Группа компаний X5 Retail Group N.V. – является вторым крупнейшим игроком после «Магнит» на розничном рынке товаров народного потребления в России. Компания осуществляет деятельность под торговыми марками: Пятерочка, Перекресток Супермаркет и Перекресток Экспресс, Гипермаркет Карусель.
Основным акционером является «Альфа-групп» (47,86%). По состоянию на февраль 2015г. X5 Retail Group N.V. входит в перечень системообразующих организаций, что позволяет претендовать на государственную поддержку. Компания занимает 58-ю строчку в рейтинге 250 ведущих мировых ритейлеров.
Ключевыми регионами деятельности группы являются города Москва и Санкт-Петербург и европейская часть России в целом. До 2014 г. операционная деятельность осуществлялась также в Украине в рамках 12-ти магазинов (по сост. на 2013 г.). В 2019 г. сеть выросла до 5483 магазинов (+20,7% к 2013 г.) или 2572 тыс. кв. м торговой площади (+15,7%). Логистические мощности по итогам года составили 34 распределительных центра и 1438 единиц грузового автопарка.
Таблица 1 – Количество магазинов по федеральным округам (по состоянию на 2020г.)
Федеральный округ |
АО «Пятёрочка» |
АО «Перекрёсток» |
АО «Карусель» |
Всего |
Центральный |
6 087 |
510 |
30 |
6 627 |
Северо-западный |
1 750 |
127 |
8 |
1 885 |
Южный |
1 582 |
55 |
2 |
1 639 |
Северо-Кавказский |
310 |
10 |
1 |
321 |
Приволжский |
4 391 |
138 |
14 |
4 543 |
Уральский |
1 431 |
70 |
2 |
1 503 |
Сибирский |
834 |
– |
– |
834 |
Всего |
16 385 |
910 |
57 |
17 352 |
Мульти форматная модель развития включает магазины эконом-класса под брендом Пятерочка (87% от общего числа магазинов или 68% общей торговой площади), супермаркеты под брендом Перекресток (7%/16%), гипермаркеты под брендом Карусель (1,5%/14%) и экспресс-магазины под брендом Экспресс (4%/2%).
Рисунок 1 – Торговые площади X5 Retail Group, тыс. м2
Выручка Группы по МСФО по итогам 2018 г. выросла до 633,9 млрд руб. (+18,6%) или без учета фактора роста сети (LFL) на 9,8%. Основная доля выручки приходится на Пятерочку (69%), остальная часть – Перекресток (18,3%), Карусель (11%) и Экспресс (1,6%). При этом в 2019 г. Пятерочка продемонстрировала хорошую динамику: рост выручки на 25,1% в том числе за счет существенного роста торговой площади: +53% (приобретение 116-ти магазинов эконом-класса в Самарской области). Также розничная торговля осуществлялась через интернет (сайт e5.ru). По итогам года данный канал розничной торговли продемонстрировал сильное снижение выручки до 950,1 млн руб. (- 33,6%), в результате с 1 января 2019г. прекратил коммерческую деятельность.
Рисунок 2 – Распределение доли в частичной розничной выручке X5 Retail group по итогам 2020 года, %
Сравним достижения компании X5 Retail Group с другими продовольственными компаниями (см. табл. 1)
Таблица 2 – Доля продовольственного розничного рынка
Компания / Год |
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
2017 |
2018 |
2019 |
X5 Retail Group |
5.5% |
5.9% |
6.3% |
8.0% |
9.5% |
10.7% |
11.5% |
Магнит |
5.8% |
6.9% |
6.8% |
7.4% |
7.5% |
7.7% |
7.6% |
ДКБР |
1.8% |
2.1% |
2.9% |
3.6% |
3.9% |
5.1% |
5.7% |
Лента |
1.5% |
1.8% |
1.8% |
2.1% |
2.5% |
2.8% |
2.5% |
Ашан |
3.9% |
3.1% |
2.8% |
2.9% |
2.2% |
1.9% |
1.5% |
Как мы видим, по сравнению с конкурентами, X5 Retail Group каждый год увеличивал долю рынка. Отрыв от основного конкурента на рынке России составляет 3.9%, что является отличным результатом.
Добиться таких высоких результатов Компания смогла благодаря успешному старту в реализации «Новой концепции» развития, а именно за счет увеличения числа магазинов и числа клиентов и их доверия.
Х5 Retail Groupосуществляет деятельность в соответствии с высоким уровнем своей социальной ответственности перед обществом. Они вносят существенный вклад в развитие рыночной экономики, поддерживая постоянный диалог со всеми заинтересованными сторонами - государственными структурами, регулирующими организациями, потребителями, партнерами, сотрудниками и инвесторами.
Свою главную социальную роль X5 видит в развитии современной сетевой торговли, созданию недискриминационных условий работы на рынке и, как следствие, содействии росту отечественной экономики в целом. Именно поэтому в Х5 действует Тендерный Комитет (ТК), для выбора подрядчиков для выполнения работ по объектам компании.
Стратегические цели предприятия:
обеспечить надёжность и высокое качество выпускаемой продукции в соответствии с требуемыми стандартами при эффективном использовании средств и ресурсов предприятия;
общаться с поставщиками и заказчиками и обеспечивать их своевременной информацией;
увеличить объем производства;
эффективная организация и опытный персонал в том количестве, которое необходимо для выполнения существующего объема работ;
добиться финансовой устойчивости предприятия.
Тактические цели предприятия:
увеличить темпы роста прибыли;
повысить рентабельность предприятия;
повысить производственную мощность;
Оперативные цели предприятия:
максимально повысить качество производимой продукции, путем совершенствования системы качества продукции;
повысить эффективность использования основных производственных фондов предприятия.
Основными задачами предприятия на современном этапе является обеспечение финансовой устойчивости предприятия путем улучшения качества производимой продукции.
Основная Миссия:
создать самую крупную и эффективную в России мультиформатную продуктовую розничную компанию, абсолютного лидера розничной торговли России, способного на равных конкурировать с ведущими международными сетями
обеспечить миллионам покупателей возможность приобретать максимально широкий спектр товаров по доступным ценам в комфортабельных условиях
служить основным консолидатором российского рынка ритейла, способствуя развитию в России современных форматов розничной торговли.
В заключении хочется сказать, что X5 Retail Group удивительная компания. Она была основана в 2006 году и несмотря на огромную конкуренцию, выбилась в лидеры и продолжает развиваться.