Клиповое мышление. Современная проблема или панацея для общества? - Студенческий научный форум

XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2021

Клиповое мышление. Современная проблема или панацея для общества?

Тяжченко Александр 1
1Костромская государственная сельскохозяйственная академия
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Информационное общество, все более раскрывая свои возможности, вносит существенные изменения во взаимоотношения человека и средств массовых коммуникаций, основной функцией которых является перенос в массовое сознание определенных фрагментов явлений, фактов и точек зрения. Создавая «вторую реальность – средства массовых коммуникаций моделируют наше отношение к миру, предлагают такие эмоциональные и поведенческие образцы, которые в той или иной мере управляют человеком. И таким образом оказывают огромное влияние на формирование «клиповой» формы мышления как в среде молодежи, так и в среде более старшего поколения».

Термин «клиповое сознание», как правило, используется для обозначения особенностей мышления современной молодежи, выросшей в обществе высоких технологий, которое отличается высокой скоростью восприятия образов, лишено акцентуации на деталях; для него характерны визуальность, имманентность, эмоциональность, ассоциативность [2].

Клиповое сознание (или клиповое мышление) получило название от английского глагола clip – «резать». Мир воспринимается не как логичная и целостная картина, а как набор случайных фрагментов: нарезка коротких новостей, сообщений, обрывков статей, ярких картинок и событий. Это похоже на видеоряд клипа – набор кадров, не связанных по смыслу.

Термин «клиповое сознание» был предложен Элвин Тоффлером в 1980 году. В России первым это явление описал Федор Гиренок [3].

Клиповое мышление называют глобальным преобразованием человеческой природы и огромной проблемой современного поколения, однако стоит ли так гиперболизировать это почти «хипстерское» понятие? Для этого необходимо установить в результате чего возникло клиповое мышление [5].

После проведенных исследований, 2010 году российским философом и культурологом К.Г. Фрумкиным было выделено 5 основных причин появления клипового мышления:

Развитие современных технологий, и, соответственно, увеличение информационного потока;

Необходимость принимать больший объем информации;

Многозадачность;

Ускорение ритма жизни и попытки успеть за всем, чтобы быть в курсе событий;

Рост демократии и диалогичности на разных уровнях социальной системы [5].

В последнее время на страницах СМИ часто встречается информация о том, что «клиповость» пагубно влияет на современное общество и является одной из острых социальных проблем. Однако всё не столь однозначно. Клиповое мышление — очень сложное и разнородное явление, у которого есть как положительные, так и отрицательные стороны [5, 1].

Клиповое мышление — это приобретенное качество, которое формируется на основе изменяющихся условий существования и ритма жизни. Особенностями «клиповости» являются быстрота обработки данных, преобладание визуального восприятия, проблемы с восприятием длительной линейной последовательности и однородной информации. Это прямо противоположно понятийному мышлению, описанному Л.С. Выготским, которое позволяет человеку находить и выделять существенные признаки предметов, легко углубляться в информацию и осуществлять ее аналитической обзор. Тот, кто обладает понятийным типом мышления, досконально изучает и анализирует информацию, однако из-за этого времени на обработку уходит больше. Таких людей психологи часто называют «людьми книги» [2, 3].

В условиях ускоренного ритма человеку необходимо быть многозадачным и способным выполнять одновременно несколько действий. Информация поступает хаотичными потоками, и у человека не всегда остается время для глубокого и сосредоточенного анализа.

В связи с этим у клипового мышления имеются как отрицательные так и положительные стороны.

К отрицательным его сторонам можно отнести рассеянность или расстройство внимания, отсутствие усидчивости, гиперактивность, утрата мыслительной функции, желания познавать и творить. Так же, снижается чувствительность и понимание других, пропадает рефлексия, коммуникативные навыки, характерен небольшой словарный запас. Преобладает конкретное мышление над абстрактным, отсутствует собственное мнение, некритичным становится мышление, увеличивается тяга к комфорту [3].

Особенности клипового мышления делают студентов неспособными сосредоточиться на одной теме, они с трудом могут удерживать внимание, перескакиваю с одного вопроса на другой, не могут вникнуть в суть. Современная молодежь, являющаяся основным обладателем клипового мышления, плохо воспринимает и запоминает учебный материал, не умеет правильно излагать свои мысли. Молодым людям тяжело писать сочинения и читать сложные и объемные литературные произведения, что приводит к падению коэффициента усвоения знаний современных детей и подростков. Из-за клипового мышления люди оказываются неспособными решать сложные задачи, как в процессе обучения, так и в повседневной жизни [1, 2, 3].

На ряду с отрицательными сторонами, клиповое мышление имеет и положительные стороны. К положительным сторонам клипового мышления специалисты относят быструю реакцию и принятие решений, умение подстраиваться под изменяющиеся условия. Небольшой словарный запас компенсируется способностью поглощать и перерабатывать большое количество информации в динамичной форме через символы, образы и схемы. У молодых людей которые вынуждены запоминать большой объем учебного материала, перегрузка памяти не происходит, так как они стараются вычленять основное. Исчезла потребность в анализе и логике.

Не секрет, что одним из основных качеств при отборе молодых сотрудников на работу является многозадачность - способность делать несколько дел одновременно, а клиповое мышление формирует у людей именно это качество. Человек учится быстро переключать внимание с одного объекта на другой. Кроме того, клиповое мышление порождает у людей желание получать и осваивать все больше новой информации: оно заставляет человека выискивать и поглощать ее, что весьма полезно для его интеллектуального развития.

Несмотря на наличие плюсов, клиповое восприятие больше относится к негативным изменениям в мышлении человека. Для того, чтобы избавиться от него, существует несколько простых и доступных для всех способов и методик.

Во-первых, нужно больше читать и анализировать прочитанную информацию. Читать нужно не короткие рассказы, а объемные произведение с глубоким смыслом, которые призывают читателя к размышлению.

Во-вторых, развитию способности усваивать большие объемы информации способствует тренировка памяти и развитие воображения. Существуют разнообразные психологические методики тренировки памяти, внимания, воображения, логического, понятийного, образного мышления для всех возрастов.

В-третьих, можно проводить содержательные беседы на различные темы, в ходе которых люди учатся доносить свои мысли до собеседника, вести дискуссии, приводить аргументы и отстаивать свою точку зрения.

Подводя итоги, хотелось бы сказать, что клиповое мышление в современном мире это неотъемлемая часть жизни любого человека, так как многие ситуации, которые происходят вокруг человека, требуют от него быстрых и четких действий. Но в свою очередь не следует допускать того что бы клиповое мышление становилось преобладающим в повседневной жизни человека [3, 4].

Список литературы

Кошель В.А, Сегал А.П. "Клиповое мышление" как форма обыденного сознания [Текст] // «Международный академический вестник» № 4 (10) 2015. С. 15-23.

Митягина Е.В., Долгополова Н.С. «Клиповое сознание» молодежи в современном информационном обществе [Текст] // «Вестник Нижегородского университета им. Н.И.Лобачевского» № 3 2009. С. 53-59.

Смирнова Ю.А. Отрицательные и положительные стороны наличия клипового мышления у современной молодежи [Текст] // «Теоретические и практические аспекты развития науки в современном мире». 2019. С. 247-251.

activityedu.ru [Электронный ресурс]: Единое окно доступа к образовательным ресурсам. – Режим доступа: activityedu.ru/Blogs/interesting/klipovoe-soznanie-chto-eto-takoe-i-kak-s-etim-zhit/, своб. – Загл. с экрана.

monocler.ru [Электронный ресурс]: Единое окно доступа к образовательным ресурсам. – Режим доступа: monocler.ru/klipovoe-myishlenie/, своб. – Загл. с экрана.

Просмотров работы: 845