РЕАЛИЗАЦИЯ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА ГРАЖДАН НА СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ПРИМЕРЕ СРЕДСТВ ПОДДЕРЖКИ МНОГОДЕТНЫХ СЕМЕЙ - Студенческий научный форум

XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2021

РЕАЛИЗАЦИЯ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА ГРАЖДАН НА СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ПРИМЕРЕ СРЕДСТВ ПОДДЕРЖКИ МНОГОДЕТНЫХ СЕМЕЙ

Ерёменко А.В. 1, Блажко Д.А. 1
1РЭУ им. Г.В. Плеханова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Конституция имеет высшую юридическую силу и применяется на всей территории РФ. Законы и другие правовые акты, принятые в Российской Федерации, не могут противоречить Конституции нашей страны. Согласно статье 2Конституции РФ: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.». Также в этой статье отражены все права и свободы человека, в том числе социальные.

Получение социальной поддержки от государства является естественным правом человека. Гарантия осуществления этого права закрепляется в статье 25 Всеобщей декларации прав человека, Международным пактом об экономических, социальных и культурных правах от 16 декабря 1966 г., а также части 2 статьи 7 Конституции Российской Федерации и иными нормативно-правовыми актами. Статья 7 Конституции Российской федерации провозглашает наше государство социальным и, согласно статье 39, гарантирует социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Российская Конституция действует как система, ограничивающая произвол государства, и создана для обеспечения личной свободы.[1] Следовательно, она является гарантом признания, соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина в том числе социальных.

Роль социальной политики выражается в обеспечении достойного уровня жизни, а также в удовлетворении всех потребностей граждан. В современном российском обществе Правительство все больше принимает мер, направленных на укрепление института семьи, а также на поддержку роли семьи, в частности многодетных. Подобные тенденции связаны с рядом демографических процессов, характеризующихся снижением рождаемости на фоне значительного роста общей смертности населения и сокращения коэффициента фертильности. Эта тенденция проглядывается на примере статистики, за последние 4 года.

Таблица 1

Естественное движение население Российской Федерации за 2016-2019 года[8]

 

Тысяч человек

2016 год

2017 год

Динамика по отношению к предыдущему году

2018 год

Динамика по отношению к предыдущему году

2019 год

Динамика по отношению к предыдущему году

Рождаемость

1 888,7

1 690,3

-198,4

1 604,6

-85,9

1 484,5

-120,1

Смертность

1 891

1 826,1

64,9

1 828,9

2,8

1 800,7

-28,2

Естественный прирост

-2,286

-135,8

 

-224,66

 

-316,2

 

За рассматриваемый период смертность сократилась примерно на 0,05% или на 90,3 тыс. человек, а рождаемость сократилась на 0,2% или на 404,2 тыс. человек. Отметим, что официальные статистические данные за 2020 год отсутствуют, но согласно предварительным оценкам на фоне пандемии по итогам 2020 года численность населения сократилась примерно на 158 тыс. человек.

К постоянным мерам поддержки многодетных семей относятся следующие виды пособий, прописанные в Приказе Минздравсоцразвития «Об утверждении Порядка и условий назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей»:единовременное пособие при рождении ребенка, ежемесячное пособие по уходу за ребенком до достижения им полутора лет; ежемесячное пособие на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву; ежемесячная выплата по уходу за ребенком от полутора до трёх лет, а также материнский капитал. Указанные выше меры поддержки относятся ко всем семьям, имеющим детей. Далее рассмотрим льготы и поощрения для многодетных семей.

Семья признаётся многодетной, если в ней проживает трое или более детей до 18 лет. Стоит отметить, что, в качестве исключения, согласно Указу Президента РФ от 5 мая 1992 года № 431, в некоторых регионах местные власти из-за отсутствия возможностей признают многодетными семьями только те, в которых проживает от четыре и более детей в возрасте до 18 лет. В большинстве регионов, при рождении третьего ребенка родители получают удостоверение многодетной семьи, по которому они могут получать бесплатные лекарства для детей в возрасте до 6 лет, бесплатные путевки в оздоровительные лагеря и санатории, 30-процентную скидку при оплате за отопление, воду, газ, электроэнергию, канализацию, бесплатное питание в школах, а также обеспечение учащихся школьной и спортивной формой и т.д.

Согласно Федеральному закону от 23.06.2014 № 171-ФЗ (ред. от 27.12.2019) «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» статье 39.5. многодетные семьи имеют право на выделение земельного участка в собственность для индивидуального жилищного или дачного строительства, при этом в части регионов участок может быть заменен на денежную компенсацию.[2] Стоит отметить, что субъекты РФ самостоятельно регулирует данный вид помощи. Для развития указанной нормы Земельного кодекса большинством субъектов федерации были либо приняты специальные региональные законы, либо внесены дополнения и изменения в действующие правовые акты, позволяющие реализовать положения Земельного кодекса РФ, рассмотренные выше.

Многодетные родители имеют право на получение ордена «Родительской славы» и денежное поощрение к нему. Орден считается наградной высшего уровня и вручается нескольким семьям в регионах, имеющих от семи и более детей до 18 лет. [4] Также существует одноименная медаль, не сопровождающаяся денежной выплатой и выдающаяся семьям, воспитывающим четырех и более детей.

В 2020 году В.В. Путин на Послании Президента Федеральному Собранию поднял важность темы естественного прироста и поднятия коэффициента рождаемости: «судьба России зависит от того, сколько детей родится в российских семьях». Для реализации поставленных задач перед населением государство готово оказывать всевозможную поддержку, так, например, было продлено действие федеральной программы материнского капитала, реализуемой с начала 2007 года. [3] Материнский или семейный капитал может быть направлен на улучшение жилищных условий, получение детьми образования, социальную адаптацию и интеграцию в общество детей-инвалидов, а также повышение уровня пенсионного обеспечения матери или отца. Вся федеральная программа направлена на создание условий для повышения уровня рождаемости среди молодых семей. [5]

В рамках поддержки многодетных семей в условиях пандемии коронавируса и вынужденной самоизоляции, а также падением уровня жизни, вызванного высоким уровнем инфляции и нестабильности национальной валюты, государством было принято решение оказать дополнительные меры поддержки многодетным семьям в рамках федеральной программы семейного капитала. Теперь семьи с тремя и более детьми могут погасить до 450 тысяч рублей задолженности по ипотеке, исходя из средств государственной поддержки, если ребенок заемщика родился в период с 2019 по 2022 год.

Несмотря на впечатляющий объем социальной поддержки семей с детьми, исходя из статистических данных, отображенных в Таблице 1, приведенные выше меры не дают существенных результатов. Прежде всего это связано с ростом расходов над доходами, наблюдаемым последние 4 года, основываясь на данных из Таблицы 2.

Таблица 2

Темпы денежных доходов и расходов населения за 2014-2019 года [8]

 

в процентах к предыдущему году

2014 год

2015 год

2016 год

2017 год

2018 год

2019 год

Всего денежных доходов за 4 квартала

107,0

111,4

102,2

103,5

104,0

106,2

Всего денежных расходов за 4 квартала

108,8

104,0

102,5

105,7

106,9

106,6

Вследствие чего семьи отказываются от рождения детей из-за отсутствия достойного материального положения и нестабильной экономической ситуации. [6]

Конституция РФ гарантирует и обеспечивает государственную поддержку семьи, материнства, отцовства и детства, а также дает гарантии социальной защиты населения. Не зря согласование вопросов социальной защитывходит в совместное ведение Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, что особенно видно на внесение уточнений в статью 72 пункт «ж» Конституции РФ, в рамках поправок в Конституцию РФ в 2020 году. Кроме того, поправки к статье 75 пункту 7 говорят о том, что «В Российской Федерации в соответствии с федеральным законом гарантируются <...> индексация социальных пособий и иных социальных выплат», что позволяет частично компенсировать разницу, возникающую из-за плавающего курса национальной валюты.

Также отметим, что к новым задачам Правительства можно отнести обеспечение проведение единой социально ориентированной государственной политики в области социального обеспечения, поддержку, укрепление и защиту семьи, сохранение традиционных семейных ценностей, что должно помочь сократить дифференцирование льгот, выделяемых за счет средств субъектов на различные социальные нужды.

Даже краткое описание российской системы социального обеспечения показывает, что она сложна, не стабильна и не способствует в полной мере поддержанию достойного уровня жизни и социальных гарантий. Некоторые законодательные положения и их реализация не могут в полной мере соответствовать принципам, прописанным в Конституции РФ. По этой причине роль Конституционного Суда РФ заключается в раскрытии внутреннего содержания конституционных норм в областисоциальной защищенности.[7] Конституционный суд РФ сформулировал несколько принципов, которые должны характеризовать социальное обеспечение в Российской Федерации: правовая определенность, стабильность, адекватность, соразмерность.

Преобразование существующей системы социальной поддержки и обеспечения должно основываться, во-первых, с учетом интересов граждан. Во-вторых, уровень социальной защиты может изменяться только при условии того, что он не будет не снижался. В-третьих, если возникает необходимость существенной модернизации действующей системы социальных гарантий, Правительство должно учитывать, что отмена каких-либо из мер социальной поддержки не может приниматься без компенсации ее другой. В-четвертых, государство гарантирует реализацию социальных прав граждан на конституционном уровне, но иногда невозможно обеспечить их материально, особенно если это касается бюджетных средств субъектов нашей страны, и в этом случае социальная поддержка таких граждан должна опираться на федеральное финансирование.

На наш взгляд, минимальные стандарты социальной защиты, разработка и внедрение системы социальной помощи семьям с детьми, в частности многодетным семьям, помогут решить эту проблему. Мы также считаем, что необходимо определить на законодательном уровне точный перечень возможных местных льгот,которые субъекты могут предоставить семьям, независимо от своего бюджета, что позволит частично обеспечить единый минимум социальной защиты и поддержки населения.

Подводя итог, развитие социальных гарантий и помощи семьям с детьми должно быть комплексным и включать в себя как расширение нормативно-правовой базы в сфере поддержки материнства, закрепления на уровне субъектов провозглашаемых федерально льгот, а также заострение внимания государственной социальной политики на проблеме низкого уровня жизни и падения доходов населения.

Список литературы:

Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 01.07.2020 N 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ, 01.07.2020, N 31, ст. 4398.

Земельный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 25 октября 2001 года № 136-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 2001. - № 44. - Ст. 4147

Васильев, В. И. Муниципальное право России: Учебник / В. И. Васильев. - 2 изд., перераб, и доп. - М.: Юстицинформ, 2012. - 680 с.

Право социального обеспечения в 2 т. Том 1. Общая часть: учебник для академического бакалавриата / Ю. П. Орловский [и др.]; под общей редакцией Ю. П. Орловского. - 3-е изд., перераб, и доп. - Москва: Издательство Юрайт, 2019. - 135 с. - (Бакалавр. Академический курс). - ISBN 978-5-534-00022-1. - Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. - URL: https://urait.ru/bcode/437148 (дата обращения: 11.12.2020).

Право социального обеспечения: учебник и практикум для вузов / М. В. Филиппова [и др.]; под редакцией М. В. Филипповой. - 2-е изд., перераб, и доп. - Москва: Издательство Юрайт, 2019. - 406 с. - (Высшее образование). - ISBN 978-5-534-11753-0. - Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. - URL: https://urait.ru/bcode/446881 (дата обращения: 10.12.2020).

Андреева Е.М., Бычков Д.Г., Феоктистова О.А. Микроэкономика социальной поддержки государством семей при рождении ребенка // Экономика труда. - 2018. - № 4. - С. 1359-1374.

Волкова А.С., Кудаева М.М. О поддержке материнства и детства в семейной политике России // Экономика труда. 2019. Т. 6. № 4. С. 1491-1504.

Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики[Электронный ресурс]. - 2020. - URL: http://www.gks.ru/

Просмотров работы: 32