигнер, «звезды первой величины» Санкт-Петербургской Императорской Мариинской оперы2.

Деятельность театра В.М. Миллера в отдельные годы отличал крупный масштаб. Так, за 1909 год антрепризой Миллера были поставлены такие масштабные и сложные для постановки оперные произведения как «Гугеноты» и «Африканка» Дж. Мейербера, «Аида» и «Травиата» Дж. Верди, «Лакме» Л. Делиба, «Паяцы» Р. Леонкавалло. В том же году оперная труппа В.М. Миллера осуществила гастрольные поездки в Самару, Тамбов и Астрахань.

Относительно участия В.М. Миллера в концертной жизни уездного города выскажем предположение (в отсутствие исторических свидетельств) о том, что, возможно, именно В.М. Миллер пригласил выступить в Царицыне с концертами не только Ф.И. Шаляпина (напомним, на сцене его собственного театра «Конкордия»), но и Л.В. Собинова.

А.А. Репников, купец-миллионер, надворный статский советник, владелец одной из самых крупных гостиниц в городе и ряда мануфактурных магазинов, дважды потомственный почётный гражданин уезда, попечитель ряда учебных заведений города, был большим любителем искусств. Участвуя в организации любительских спектаклей и концертов, в том числе множества благотворительных, он нередко выступал в них как вокалист: отлично исполнял романсы и теноровые оперные арии, заслуживая аплодисменты публики. В 1912 году вошел в Дирекцию Царицынского отделения ИРМО как её председатель (до 1917), патронировал Обществу любителей музыки и пения, которое в будущем хотел превратить в Народную консерваторию.

На личные средства совместно с городской Думой Репников выстроил в Царицыне величественный Дом науки и искусств (1914), на сцене которого играл царицынский любительский драматический театр, а в помещениях располагались Музыкальные классы Царицынского отделения ИРМО. Несмотря на недолгое существование классов, они, несомненно, внесли определенный вклад в культурное развитие города, подобно той модели, которая успешно была апробирована в других городах Юга России, например, в Ростове-на-Дону [7].

Приведенные примеры позволяют сделать некоторые выводы:

Музыкально-художественную культуру дореволюционного Царицына отличали сложность путей развития, позднее (в сравнении с целым рядом российских губерний и уездов) возникновение музыкального театра, музыкально-образовательных учреждений (частных школ, Музыкальных классов при Царицынском отделении ИРМО). Стационарные учреждения музыкальной культуры и творческие коллективы так и не были сформированы (около десятилетия существовала лишь оперная антреприза В.М. Миллера).

Торгово-промышленное развитие города и отсутствие в его культуре исторического пласта ценностей, связанного с традициями культурными традициями русского дворянства, обусловило своеобразие музыкально-художественных вкусов царицынского населения, тяготевшего преимущественно к эстрадно-развлекательным жанрам и мало заинтересованного в искусстве музыкальной классики.

Просвещенная часть царицынского купечества патронировала культуре Царицына, оказывая меценатскую поддержку музыкальному театру и музыкально-образовательным учреждениям, участвуя в развитии концертной жизни, выступая в роли организаторов концертов приглашенных «звезд» – известных отечественных и иностранных артистов.

Концертная жизнь Царицына активизировалась лишь в начале XX века (в 1900-е – 1910-е годы), благодаря меценатской поддержке купцов-миллионеров, появлению Царицынского отделения ИРМО и Музыкальных классов при нем и росту численности городской интеллигенции. Преимущественно развивалось камерное (вокальное и инструментальное) исполнительство. Сформировалась также традиция общедоступных духовных хоровых концертов, проводимых силами певчих царицынских храмов.

Нормами продвижения концертных событий в этот период являлись преимущественно афиши и газетные объявления.

Список литературы

Диброва А.О. Репертуарная политика Ростовского театра музыкальной комедии в период его становления // Южно-Российский музыкальный альманах. 2019. № 1 (34). С. 95–100.

Андрианова Г.Н. Летопись театральной жизни Царицына // Стрежень: научный ежегодник. Волгоград: Издатель, 2008. Вып. 6. С. 318–336.

Крылова А.В., Пономарева А.М. Креативные приёмы в рекламе музыкальных событий // Проблемы музыкальной науки вып. 3. (28). Уфа, 2017. С. 13–19

Крылова А.В. Современный музыкальный театр в многообразии жанровых решений // Южно-Российский музыкальный альманах. 2017. № 4 (29). С. 84–89.

Кисеева Е.В. Музыка в цифровом перформансе // Современные проблемы науки и образования. 2013. № 6. URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=11085 (дата обращения: 25.12.2020).

Кисеева Е.В. Становление художественных принципов минимализма в творчестве композиторов и хореографов второй половины XX века // Южно-Российский музыкальный альманах. 2016. № 2. С. 62–68.

Крылова А. В. Практическое музицирование в контексте образовательного процесса Музыкальных классов Императорского Русского музыкального общества на Юге России // Проблемы музыкальной науки. 2018. №  4. С. 120–126.

1Интересной проблемой представляется исследование репертуара театра, что отражает интересы публики города в начале прошлого века, о чем свидетельствуют аналогичные исследования по другим городам региона, например, смотри [1].

2Очевидно, что без описываемых событий невозможно было бы существование в Волгограде современного оперного театра, как и, возможно, музыкального театра в целом, отличающегося разнообразием жанровых и режиссерских решений [4, 5, 6].

Просмотров работы: 2