ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ МОТИВАЦИИ К ВЕДЕНИЮ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ - Студенческий научный форум

XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2021

ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ МОТИВАЦИИ К ВЕДЕНИЮ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ

Насртдинова В.А. 1, Белецкая Е.В. 1, Каркавцева И.А. 1
1Северный (Арктический) федеральный университет имени М. В. Ломоносова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение. Здоровый образ жизни (ЗОЖ) может складываться из факторов жизни человека, например, семья, образование, работа, отдых. В научной литературе здоровый образ жизни связывают с физиологическим трудом, нравственно-гигиеническим воспитанием, рациональным питанием, личной гигиеной, активным образом жизни, хороший продуманный досуг, отказом от вредных привычек.

Актуальность данной темы можно просмотреть в разных данных о стабильном ухудшении состояния здоровья молодежи, причиной которого могут быть как наследственность, так и образ жизни. Большое количество научных исследований доказывает, что дети, молодежь и взрослые не придерживаются режима деятельности, которая ведет к оздоровлению и забывают про здоровый образ жизни, что часто приводит к разным заболеваниям [1, 2].

Цель данной работы: изучение технологии формирования мотиваций к ведению здорового образа жизни в молодежной среде.

Задачи исследования:

- изучить литературу по проблеме исследования;

- изучить уровень мотивации к здоровому образу жизни студентов;

- проанализировать технологии формирования здорового образа жизни в молодежной среде.

Мотивация - общее название определенных процессов, способов, средств побуждающих учащихся к познавательной деятельности, а также для активного освоения содержания образования, состоит из мотивов, которые вынуждают личность действовать и совершать какие-либо поступки. А также мотивами могут выступать эмоции и стремления, интересы, потребности, идеалы и установки.

Мотивы здорового образа жизни – это целостная система осмысленных поступков, которые ориентированы на нравственные, духовные и физические проявления личности, а еще область жизнедеятельности с позиции значения собственного здоровья.

Функции мотивов ЗОЖ:

Избирательная, она будет направлена на то, чтобы молодежь значительно изменила отношение к здоровому образу жизни, изменила потребности к мотивам здорового образа жизни.

Смыслообразующая, станет предопределять личностный смысл.

Побудительная, будет определять силу личности молодежи, поддержание здоровья и предопределять психологические процессы направленные на сохранение здоровья [3].

У молодежи следует формировать мотивацию здоровья. Формирование данной мотивации будет базироваться на двух принципах это – возрастной и деятельностный. Первый принцип говорит о том, что, воспитывать мотивацию нужно с раннего детства, а второй принцип утверждает, что мотив здоровья нужно формировать через новые качества путем упражнений [4].

Значительное количество молодежи положительно относят и проявляют интерес к ведению ЗОЖ, понимают, как важно беречь свое здоровье.

Здоровый образ жизни можно рассмотреть, как систему, которая будет состоять из трех связанных элементов, это: культура питания, культура движения и культура эмоций.

Для того чтобы вести здоровый образ жизни, нужно принимать определенные меры, которые будут направлены на потребности, интересы, ценности личности, станут позитивно воздействовать на мотивацию к формированию здорового образа жизни. Данные мотивации возможно выполнить посредством обучения, знаниям, умениям и навыкам ведения здорового образа жизни.

У молодежи важно формировать процесс воспитания нормального отношения к собственному здоровью. В повседневной жизни все чаще можно заметить, что не совпадают потребности человека в здоровье и действиями, которые молодые люди совершают, чтобы сохранить и укрепить его. В нашем обществе люди отягощены хроническими заболеваниями, но зная о них мы не торопимся предпринимать действия по их недопущению и устранению. Причинами такого поведения у студенческой молодежи к здоровому образу жизни и сохранению своего здоровья могут являться следующие:

- мало знаний о физиологических возможностях своего тела;

- не знание о методах сохранения и улучшения здоровья;

- отсутствие или недостаточность практических навыков организации ЗОЖ;

- не хватает терпения для систематической работы над собственным здоровьем;

- ценности на получение образования, достижения материального благосостояния преобладают над сохранением здоровья и ведении здорового образа жизни.

Пропаганда здорового образа жизни является ключевым знанием, которое лежит в основе обучения, привития и формирования у студенческой молодежи основных принципов, форм и факторов здорового образа жизни.

Формирование здорового образа жизни - это длительный, сложный и трудный процесс, который будет затрагивать государственные, общественные и биологические факторы. У молодых людей часто возникает проблема с тем, что многие вредные привычки воспринимаются как удовольствие и развлечение. Они не видят отрицательного влияния на них фастфуда, алкоголя, курения и поэтому переубедить людей отказаться от всего этого очень сложно. Также трудно придерживаться постоянного режима дня, здорового питания и регулярно заниматься физическим трудом. Это может представляться утомительным и неприятным.

Если думать о ценностном отношении к своему здоровью, то можно выделить такие компоненты: мотивационный, познавательный, деятельностный, эмоционально-волевой, эстетический, рефлексивный.

В занятиях физической культурой и спортом нужно уделять внимание на поиск новых организационных форм физкультурно-оздоровительной работы с учащейся молодежью в рамках учебного процесса и во вне учебного времени. Ведущей задачей физкультурно-оздоровительной работы является формирование потребности к занятиям физической культуры и к ведению здорового образа жизни. Это содействует повешению у них функционального состояния, развитию физических качеств, формированию двигательных умений и навыков. Физкультурно-оздоровительная работа помогает эмоциональному, интеллектуальному, духовно-нравственному и эстетическому развитию личности, формированию творческих способностей [5].

Также особенную роль играют меры молодежной политики, которые реализуются на трех уровнях: социальном, инфраструктурном и личностном. На инфраструктурном уровне можно выделить следующие технологии формирования здорового образа жизни: здоровьесберегающие технологии, технологии проектного обучения, информационные технологии, технология развития критического мышления, практико-ориентированные технологии, технология сопровождения, технологии консультирования, проектирования, сопровождения и диагностики.

Заключение. Формирование здорового образа жизни в молодежной среде содействует понижению уровня заболеваний, и может помочь воспитывать крепкое и здоровое поколение. Но следует помнить, что забота о собственном здоровье – это, в первую очередь, обязанность каждого из нас перед самим собой.

Список литературы:

Воронов М. В., Токман А. А. Модель формирования у студентов мотивации к сохранению и укреплению здоровья / М. В. Воронов, А. А. Токман // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова. Серия : Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. – Том 22, № 1. – 2016. – С. 229-234.

Воронов М. В., Токман А. А. Проблема формирования здорового образа жизни студенческой молодежи/ М. В. Воронов, А. А. Токман // Физическая культура, спорт, туризм, двигательная рекреация. – Вып. № 2(2). – Челябинск : Изд-во ЧелГУ, 2016. – С. 3-8.

Булатова М.М. Европейский опыт: уроки и приоритеты // Спортивная медицина. – 2007. – №1. – С. 3-10.

Бутырская, Е.В. Педагогические аспекты формирования ценностного отношения к здоровому образу жизни у детей старшего дошкольного возраста [Текст] / Е. В. Бутырская, Л. М. Зайцева // Учитель и время. – 2013. – №8. – С. 9-14.

Касимов, И.Р. Здоровый образ жизни как социально-культурная проблема: культурологический и деятельностно-ориентированный подходы / И. Р. Касимов // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. – 2013. – №1. – С. 111-115.

Просмотров работы: 238