ОСОБЕННОСТИ РЕЖИМА ПИТАНИЯ И ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ, ПЕРЕБОЛЕВШИХ ИНФЕКЦИОННЫМ ЗАБОЛЕВАНИЕМ COVID-19 - Студенческий научный форум

XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2021

ОСОБЕННОСТИ РЕЖИМА ПИТАНИЯ И ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ, ПЕРЕБОЛЕВШИХ ИНФЕКЦИОННЫМ ЗАБОЛЕВАНИЕМ COVID-19

Арюткина А.В. 1, Дрожжина Д.А. 1, Белецкая Е.В. 1, Каркавцева И.А. 1
1Северный (Арктический) федеральный университет имени М. В. Ломоносова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение. Изменение окружающей среды, потепление климата, увеличение плотности населения и другие факторы провоцируют появление новых вирусов на планете [1]. За последний год мир охватило множество серьёзных негативных ситуаций, одной из которых новая коронавирусная инфекция COVID-19. Она представляет собой бета-коронавирус того же ряда, что и коронавирус тяжёлого острого респираторного синдрома, а также нескольких коронавирусов летучих мышей [2]. Официальная информация о вспышке пневмонии неизвестной этиологии в городе Ухань, столице провинции Хубэй, появилась впервые 31 декабря 2019 г. [3]. Коронавирусы могут вызывать у людей заболевания различной степени тяжести: от обычных простудных заболеваний до более тяжёлых состояний [4].

Медицинские работники справедливо обеспокоены тем, что COVID-19 - это новое заболевание со слабой доказательной базой, на которой можно сформулировать клинические решения. Большая часть литературы относится к заболеваниям взрослых, но эти полученные данные не всегда могут быть применимы к лицам более молодого возраста, в число которых входит студенческая молодёжь, основной возраст 18-25 лет [5].

Актуальность выбранной темы обусловлена необходимостью изучения влияния на организм обучающихся в высших учебных заведениях новой формы заболевания COVID-19, с последующим созданием благоприятных условий для восстановления посредством корректировки рациона питания и режима физической активности. В связи с текущей эпидемиологической обстановкой в мире, раскрытие данного вопроса может стать полезным и быть предложено в качестве одного из вариантов адаптации студентов к постинфекционному состоянию в процессе обучения, в том числе иностранных студентов, которые в силу определённых барьеров (в основном, языковых) испытывают ещё большие трудности, например, с получением какой-либо медицинской помощи.

Целью данной научной работы является регулирование режима физических нагрузок и питания студентов, перенёсших COVID-19, для восстановления организма. Исходя из цели выделены следующие задачи:

Выявить негативные последствия, возникшие после перенесения инфекционного заболевания COVID-19.

Проанализировать полученные данные анкетирования среди студенческой молодёжи.

Методы исследования: анкетирование, обработка данных с помощью математического анализа в таблице Excel.

Для того, чтобы выяснить с какими последствиями коронавируса сталкиваются различные системы жизнедеятельности организма мы провели анкетирование, в котором приняло участие 30 обучающихся, включая иностранных граждан. Респондентам было предложено дать ответы на вопросы, связанные с симптоматикой и протеканием болезни, с физической и умственной активностью до и после заболевания, с режимом сна и питания. Полученные данные представлены в таблице.

Таблица. Симптомы заболевания при COVID-19

Симптом

Количество проголосовавших (процент), %

Ухудшение функций дыхания

36

Сильная слабость

54

Апатия

64

Нарушение артериального давления (гипертония/гипотония)

18

Нарушение сна (сонливость/бессонница)

91

Тахикардия, боли в сердце

45

Отёчность, задержка жидкости в организме

9

Частичная/полная потеря обоняния

100

Частичная/полная потеря вкуса

64

Нарушение чувствительности в различных частях тела

18

Головные боли, головокружения

54

Ухудшение зрения

27

Нарушение аппетита (повышенный/пониженный)

64

Ослабление иммунитета

54

Боли в области желудка/кишечника

9

Снижение концентрации внимания и работоспособности

73

Одними из самых распространённых симптомов при заболевании COVID-19 информанты отметили частичную/полную потерю обоняния; нарушение сна; апатию; сильную слабость во всём теле; снижение концентрации внимания и работоспособности.

На рисунке 1 представлена оценка общего рациона питания анкетируемых до заболевания COVID-19.

Рисунок 1. Общий рацион питания (до заболевания)

В процессе исследования общего рациона питания выяснилось, что большая часть студентов (67%) использует в своём повседневном рационе питания макаронные, крупяные и бобовые изделия; также, опрос выявил, что 64% опрошенных предпочитают употреблять овощи и фрукты ежедневно. Мясо, птицу и мелкую дичь минимум один раз в день едят 60% респондентов; мучные, кондитерские и хлебобулочные изделия употребляют 60%, молочную и кисломолочную продукцию - 52% студентов. Из этого следует, что большую часть ежедневного рациона опрошенных составляют углеводы.

На рисунке 2 представлена оценка общего рациона питания респондентов после заболевания COVID-19.

Рисунок 2. Общий рацион питания (после заболевания)

В процессе исследования общего рациона питания выяснилось, что большая часть студентов (82%) вносит в состав своего основного режима питания овощи и фрукты. Одинаковой популярностью у студентов, перенёсших коронавирус, пользуются такие категории продуктов, как: макаронные, крупяные и бобовые изделия; мясо, птица и мелкая дичь; мучные, кондитерские и хлебобулочные изделия. Ежедневно потребляют молочную и кисломолочную продукцию 55% опрошенных студентов. Из всего этого следует, что большую часть ежедневного рациона питания респондентов в постинфекционный период составляют углеводы.

На рисунке 3 представлено процентное соотношение общего самочувствия анкетируемых до заболевания COVID-19.

Рисунок 3. Общее самочувствие (до заболевания)

Исходя из результатов исследования по вопросу общего самочувствия студентов (рис. 4) можно сделать вывод о том, что основная часть опрошенных (72%) осталась удовлетворённой своим состоянием здоровья и уровнем физической активности. Неудовлетворёнными общим самочувствием и уровнем физической активности остались студенты, численность которых составила 28%.

Процентное соотношение общего самочувствия респондентов после заболевания COVID-19 представлено на рисунке 4.

Рисунок 4. Общее самочувствие (после заболевания)

Исходя из результатов исследования по вопросу общего самочувствия студентов можно сделать вывод о том, что основная часть опрошенных (66%) осталась удовлетворённой общим состоянием здоровья и уровнем физической активности после заболевания. Не удовлетворены общим состоянием здоровья и уровнем физической активности 34% респондентов.

Проанализировав все данные, полученные в ходе исследовательской работы, выяснилось, что распорядок дня более 55% анкетируемых не подвергался существенным изменениям. У 36% опрошенных увеличилось количество процедур для профилактики острых респираторных заболеваний (ОРЗ) и прочих вирусных заболеваний, у 27% - ухудшилось качество выполнения физических нагрузок.

Следует указать, что, согласно результатам анкетирования, для полноценного сна в период заболевания и после него студентам необходимо 8 часов сна и более.

Заключение.

В ходе анкетирования среди студентов, переболевших новым инфекционным заболеванием COVID-19, были получены следующие данные: основными побочными явлениями постинфекционного периода являются частичная/полная потеря обоняния, нарушение сна, апатия, а также снижение концентрации и быстрая утомляемость.

Для укрепления иммунной системы и повышения работоспособности в период восстановления рекомендуется включить в свой рацион следующие продукты питания: жирные сорта рыбы (сайра, сельдь, осётр), фрукты и овощи, мёд, овсяную крупу, фасоль, куриные яйца, зелёный чай, орехи и тёмный шоколад. Все вышеперечисленные продукты содержат большое количество сложных углеводов, повышающего уровень мозговой активности, полиненасыщенных жиров и белка, выполняющего строительную функцию организма.

Одним из условий успешного восстановления организма от последствий коронавируса является нормализация функций дыхательной системы. Для этого рекомендуется выполнение дыхательных гимнастик и утренней зарядки. Не менее важным пунктом являются ежедневные неспешные пешие прогулки. Но для укрепления результата не стоит забывать про своевременное употребление витаминных комплексов, помогающих справиться с повышенным уровнем умственного напряжения, особенно в сессионный период.

Арктический регион представляет собой не только территорию здорового образа жизни, но и комплекс нестабильных экстремальных условий проживания. Следовательно, восстановление организма северян и иностранных граждан, обучающихся в университете, помимо вышеизложенных положений, должно сопровождаться консультациями специалистов.

Список литературы:

Никифоров В.В., Суранова Т.Г., Чернобровкина Т.Я. Новая коронавирусная инфекция (covid-19): клинико-эпидемиологические аспекты/ В.В. Никифоров, Т.Г. Суранова, Т.Я. Чернобровкина. Москва: Архивъ внутренней медицины, 2020. – 7 с.

Портал Medspecial [Электронный ресурс]. URL: https://yandex.ru/health/turbo/articles?id=7260 (дата обращения: 27.12.2020).

Романов Б.К. Коронавирусная инфекция COVID-19/ Б.К. Романов. – Москва: «Научный центр экспертизы средств медицинского применения», 2020. – 6 с.

Журнал «Доказательная медицина» [Электронный ресурс]. URL: https://medspecial.ru/for_patients/20/31973/ (дата обращения: 29.12.2020).

Синха Я.П., Сэмпл М.Г., Харвуд Р., Хокатт Д. Б. Инфекция COVID-19 у молодежи (журнал Lancet) / Я.П. Синха, М.Г. Сэмпл, Р.Харвуд, Д.Б. Хокатт. – Нью-Йорк, IndraStra Global, 2020. – 3 с.

Просмотров работы: 71