Х5 Retail Group — ведущая мультиформатная компания современной розничной торговли — управляющаяся продуктовыми торговыми сетями «Пятерочка», «Перекрёсток», «Карусель» и «Чижик», создает, развивает и управляет портфелем брендов сетевых магазинов, стремясь удовлетворить все группы российских покупателей.1
X5 Retail Group в декабре 2019 объявила об утверждении Наблюдательным советом стратегии в области устойчивого развития, которая стала частью бизнес-стратегии компании.
Стратегия Х5 основана на четырёх из семнадцати глобальных целях устойчивого развития ООН, по которым компания может внести наиболее значимый вклад: 1) ликвидация голода, обеспечение продовольственной безопасности и улучшение питания; 2) обеспечение здорового образа жизни и содействие благополучию для всех в любом возрасте; 3) содействие устойчивому экономическому росту и достойной работе для всех; 4) обеспечение перехода к ответственному потреблению и производству.
Поэтому следует провести более глубокий анализ который покажет, соответствуют ли цели и первые результаты х5 ритейла их новой стратегии и будет ли x5 привлекателен для инвесторов в будущем.
Для начала возьмем в сравнении один из наиболее важных показателей-выручку, среди топ-3 ритейл рынка. От размера выручки зависит деятельность компании. Именно получение средств является итогом деятельности предприятия.
Рисунок 1 - Выручка крупнейших игроков рынка продуктового ритейла в России, тыс. руб.2
Менеджмент X5 Retail Group провел день инвестора, на котором представил обновленную 3-х летнюю стратегию и рассказал о планах развития сетей. По оценке компании, рынок продуктового ритейла в России увеличится в 2023 г. до 19,6 трлн руб. с 16,7 трлн в этом году. Доля X5 должна составить в 2023 г. 15% и более 20% в 2029 г. против 13% по итогам 9М 2020 г. Подобная оценка подразумевает достижения продаж в 2,9 трлн руб. в 2023 г., что заметно выше нашей текущей оценки в 2,63 трлн руб. Рост выручки в среднесрочной перспективе должен быть не меньше 10% г/г каждый год, рентабельность EBITDA не ниже 7%. Можно сказать что целью является захват все большей части ритейл рынка, территориально же пятерочка является лидером по занимаемой площади магазинов.
На конец сентября 2020г. под управлением компании было 17,352 тыс. магазинов, в том числе 16,385 тыс. магазинов "у дома" "Пятерочка" и 910 супермаркетов "Перекресток".
Таблица 1 - Количество магазинов по федеральным округам (по состоянию на 30.09.2020 г.)
Федеральный округ |
«Пятерочка» |
«Перекресток» |
«Карусель» |
Всего |
Центральный |
6087 |
510 |
30 |
6627 |
Северо-западный |
1750 |
127 |
8 |
1885 |
Южный |
1582 |
55 |
2 |
1639 |
Северо-Кавказский |
310 |
10 |
1 |
321 |
Приволжский |
4391 |
138 |
14 |
4543 |
Уральский |
1431 |
70 |
2 |
1503 |
Сибирский |
834 |
- |
- |
834 |
Всего |
16385 |
910 |
57 |
17352 |
В настоящее время компания представлена в семи федеральных округах: Центральном (50% в структуре продаж за I полугодие 2020 года), Приволжском (18,8%), Северо-Западном (14,5%), Уральском (6,8%), Южном (6,1%), Сибирском (2,8%) и Северо-Кавказском (1%). Таким образом, в 2023 году к регионам присутствия ритейлера добавится восьмой федеральный округ - Дальневосточный.3
Во время коронавирусной пандемии на рынке ритейла усилилась роль доставки еды ,и X5 Retail Group не отстает от тенденций и собирается запустить агрегатор услуг доставки Около, расширив портфель услуг приложения до доставки из ближайших ресторанов и став конкурентом Яндекс Еды и Delivery Club. Около доставка на данный момент запущена в тестовом режиме в нескольких районах и частях Москвы и области:Басманный, Лефортово, Соколиная Гора, Перово, Новоигореево, Ивановское, Восточное Измайлово, Северное Измайлово, Северное Измайлово, Гольяново, Метрогородок, Богородское, Преображенское, Реутов, Восточный, Южное Бутово.
Группа намерена укрепить свои позиции в сегменте готовых к употреблению продуктов питания, доля которого в выручке сетей Пятерочка и Перекресток к 2023 прогнозируется в 3.7% (против 0.4% в 2019) и 8.5% (против 3.6% в 2019) соответственно.
В связи с 2 пунктом о долгосрочной экономической стратегии “Обеспечение здорового образа жизни и содействие благополучию для всех в любом возрасте”, были найдены основные тенденции экономического развития и потребительских предпочтений, на основе которых были сформулированы основные ответные действия.
Таблица 2 – внедрение ответных действий x5 retailgroup на современные экономические тренды и предпочтения потребителей.4
Основные тенденции |
ОТВЕТНЫЕ ДЕЙСТВИЯ Х5 |
Изменение демографической ситуации |
Дальнейшее развитие формата магазинов «у дома» (доля в выручке X5 — более 75%) Скидки на 5—10% для пенсионеров в первой половине дня Ориентация на покупательниц с детьми |
Сокращение доходов |
Постоянное совершенствование ценностного предложения в соответствии с требованиями покупателей Лучший в сегменте агрегатор промоакций |
Продолжение таблицы 2
Рост конкуренции |
Активное расширение присутствия в регионах с оптимальным ценностным предложением для жителей небольших населенных пунктов5 |
Распространение новых технологий |
Проект онлайн-магазина в рамках формата супермаркета Успешное развитие программы лояльности и внедрение персональных промо акций в сети «Перекресток» Дальнейшее внедрение передовых аналитических технологий |
Ужесточение регулирования |
Саморегулирование Переход на модель чистой закупочной цены Стратегическое партнерство с поставщиками |
Если брать третью стратегическую цель «содействие устойчивому экономическому росту и достойной работе для всех», можно увидеть прогресс за 2018-2020 года, т.к. в двое снизилась текучесть кадров , также выросла производительность труда рабочих на 8.9% что может говорить о улучшении условий работы и заинтересованности в карьерном росте.
Проведя анализ всех 4 стратегических целей, x5 retail group двигается в нужном направлении т.к. по всем целям виден значительный прогресс, будь-то увеличение выручки или улучшение условий работы труда и соотношения цены, качества для покупателей.
Библиографический список
Интернет-ресурсы:
1.https://finance.rambler.ru/other/43402115-x5-retail-group-prinyala-dolgosrochnuyu-strategiyu-ustoychivogo-razvitiya/?article_index=1
2. https://www.x5.ru/ru/Pages/Investors/OutlookAndKeyPriorities.aspx
3. https://www.x5.ru/ru/Pages/About/WhereWeOperate.aspx
4. https://www.x5.ru/ru/Pages/About.aspx
5. https://okolodostavka.ru/gde-sejchas-rabotaet-dostavka-okolo/
1Информация взята с официального сайта X5RetailGroup https://www.x5.ru/ru/Pages/About.aspx
2Информация взята с официального сайта X5RetailGroup https://www.x5.ru/ru/PublishingImages/Pages/Media/News/X5_Q1_2020_Financial_Results_RUS.PDF
3Информация взята с официального сайта X5RetailGroup https://www.x5.ru/ru/Pages/About/WhereWeOperate.aspx
4 https://okolodostavka.ru/gde-sejchas-rabotaet-dostavka-okolo/
5Информация взята с официального сайта X5RetailGroup https://www.x5.ru/ru/Pages/Investors/OutlookAndKeyPriorities.aspx