МЕДИКО-БИОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ И ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ - Студенческий научный форум

XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2021

МЕДИКО-БИОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ И ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ

Атаева Аксона Оренепесовна 1, Белецкая Е.В. 1, Каркавцева И.А. 1
1Северный (Арктический) федеральный университет имени М. В. Ломоносова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение. Современная педагогическая наука исследует немало проблем, которые объективно обусловлены вызовами социального бытия. Одна из них - формирование и соблюдение здорового образа жизни, в практической реализации которого существует немало недостатков.

Целью исследования является анализ медико-биологических проблем и формирования культуры здорового образа жизни обучающихся иностранных студентов. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1. Провести анализ медико-биологических проблем иностранных студентов, обучающихся в высших учебных заведениях Арктического региона;

2. Выявить возможности формирования культуры здорового образа жизни иностранных студентов.

В работе использованы методы - для анализа медико-биологических проблем обучающихся иностранных студентов – статистический метод, анализ и синтез, а также методы теоретического исследования как идеализация, мысленное моделирование. Для формирования культуры здорового образа жизни иностранных студентов были использованы методы воспитания от абстрактного к конкретному, а также методы индукции и дедукции.

В стране ухудшается состояние здоровья населения, в частности детей и молодежи, объясняется рядом причин: недооценкой значения проблемы на общегосударственном уровне, в семье, учебных заведениях, местах работы. Ограниченные возможности для формирования здорового образа жизни средствами физической культуры и спорта.

Низкий уровень знаний людей о средствах укрепления и сохранения здоровья, роли при этом здорового образа жизни. Ухудшается экология среды, растет уровень зависимости людей от алкоголя, курения, употребления наркотиков.

Нарушается общность и единство подходов к решению этой проблемы семьей, учебными заведениями, государственными и общественными организациями, трудовыми коллективами, особенно сложными для воспитания молодого поколения. В семье недооценивается важность соблюдения иностранными студентами требований к режиму дня, формирование санитарно-гигиенических навыков, создание доброжелательного семейного микроклимата, недопустимости антипедагогические методов воздействия на студентов.

Обучение в высшем учебном заведении сопровождается нарушением научных требований к нагрузке иностранных студентов, которое является увеличенным из-за особенностей адаптации, новых условий, языка, окружения и других условий. У них возникает дефицит мышечной деятельности, ухудшается зрение.

Требует повышения у иностранных студентов уровень осознания в отношении к собственному здоровью, соблюдение здорового образа жизни. Следует значительно улучшить условия жизнедеятельности иностранных студентов, обучающихся в высших учебных заведениях (ВУЗ), а также предоставление возможности для развития разносторонних интересов молодежи во внеучебное время [1].

Проблема формирования и соблюдения здорового образа жизни является предметом исследования многих отраслей знания. Теоретические и практические аспекты данной темы изучают Г. Власюк, Н. Бутенко, АН. Зимивець, Н. Ковальчук, М. Лукьянченко, Ю. Мельник, М. Почернина, Л. Омельченко, АВ. Фотинюк и многие другие исследователи. Это объясняется не только важностью и актуальностью названной проблемы, но и ее сложностью, комплексностью, интегративным характером самого понятия «здоровый образ жизни» и технологии формирования этого образа жизни на практике.

Здоровье рассматривается как высшая, первоочередная, а также универсальная ценность для человека и общества в целом. Здоровье интерпретируется как право человека; системное качество; динамическое состояние физического, духовного, психологического, интеллектуального и социального благополучия.

Понятие «здоровый образ жизни» основывается на понятии «образ жизни». Образ жизни объясняется как совокупность форм повседневной деятельности человека в единстве с условиями ее определяют и направляют с помощью ценностных ориентаций и осознанных потребностей [2]. Образ жизни обосновывается как здоровый, если он характеризует его высококачественный характер, исходя в этом из устоявшихся в науке и повседневной жизни позиций. Следует учитывать и то, что жизнедеятельность человека происходит в социальной среде и формирование здорового образа его жизни происходит под его влиянием.

Состояние здоровья человека определяется различными социальными, экономическими, экологическими факторами: если условно принять влияние всех факторов на здоровье за 100%, то примерно 20% зависит от наследственности, около 20% - от экологических условий, не более 10% - от состояния системы здравоохранения. Наиболее существенная доля, которая по оценкам различных исследователей составляет не менее 50% зависит от образа жизни человека [3].

Что касается медико-биологических причин, то можно указать, что в России сложилась без преувеличения критическая ситуация, связанная с табакокурением. Так по данным Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ) по распространенности табакокурения Россия занимает первое место среди юношей (39,9%), опережая и Беларусь (33,2%), и девятое среди девушек (22,2%) 15 лет [2]. От ожирения (ИМТ> 30) в России страдает 7% мужчин и 19% женщин.

Подростки по определению ВОЗ возрастной период от 10 до 19 лет требуют особого внимания. Многие привычек здорового образа жизни, включая самоуважение и устойчивость к внешним воздействиям, формируются в это время. Студенческие годы являются заключительным этапом целенаправленного педагогического процесса, поэтому именно в этом возрасте особенно важно воспитать потребность в двигательной активности и других компонентах здорового образа жизни, ассоциирующиеся с ней.

Постановка физического воспитания в образовательных учреждениях России, а особенно в ВУЗах, требует существенного пересмотра. Везде, на местах (в вузах не физкультурного профиля) идет лавинное сокращение количества академических часов, которые отводятся для учебных занятий по физическому воспитанию [4].

Недостаточный объем обязательных учебных занятий (4 часа в неделю, а в некоторых вузах страны – 2 часа в неделю) не может обеспечить укрепление здоровья и повышение уровня физического состояния иностранных студентов. Условия и организация учебного процесса по физическому воспитанию в вузе не способствуют улучшению здоровья иностранных студентов и не повышают умственную работоспособность [5].

Занятия физической культурой в вузах не вызывают заинтересованности у иностранных студентов, а чаще всего негативные эмоции - подавленность, плохое настроение, дискомфорт [6]. Подавляющее большинство этих недостатков можно устранить, используя клубную форму организации занятий, которая является распространённой формой организации на Западе. Основной чертой клубной формы организации занятий по физическому воспитанию является личный выбор способа проведения свободного времени.

Но, к сожалению, на сегодня еще не разработана такая модель клубной формы организации занятий, обеспечивающих формирование у иностранных студентов устойчивой мотивации относительно физического воспитания и массового спорта. Это обусловлено тем, что большинство исследователей рассматривают спортивный клуб вуза как совокупность секций и команд по видам спорта, уделяя недостаточно внимания тем видам двигательной активности, не связанные с выступлением на соревнованиях (атлетическая гимнастика, фитнес-аэробика, шейпинг, йога, пилатес и другие).

Но между физкультурной и спортивной активностью не наблюдается однозначной зависимости. В основе спортивной деятельности лежит побуждение извне (соревнование с другими, престижные моменты и др.).

Двигательная активность во временном аспекте сохраняется в привычной для каждого человека форме, а около 70% бывших спортсменов не приступили к занятиям физическими упражнениями в любой форме после прекращения спортивной деятельности.

Физкультурно-спортивная активность обусловлена главным образом, обстоятельствами внешнего побуждения студентов, как правило, это малоэффективно и носит временный характер именно из-за несформированности личных культурных потребностей. Поэтому мы видим целесообразность и практическую необходимость введения в учебную программу по физическому воспитанию в ВУЗах раздела валеологической направленности с целью более эффективной организации здорового образа жизни.

Список литературы:

Жамолдинова, О. Р. Некоторые вопросы формирования культуры здорового образа жизни (КЗОЖ) молодежи / О. Р. Жамолдинова. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Уфа, июнь 2011 г.). — Уфа, 2011. — С. 88-90. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/18/738/ (дата обращения: 14.12.2020).

Казин Э. М. Медико-биологические и психолого-педагогические аспекты проблемы здоровья и здорового образа жизни на современном этапе развития общества (концептуальный и прикладной подходы) // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2016. №1 (21). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/mediko-biologicheskie-i-psihologo-pedagogicheskie-aspekty-problemy-zdorovya-i-zdorovogo-obraza-zhizni-na-sovremennom-etape-razvitiya (дата обращения: 14.12.2020).

Ионов А.А., Софронов Н.Н. Актуальные проблемы формирования здорового образа жизни студентов // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2009. №4 (13). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/aktualnye-problemy-formirovaniya-zdorovogo-obraza-zhizni-studentov (дата обращения: 14.12.2020).

Галынская Е. Н. Формирование культуры здоровья обу чающихся // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2015. №1 (17). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-kultury-zdorovya-obu-chayuschihsya (дата обращения: 14.12.2020).

Самарин А. В. Теоретическая модель формирования здорового образа жизни студенческой молодежи в ‎ ‎дискурсе культуры здоровья // Здоровье и образование в XXI веке. 2016. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/teoreticheskaya-model-formirovaniya-zdorovogo-obraza-zhizni-studencheskoy-molodezhi-v-diskurse-kultury-zdorovya (дата обращения: 14.12.2020).

Петров В.И., Мандриков Виктор Борисович, Замятина Н.В. Методология формирования культуры здоровья студентов - будущих врачей // Медицинское образование и профессиональное развитие. 2011. №1 (3). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/metodologiya-formirovaniya-kultury-zdorovya-studentov-buduschih-vrachey (дата обращения: 14.12.2020).

Просмотров работы: 67