КОНЦЕРТ АКАДЕМИЧЕСКОЙ МУЗЫКИ КАК ПРОЕКТ-СОБЫТИЕ: АДАПТАЦИЯ СОВРЕМЕННЫХ EVENT-ТЕХНОЛОГИЙ - Студенческий научный форум

XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2021

КОНЦЕРТ АКАДЕМИЧЕСКОЙ МУЗЫКИ КАК ПРОЕКТ-СОБЫТИЕ: АДАПТАЦИЯ СОВРЕМЕННЫХ EVENT-ТЕХНОЛОГИЙ

Евдокимова В.В. 1
1Ростовская государственная консерватория им. С. В. Рахманинова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Концерт по существу является культурным событием, однакосовременные технологии в сфере масскультуры для продвижения концертов стремятся позиционировать их как особые, выходящие за рамки обычного мероприятия, используя технологии ивент-менеджмента. Прежде чем ответить на главный вопрос: какие методы ивент-технологий применяют организации, занимающиеся академическим искусством, для того чтобы продвинуть свой продукт, сделать его популярным и привлечь как можно больше аудитории, дадим определение понятию «Event».

Основы истории ивент-технологий заложены известным профессором, специалистом в области ивент-менеджмента Джо Голдблаттом. Он является первым человеком, разработавшим специальную учебную программу для магистров в сфере «event management», а также он – автор знаменитой книги «Special Event» и основатель «International Special Events Society»1. Благодаря ему состоялось огромное количество успешных мероприятий.

Дословно «event» переводится как «событие», более углубленное определение этого термина дается в многочисленных учебниках по предмету менеджмент. Авторы учебника «Event-менеджмент» У. Хальцбаур, Э. Йеттингер, Б. Кнаусе, Р. Мозер и М. Целлер утверждают, что «понятие “event” означает событие, однако включает в себя также смысловые оттенки благоприятного случая, исключительного происшествия, наиболее вероятного желаемого результата, мероприятия, спортивного состязания» [1, с. 16]. Авторы также поясняют, что мероприятие «event» характеризуется как «исключительное и позитивное событие с точки зрения посетителей, которое побуждает их к активности» [1, c. 10]. А. Шумович в книге «Великолепные мероприятия. Технологии и практика event menagement» приводит примеры определений понятия «мероприятие»: «Есть два определения этого термина. Первое принадлежит Роберту Ф. Джани, одному из руководителей парка развлечений Уолта Диснея: Мероприятия – это то, что отличается от обычной жизни. Джо Голдблатт, один из event-гуру, определил мероприятия (special events) так: Мероприятие – уникальный отрезок времени, проводимый с использованием ритуалов и церемоний для удовлетворения особых потребностей» [2, с. 20]. А. Шумович также дает собственное определение этому понятию: «Мероприятие – это вид человеческой деятельности, предполагающий встречу и взаимодействие разных людей, ограниченный по времени и связанный с реализацией каких-либо общих целей» [2, с. 20]. Еще один важный момент – это структурная организация мероприятия, которое, подобно музыкальному произведению – вокальному циклу, например, должно помимо динамики контраста сменяемых сценарных событий, иметь некие факторы, скрепляющие целое [3].

Исходя из этих определений, постараемся обобщить вышесказанное и дать характеристики, свойственные event-мероприятию. Во-первых, оно должно быть запоминающимся событием как для участников, так и для зрителей. Во-вторых, оно должно отличаться от обыденного яркостью впечатлений от увиденного и услышанного, от которых напрямую зависит активность зрителей. В-третьих, оно должно быть уникально по отношению к другим мероприятиям в том или ином месте, городе или стране. В-четвертых, оно должно быть организовано вокруг какой-либо актуальной темы. Таким образом, ивент-менеджеры стремятся выполнить все вышеперечисленные условия для создания не просто концерта, а уникального, запоминающегося на долгие годы, яркого, впечатляющего события.

Специалисты в области ивент-мероприятий работают по отработанным схемам «упаковки» обычного концерта в событие. Технология проведения такого мероприятия требует тщательной подготовки, содержащей следующие критерии, на которых строится содержание книги Ф. Котлер и Дж. Шефф «Все билеты проданы. Стратегии маркетинга исполнительских искусств» [4]. Перечислим их:

– изучение публики и определение ее потребностей;

– выявление конкуренции и партнерства;

– определение и позиционирование продукта;

– ценообразование;

– управление сценической площадкой;

– система распространение билетов;

– формирование собственной аудитории;

– разработка стратегии коммуникации;

– реклама продукции и многое другое.

В настоящее время академическое искусство сталкивается с проблемой конкуренции со стороны более доступных современной публике искусств. В практике организации академических концертов технологии ивент-менеджмента в силу этого оказываются особенно актуальными. Об этом пишут Ф. Котлер и Дж. Шефф в вышеупомянутой книге [4]. Приведем цитату из этого труда: «Оставляя в стороне стереотипные представления о несовместимости искусства и коммерции, можно заметить, что действия специалистов по маркетингу и артистов прямо противоположны. Артист должен делать свое дело и надеяться, что оно понравится людям. Специалист по маркетингу выясняет, что нравится людям, и делает это, или, пользуясь терминами маркетинга, он ориентируется на клиента, тогда как артист ориентируется на продукт» [4, с. 49].

Итак, опираясь на критерии, данные выше, попробуем рассмотреть примеры академических концертов, в которых были использованы методы ивент-технологий и попытаемся классифицировать их.

Первым критерием для классификации, который играет огромную роль в привлечении внимания зрителя, является место проведения концерта.Одним из самых частных видов «заманивания» слушателя на концерт классической музыки является перенесение концертной площадки из филармонии или музыкального театра в необычные, как для зрителя, так и для исполнителей, условия. Эта форма проведения концертов классической музыки зародилась еще в советские годы, когда частым явлением было выступление исполнителей на различных заводах, предприятиях и фабриках. На сегодняшний день также есть примеры таких ивент-событий. В июне 2014 года в рамках проекта известного виолончелиста Б. Андрианова «Музыкальная экспедиция» в цеху Хрустального завода им. А. Мальцова в г. Гусь-Хрустальный Владимирской области прошел концерт академической музыки, в котором приняли участие всемирно известные исполнители: Б. Андрианов (виолончель), Б. Бровцын (скрипка), В. Соколов (скрипка), Д. Гришин (альт), И. Голан (фортепиано). В исполнении солистов и Губернаторского Владимирского симфонического оркестра зрители услышали произведения И. С. Баха, В. А. Моцарта, К. Сен-Санса, А. Пьяццоллы и Д. Д. Шостаковича. Интересно то, что в рамках данного мероприятия, которое в первую очередь было посвящено хрустальному производству, концертную площадку организовали в самом центре завода, около цеха стеклоплавильных печей, и каждый из зрителей как перед концертом, во время него и после, мог следить за процессом изготовления хрустальных шедевров.

Подобный концерт классической музыки проходил в октябре 2018 года на заводе пивоваренной компании «Балтика». В рамках образовательного проекта «Пивной сомелье», музыканты новосибирского струнного ансамбля «Бис квинтет» исполнили для сотрудников завода и посетителей И. С. Баха, В. А. Моцарта и П. И. Чайковского. После концерта была проведена образовательная экскурсия, в которой зрителям рассказали о культуре и истории пивоварения, о разнообразных деталях производства и тонкостях дегустации.

Вторая группа концертов – это концерты, проходящие в обычных концертных залах филармоний, музыкальных театров или специализированных площадках. В этой группе место проведения концерта не является основным фактором привлечения внимания публики, поэтому менеджеры используют иное – создание креативной концепции события. Широко пользуется этой технологией Венский Концертхауз. Ярким примером такого рода является неординарное концертное событие, посвященное камерному творчеству Д. Шостаковича: в один вечер на одной площадке было исполнено одновременно 15 квартетов великого композитора. Группы музыкантов были рассажены в зале отдельно друг от друга, и каждая играла свой квартет. В этом ивент-мероприятии менеджерам удалось привлечь внимание именно тем, что зрители пришли в обычный концертный зал, но на необычный концерт. Совместное звучание пятнадцати квартетов Д. Д. Шостаковича явилось уникальным в своем роде культурным событием Вены.

Еще один особенный концерт был проведен в стенах Венского Концертхауса. На протяжении нескольких недель зрители спешили посмотреть, как в фойе концертного зала несколько мастеров изготавливали музыкальные инструменты, на которых впоследствии музыканты дали концерт и исполнили знаменитые произведения классической музыки.

Но не только за рубежом концертный маркетинг проявляет изобретательность при организации ивент-концертов. В Петербурге Государственная академическая хоровая капелла также проводит неординарные мероприятия. Одним из таких является проект «Классика с диджеем». Суть его в том, что вечером для молодого поколения зрителей в капеллу приглашаются известнейшие диджеи со всего мира, которые «миксуют» классическую музыку. Практика такого рода концертов показала, что молодежь, после вечернего мероприятия приходят в залы филармоний и музыкальных театров для того, чтобы услышать звучание академического музыкального шедевра в оригинальном звучании.

Любое значимое событие, как правило, должно быть организовано вокруг какой-либо актуальной темы. Именно по этому критерию музыкальные ивент-события можно разделить на несколько типов.

Первый тип такого рода концертов – юбилей (композитора, музыкального произведения, дирижера и.т.т.). Ярким примером является знаменитый ежегодный фестиваль на родине И. С. Баха, посвященный композитору. Каждый год организаторы этого фестиваля посвящают концерт определенной теме, касающейся великого немецкого композитора. Например, в концерте «Бах и романтизм» вместе с сочинениями Баха звучала музыка композиторов романтиков – Мендельсона, Шуберта и Шумана. А в концерте «Бах и будущее» наряду с произведениями «великого немца» были исполнены сочинения его соотечественников XX века. Весьма интересным концертом в рамках этого фестиваля является концерт open air «24 часа Баха», прошедший на центральной площади города. В течение суток зрители могли слушать произведения И. С. Баха как в аутентичном виде, так и в различных обработках в исполнении известнейших музыкантов всего мира.

Кстати, сам формат фестиваля также является одним из инструментов ивент-технологий, поскольку, когда каждый год в том или ином городе проводится такого рода событие, зрители уже заранее знают место и примерные даты его проведения. Фестивальный формат является значимым событием для города, где жил тот или иной композитор, дирижер, исполнитель. Вокруг фестиваля активно развивается маркетинг: открываются ремесленные и торговые производства с различного рода сувенирной продукцией (статуэтки, брелоки, магниты и.т.т.), организуются выставки, проводятся экскурсии, т развивается культурный туризм и экономика города. Таким образом, музыкальная культура способствует экономическому развитию регионов.

Яркий пример такого фестиваля описан в названной ранее книге Ф. Котлера и Дж. Шефф «Все билеты проданы» (речь идет о международном театральном фестивале в Чикаго в 1992 году): «…спектакль из Мексики был поставлен в Центре мексиканских искусств для привлечения обширной испаноязычной публики, которая редко посещает традиционные местные театры. Фестиваль сотрудничал с венесуэльским книжным магазином, который принимал заказы на билеты на испанском языке, переводил их на английский и переправлял по факсу в фестивальную билетную кассу. Объявления о таком способе продажи билетов было помещено в испаноязычных газетах и звучало по радио. Эта стратегия оказалась очень эффективной для привлечения новой и очень восторженной аудитории» [4, с. 60].

Наличие развитого календаря социально ориентированных праздников (день города; день музыки; день матери; день смеха; день защиты детей; день семьи, любви и верности и.т.д.) предоставляет большое поле выбора для организации специальных событий. Концерты, посвященные этим датам, могут проходить как в залах филармоний и музыкальных театров, так и на огромных площадках парков, сценах зеленых театров и. т.д. Симфонические оркестры и артисты музыкальных театров частые гости таких масштабных мероприятий. Таким образом, выступая на праздниках, куда приходит огромное количество людей, артисты классической музыки, с одной стороны, знакомят зрителей с шедеврами академического искусства, а с другой – являются «живой» рекламой и служат инструментом для привлечения внимания в концертные залы филармоний и музыкальных театров.

Приведем пример такого концерта. В сентябре 2018 года на Дне города Ростова-на-Дону симфонический оркестр филармонии выступил на площади около Публичной библиотеки города с весьма академической программой. Перед огромной зрительской аудиторией прозвучали произведения Дж. Гершвина, А. Дворжака, Л. Бернстайна и Дж. Уильямса. Этот open-air явился значимым событием как для города и его жителей, так и для ростовской филармонии, такой инструмент привлечения слушательской аудитории в концертные залы явился довольно успешным.

Еще один тип концертов с актуальной для зрителей темой – это концерты, посвященные профессиональным праздникам. Часто представителей разных профессий собирают в том или ином месте, чтобы поздравить их с праздником и наградить за заслуги под звуки классической музыки. Профессиональный праздник – это, прежде всего, место, где одновременно соберутся десятки или сотни человек одной профессии, с одинаковыми интересами и взглядами на жизнь. Например, в апреле 2019 года впервые ко дню космонавтики в Москве в центре «Космонавтики и авиации» прошел концерт классической музыки с тематическим названием «Чайковский и космос», на котором выступили заслуженные артисты России, а также лауреаты знаменитого музыкального конкурса им. П. И. Чайковского. Для большего погружения в атмосферу этого праздника организаторы в самом начале концерта связались с международной космической станцией, и космонавты поделились своими музыкальными вкусами и рассказали о «музыке», которую они слышат в космосе.

Еще один вид ивент-мероприятий – это неформатные события, которые интригуют, заинтересовывают, а иногда даже шокируют публику. Например, в театре «Геликон-опера» существует проект со звучным названием «Неформатная классика», в рамках которого организаторы проекта знакомят зрителей с уже известными музыкальными произведениями, с произведениями в нетрадиционных решениях классической жанровой модели [5; 6; 7], либо представленных в совершенно в другом формате, а также представляют публике новых современных композиторов и аранжировщиков. Первый концерт данного проекта прошел в апреле 2019 года, его главной целью было познакомить зрителей с композитором Александром Раскатовым и его переложением произведения П. И. Чайковского «Времена года» для весьма любопытного состава инструментов: струнная группа, ударная группа и препарированный рояль. В дальнейших концертах проекта звучали обработки, переложения и вариации на темы знаменитых произведений композиторов разных эпох и стилей. Такие концерты, несомненно, являются отличным инструментом продвижения музыкальной классики, тем более, что с учетом целевой аудитории они рекламируются, как правило, посредством неформальных креативных ресурсов рекламы [8]. Но есть и более эпатажные варианты транслирования музыки академической традиции. Например, в апреле 2018 года в Москве прошел концерт под громким названием «Рахманинов и сосиски». Слоганы к этому концерту были направлены, с одной стороны, чтобы привлечь внимание как можно больше обычных любителей музыки, а с другой стороны, заинтриговать и собрать на это ивент-мероприятие профессиональных зрителей, часто посещающих академические филармонические концерты2.

Кроме необычного места проведения концерта неформатным является то, что в программе события сначала были исполнены Сюиты № 1, 2 для двух фортепиано произведения С. В. Рахманинова в оригинальном звучании, а затем – попурри из знаменитых мелодий композитора (по заявкам слушателей), произведения Рахманинова в обработке для электрогитары и, как сказано в афише, «прочие хулиганства».

Еще одним привлекающим внимание зрителей моментом явился фуршет для гостей в середине концерта, где подавались изыскано приготовленные угощения в виде колбасок и сосисок. Таким образом, такое необычное, яркое, впечатляющее событие стало незабываемым как для артистов, так и для зрителей, посетивших его.

Подведем итоги. Event мероприятия являются довольно популярным инструментом продвижения концертов академической музыки. Благодаря современным event-технологиям, концерты классической музыки становятся уникальными в своем роде, яркими, запоминающимися событиями, отличающимися от обыденных и повседневных. Закончить этот параграф хотелось бы цитатой из уже упомянутой книги Ф. Котлера и Дж. Шефф: «Маркетинг в своем отношении к искусству вовсе не заключается в отпугивании, или принуждении, или отказе от художественных ценностей. Это не ’’активно продающая’’ или вводящая в заблуждение реклама. Это – здоровая, эффективная технология для осуществления обмена и влияния на поведение, которая при правильном подходе должна быть выгодной для обеих сторон, вовлечённых в обмен» [4, с. 50].

Список литературы

Хальцбаур У., Йеттингер Э., Кнаусе Б., Мозер Р., Целлер М. Event-менеджмент (пер. с немецкого Т. Фоминой) [Текст] / У. Хальцбаур, Э. Йеттингер, Б. Кнаусе, Р. Мозер, М. Целлер. – М.: Эскимо, 2007. – 384 с.

Шумович А. В. Великолепные мероприятия. Технологии и практика event management [Текст] / А. В. Шумович. – М.: Манн, Иванов и Фербер, 2007. – 320 с.

Крылова А. В. Советский камерно-вокальный цикл 70-х -начала 80-х годов: К проблеме эволюции жанра [Текст]: дисс. ... канд. искусствовед.: 17.00.02 / А. В. Крылова. – М., 1983. – 205 с.

Котлер Ф., Шефф Дж. Все билеты проданы. Стратегии маркетинга исполнительских искусств [Текст] / Ф. Котлер, Дж. Шефф. – М.: Классика XXI, 2004. – 688 с.

Крылова А. В. Современный музыкальный театр в многообразии жанровых решений[Текст] / А. В. Крылова // Южно-Российский музыкальный альманах. № 4 (29), 2017. – С. 84–89.

Кисеева Е. В. Музыка в цифровом перформансе [Электронный ресурс] / Е. В. Кисеева // Современные проблемы науки и образования. 2013. № 6. – Режим доступа: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=11085 – Загл. с экрана.

Кисеева Е. В. О некоторых способах создания звуковой среды в музыкально-хореографическом перфомансе [Текст] / Е. В. Кисеева // Проблемы музыкальной науки. № 1, 2015. – С. 32–37.

Крылова А. В. Флешмоб и иные способы активизации массового потребления музыкальных форм искусства [Текст] / А. В. Крылова // Проблемы музыкальной науки, № 1 (12), 2013. – С. 42–45.

1Международное сообщество организаций мероприятий.

2Приведем примеры этих слоганов: «Вечность – это слишком глубоко и страшно. Хочется разбавить обыденностью. Рахманинова – заесть сосисками», или еще один вариант «Обыденность – это слишком пусто и страшно. Хочется заполнить совершенством. В сосисках – найти Рахманинова». Первое, на что стоит обратить внимание, это то, что место проведения этого концерта классической музыки – современный молодежный клуб, где зрители могут свободно общаться не только друг с другом, но и с артистами, таким образом сокращая расстояние «исполнитель – публика».

Просмотров работы: 69