О СООТНОШЕНИИ ИМИДЖА И ОБРАЗА МУЗЫКАЛЬНОГО ИСПОЛНИТЕЛЯ - Студенческий научный форум

XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2021

О СООТНОШЕНИИ ИМИДЖА И ОБРАЗА МУЗЫКАЛЬНОГО ИСПОЛНИТЕЛЯ

Аникеева Т.Ю. 1
1Ростовская государственная консерватория им. С. В. Рахманинова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Взаимодействуя с аудиторией посредством технических средств и СМИ, публичный человек (в том числе артист) запоминается в массовом сознании в качестве образа, обладающего целостностью и комплексностью визуальной, аудиальной, текстовой и других компонент восприятия. Если опыт взаимодействия постепенно накапливается, а образ обретает устойчивый и стереотипизированный характер, то можно говорить о формировании имиджа. В современной научной практике сформировалась имиджелогия как специальное направление, в рамках которого понятие имиджа получило целый ряд определений, раскрывающих его разные смысловые грани.

Так, по мнению Кубряковой Е. С., имидж представляет собой «то, кем или чем хочет выглядеть (казаться) объект в глазах окружающих, это специально и даже нередко искусственно создаваемый образ, необходимый его носителю по тем или иным причинам и отвечающий стереотипным или прототипическим представлениям о том, кем или чем должен являться этот объект на деле» [1, с. 10]. Вечедов Д. М. определяет имидж, как сочетание следующих компонентов:

– набор смыслов и значений, при помощи которых люди описывают, запоминают и формируют свое отношению к объекту;

– набор представлений, идей и впечатлений индивида о том или ином объекте, в значительной степени определяющих установки потребителя и его действия по отношению к объекту;

– визуальный образ объекта, который оказывает эмоциональное воздействие на людей;

– сложившийся в массовом сознании и имеющий характер стереотипа, эмоционально окрашенный образ кого-либо или чего-либо;

– виртуальный набор оценочных характеристик, существующий в сознании людей относительно определенного объекта [2, с. 64–65].

Таким образом, имидж представляет собой комплексное явление, функционирующее в массовом сознании и включающее в себя как информативный, так и оценочный компоненты. Он существует как на уровне абстрактных смысловых образов, так и на уровне вполне конкретных объектов восприятия, в первую очередь – визуальных. Ряд исследователей проводят классификацию основных уровней и составляющих в рамках формируемого образа. Так, по мнению Петренко Е. В., имидж включает в себя:

1) роль – стереотипы поведения, ожидаемые поведенческие модели, связанные с положением человека в группе и обществе, его статусом;

2) статусные символы – внешние знаки отличия, позволяющие распознавать носителей статусов, одежда (например, униформа), язык, манеры, прическа, жилье, атрибуты (например, награды, значки);

3) статусную идентификацию – степень того, насколько человек отождествляет себя с определенным статусом, ведет себя и выглядит соответствующим образом [3, с. 110].

Подытоживая проведённый обзор исследовательских позиций относительно имиджа как долгосрочно существующего, устойчивого образа, определим имидж как целенаправленно создаваемый и закрепляемый в массовом сознании целевой аудитории набор статусных, визуальных, вербальных и невербальных признаков объекта, формирующийся и внедряемый, благодаря проявлению поведенческих и личностных характеристик, направленных на эмоциональное восприятие и в дальнейшем подвергаемых стереотипизации.

Соответственно данному определению имиджа под образом музыкального исполнителя понимается когнитивный аналог, в рамках которого идеализированная личность артиста предстает в глазах целевой аудитории как совокупность ожидаемых и стереотипизируемых индивидуальных качеств, имеющих воплощение на уровне визуальных, аудиальных, вербальных смысловых кодов. Выделим в рамках образа артиста такие составляющие, как:

Архетип базового образа.

Сценический образ.

Стереотипизированная модель поведения.

Индивидуальные личностные качества.

Профессиональные качества.

Таким образом очевидно, что имидж и образ – взаимосвязанные категории. Имидж артиста является фундаментом для формирования его образа. Понимание этой взаимозависимости особенно важно для начинающего исполнителя, который озадачен своим карьерным ростом [4]. Изначально ставя своей целью взаимодействие с целевой аудиторией, формирование своего публичного образа в СМИ, включая такие мощные визуальные каналы как ТВ и Интернет, молодой исполнитель должен на стартовой прямой понимать и заботится о формировании того сценического образа, который он хотел бя запечатлеть в массовом сознании, и стремиться к целостности его воплощения с учетом выделенных нами составляющих.

Список литературы

Кубрякова Е. С. К определению понятия имиджа // Вопросы когнитивной лингвистики. 2008. № 1. С. 511.

Вечедов Д. М. Формирование имиджа учителя в процессе обучения студентов в колледже / Д. М. Вечедов, А.Д. Вечедова // СПО. 2011. № 5. С.6467.

Петренко Е. В. Формирование сценического имиджа эстрадных певцов // Преподаватель ХХI век. 2015. № 3. C. 108–116.

Крылова А.В. Карьерный рост глазами начинающего музыканта-профессионала: опыт социологического анализа // Музыкант-исполнитель в пространстве мировой культуры: творчество, образование, управление карьерой. Ростов-на-Дону, 2011. С. 252262.

Просмотров работы: 26