Введение. Здоровый образ жизни (ЗОЖ) может складываться из факторов жизни человека, например, семья, образование, работа, отдых. В научной литературе здоровый образ жизни связывают с физиологическим трудом, нравственно-гигиеническим воспитанием, рациональным питанием, личной гигиеной, активным образом жизни, хороший продуманный досуг, отказом от вредных привычек.
Актуальность данной темы можно просмотреть в разных данных о стабильном ухудшении состояния здоровья молодежи, причиной которого могут быть как наследственность, так и образ жизни. Большое количество научных исследований доказывает, что дети, молодежь и взрослые не придерживаются режима деятельности, которая ведет к оздоровлению и забывают про здоровый образ жизни, что часто приводит к разным заболеваниям [1, 2].
Цель данной работы: изучение технологии формирования мотиваций к ведению здорового образа жизни в молодежной среде.
Задачи исследования:
- изучить литературу по проблеме исследования;
- изучить уровень мотивации к здоровому образу жизни студентов;
- проанализировать технологии формирования здорового образа жизни в молодежной среде.
Мотивация - общее название определенных процессов, способов, средств побуждающих учащихся к познавательной деятельности, а также для активного освоения содержания образования, состоит из мотивов, которые вынуждают личность действовать и совершать какие-либо поступки. А также мотивами могут выступать эмоции и стремления, интересы, потребности, идеалы и установки.
Мотивы здорового образа жизни – это целостная система осмысленных поступков, которые ориентированы на нравственные, духовные и физические проявления личности, а еще область жизнедеятельности с позиции значения собственного здоровья.
Функции мотивов ЗОЖ:
Избирательная, она будет направлена на то, чтобы молодежь значительно изменила отношение к здоровому образу жизни, изменила потребности к мотивам здорового образа жизни.
Смыслообразующая, станет предопределять личностный смысл.
Побудительная, будет определять силу личности молодежи, поддержание здоровья и предопределять психологические процессы направленные на сохранение здоровья [3].
У молодежи следует формировать мотивацию здоровья. Формирование данной мотивации будет базироваться на двух принципах это – возрастной и деятельностный. Первый принцип говорит о том, что, воспитывать мотивацию нужно с раннего детства, а второй принцип утверждает, что мотив здоровья нужно формировать через новые качества путем упражнений [4].
Значительное количество молодежи положительно относят и проявляют интерес к ведению ЗОЖ, понимают, как важно беречь свое здоровье.
Здоровый образ жизни можно рассмотреть, как систему, которая будет состоять из трех связанных элементов, это: культура питания, культура движения и культура эмоций.
Для того чтобы вести здоровый образ жизни, нужно принимать определенные меры, которые будут направлены на потребности, интересы, ценности личности, станут позитивно воздействовать на мотивацию к формированию здорового образа жизни. Данные мотивации возможно выполнить посредством обучения, знаниям, умениям и навыкам ведения здорового образа жизни.
У молодежи важно формировать процесс воспитания нормального отношения к собственному здоровью. В повседневной жизни все чаще можно заметить, что не совпадают потребности человека в здоровье и действиями, которые молодые люди совершают, чтобы сохранить и укрепить его. В нашем обществе люди отягощены хроническими заболеваниями, но зная о них мы не торопимся предпринимать действия по их недопущению и устранению. Причинами такого поведения у студенческой молодежи к здоровому образу жизни и сохранению своего здоровья могут являться следующие:
- мало знаний о физиологических возможностях своего тела;
- не знание о методах сохранения и улучшения здоровья;
- отсутствие или недостаточность практических навыков организации ЗОЖ;
- не хватает терпения для систематической работы над собственным здоровьем;
- ценности на получение образования, достижения материального благосостояния преобладают над сохранением здоровья и ведении здорового образа жизни.
Пропаганда здорового образа жизни является ключевым знанием, которое лежит в основе обучения, привития и формирования у студенческой молодежи основных принципов, форм и факторов здорового образа жизни.
Формирование здорового образа жизни - это длительный, сложный и трудный процесс, который будет затрагивать государственные, общественные и биологические факторы. У молодых людей часто возникает проблема с тем, что многие вредные привычки воспринимаются как удовольствие и развлечение. Они не видят отрицательного влияния на них фастфуда, алкоголя, курения и поэтому переубедить людей отказаться от всего этого очень сложно. Также трудно придерживаться постоянного режима дня, здорового питания и регулярно заниматься физическим трудом. Это может представляться утомительным и неприятным.
Если думать о ценностном отношении к своему здоровью, то можно выделить такие компоненты: мотивационный, познавательный, деятельностный, эмоционально-волевой, эстетический, рефлексивный.
В занятиях физической культурой и спортом нужно уделять внимание на поиск новых организационных форм физкультурно-оздоровительной работы с учащейся молодежью в рамках учебного процесса и во вне учебного времени. Ведущей задачей физкультурно-оздоровительной работы является формирование потребности к занятиям физической культуры и к ведению здорового образа жизни. Это содействует повешению у них функционального состояния, развитию физических качеств, формированию двигательных умений и навыков. Физкультурно-оздоровительная работа помогает эмоциональному, интеллектуальному, духовно-нравственному и эстетическому развитию личности, формированию творческих способностей [5].
Также особенную роль играют меры молодежной политики, которые реализуются на трех уровнях: социальном, инфраструктурном и личностном. На инфраструктурном уровне можно выделить следующие технологии формирования здорового образа жизни: здоровьесберегающие технологии, технологии проектного обучения, информационные технологии, технология развития критического мышления, практико-ориентированные технологии, технология сопровождения, технологии консультирования, проектирования, сопровождения и диагностики.
Заключение. Формирование здорового образа жизни в молодежной среде содействует понижению уровня заболеваний, и может помочь воспитывать крепкое и здоровое поколение. Но следует помнить, что забота о собственном здоровье – это, в первую очередь, обязанность каждого из нас перед самим собой.
Список литературы:
Воронов М. В., Токман А. А. Модель формирования у студентов мотивации к сохранению и укреплению здоровья / М. В. Воронов, А. А. Токман // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова. Серия : Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. – Том 22, № 1. – 2016. – С. 229-234.
Воронов М. В., Токман А. А. Проблема формирования здорового образа жизни студенческой молодежи/ М. В. Воронов, А. А. Токман // Физическая культура, спорт, туризм, двигательная рекреация. – Вып. № 2(2). – Челябинск : Изд-во ЧелГУ, 2016. – С. 3-8.
Булатова М.М. Европейский опыт: уроки и приоритеты // Спортивная медицина. – 2007. – №1. – С. 3-10.
Бутырская, Е.В. Педагогические аспекты формирования ценностного отношения к здоровому образу жизни у детей старшего дошкольного возраста [Текст] / Е. В. Бутырская, Л. М. Зайцева // Учитель и время. – 2013. – №8. – С. 9-14.
Касимов, И.Р. Здоровый образ жизни как социально-культурная проблема: культурологический и деятельностно-ориентированный подходы / И. Р. Касимов // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. – 2013. – №1. – С. 111-115.