СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА С НЕБЛАГОПОЛУЧНЫМИ СЕМЬЯМИ В УСЛОВИЯХ СОЦИАЛЬНО-РЕАБИЛИТАЦИОННОГО ЦЕНТРА - Студенческий научный форум

XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2021

СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА С НЕБЛАГОПОЛУЧНЫМИ СЕМЬЯМИ В УСЛОВИЯХ СОЦИАЛЬНО-РЕАБИЛИТАЦИОННОГО ЦЕНТРА

Власова А.В. 1
1ФГБОУ УлГПУ им. И.Н. Ульянова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Семья, как социальный институт, - очень тонкий и специфический объект социального воздействия. Влияние на семью и изменения, которые в ней происходят, обусловлены социально, но направляются исключительно волей и сознанием входящих в нее индивидов. Следовательно, прежде чем выработать какие-либо социальные технологии воздействия на объект, нужно как можно глубже изучить его сущность и структуру, особенности функционирования в современном обществе и направленность развития.

Семья во все времена постоянно находилась в центре внимания передовой общественной мысли, прогрессивных политических деятелей и ученых, начиная от древних философов и кончая современными реформаторами. И это неудивительно. Семья представляет собой сложную систему социального функционирования человека, один из основных институтов общества.

Сегодня, при переходе общества на статус демократического, а государства - на статус социального, необходима прежде всего уделять максимум влияния на то, что большой процент семей в России являет собой неблагополучные семьи. Неблагополучные семьи - это семьи с низким социальным статусом, в какой-либо из сфер жизнедеятельности или нескольких одновременно, не справляющиеся с возложенными на них функциями, их адаптивные способности существенно снижены, процесс семейного воспитания ребенка протекает с большими трудностями, медленно, не результативно.

Ответственность за неблагополучие семей лежит как на государстве, его социальных институтах, так и на обществе в целом, потому что социальное государство предусматривает собой грамотное в правовом аспекте, неравнодушное к общественным болезням и обладающее средствами исцеления общество, в котором личное начало доминирует над коллективным.

Исследователи, занимающиеся феноменом неблагополучия семей, описывают способы и м методы работы с неблагополучными семьями.

В своих работах Н.Ф.Басов рассматривает различные способы оказания социальной помощи асоциальным семьям, а также критерии и показатели неблагополучных семей [5, с.314].

М.А. Галагузова и Л.В Мардахаев в своих публикациях затрагивают проблемы социального сиротства и асоциальных семей [9, с.68].

В публикациях В.И.Курбатова предлагаются новые модели работы с неблагополучной семьей [11, с.189].

По данным, представленным в Концепции государственной семейной политики Российской Федерации на период до 2025 года, размещённой на сайте Комитета Государственной Думы по вопросам семьи, женщин и детей видим, что количество полных семей неуклонно сокращается на 11,2%, а % неполных семей растет на 3%. Многодетные семьи составляют 5,8% от общего числа семей с несовершеннолетними детьми [2].

Социальная работа с неблагополучными семьями, на территории Российской Федерации, подразумевает следующее:

социальная защита семьи;

социальные службы семьи;

социальное обслуживание семьи;

социальная помощь в виде социальных пособий (денежные выплаты в связи с материнством, отцовством и детством, пособие по беременности и родам, пособие женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности).

Определяющее значение в обеспечении жизнедеятельности семей имеет государственная экономическая и социальная политика, от которой зависят занятость населения в сферах общественного труда, благосостояние и доходы семей.

К настоящему времени сложились четыре основные формы государственной помощи семьям, имеющим детей:

денежные выплаты семье на детей и в связи с рождением, содержанием и воспитанием детей (пособия и пенсии);

трудовые, налоговые, жилищные, кредитные, медицинские и другие льготы семьям с детьми, родителям и детям;

бесплатные выдачи семье и детям (детское питание, лекарства, одежда и обувь, питание беременным женщинам и др.);

социальное обслуживание семей (оказание конкретной психологической, юридической, педагогической помощи, консультирование и т.д.).

Для управления государственной семейной политикой созданы соответствующие комитеты в обеих палатах Федерального Собрания России, в Администрации Президента РФ. В структуре федерального Министерства труда и социального развития сформировано специальное подразделение - Департамент проблем семьи, женщин и детей. Эти структуры координируют проведение семейной политики в органах исполнительной власти, осуществляя руководство различными социальными службами семьи.

Служба семьи - один из механизмов регулирования брачно-семейных отношений в рамках социальной работы с семьей, основная цель которого обеспечить оптимальное выполнение семьей ее разнообразных функций, прежде всего терапевтической, воспитательной, репродуктивной, способствовать совершенствованию внутрисемейных отношений, гармоничному развитию личности супругов и их детей, стабилизации брака, а также содействовать одиноким в создании семьи. Организационно служба семьи представляет собой сеть учреждений консультационного типа.

Работа с неблагополучными семьями, состоящими на учете в социально-реабилитационном центре,ведется в течение длительного времени, так как семейная ситуация, способствовавшая возникновению социально-опасных условий для несовершеннолетнего,  возникла не на момент установления ситуации СОП.

Для индивидуальной  работы с каждой семьёй, состоящей на учете СРЦ, важно установить определенный алгоритм действий специалиста, который будет эффективным в каждом конкретном случае. Обычно работа с семьей распределяется на три этапа: на первом  осуществляется определение проблем семьи, подбираются действенные для каждого конкретного случая методы и технологии работы, комплектуется команда специалистов, составляется план социальной реабилитации семьи. На втором этапе работы с семьей проводятся реабилитационные мероприятия. На третьем мы проводим мониторинг качественных изменений в семье, на основе которого либо корректируется программа работы с семьей, либо рассматривается вопрос о снятии семьи с учета правозащитных организаций (КДНиЗП, ООПДН).

Технологии социально-реабилитационной работы с семьями СОП

Чаще всего специалисты СРЦн используют определенный набор социально реабилитационных технологий на каждом из этапов работы с неблагополучной семьей.

На первом этапе используются следующие технологии:

посещение семей для обследования социально-бытовых условий проживания и воспитания несовершеннолетних;

социальная диагностика семьи;

социально-психологическая диагностика детско-родительских от ношений в семье;

совместное планирование социально-реабилитационной работы.;

консультирование специалистов СРЦ;

психологическая помощь и эмоциональная поддержка родителей;

патронатное сопровождение семей.

На втором этапе работы, также как и на предыдущем, проводится консультирование членов семьи в процессе патронажа или по клиентскому запросу. Диагностируются трудности и препятствия социальной адаптации семьи, возникающие во время реализации поставленных целей, пути их устранения, или же коррекция или изменение при необходимости недостигнутой цели.

Задачи второго этапа:

формирование и развитие социальной ответственности и родительских компетенций; обучение родителей и несовершеннолетних  основам целеполагания: постановке и планированию алгоритма достижения цели;

развитие умений поиска и использования семейных и личностных ресурсов.

Технологии  работы с семьей  СОП на втором этапе:

посещение семьи;

психологическое консультирование, социально-психолого-педагогическое просвещение;

консультации специалистов;

взаимодействие со структурами муниципальных органов власти и учреждениями (городской отдел образования, ЦГБ, УСЗН,  Центр занятости, КДНиЗП, ООПДН), общественными организациями и волонтерскими объединениями, призванными помогать семьям.

Третий этап в работе направлен на социальное утверждение семьи в социуме.

Задачи этапа:

повышение социального статуса семьи посредством коррекции  ограничивающих представлений, расширения модели мира, раскрытия перспективы развития.

Технологии, используемые на третьем этапе:

посещение семьи специалистами СРЦ;

диагностика динамики детско-родительских отношений в семьях, находящихся в СОП;

психологические занятия с родителями;

сопровождение семей в форме прямого и удаленного консультирования, наблюдения специалистов-координаторов.

Конечным итогом работы программы считается снятие семьи с учета как семьи, находящейся в СОП.

Таким образом, рассмотренные основные формы и этапы социального работника с семьей в условиях реабилитационного центра способствуют коррекции детско-родительских взаимоотношений, улучшению семейного микроклимата, социальной адаптации и социальной реабилитации детей и подростков, попавших в трудную жизненную ситуацию.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Нормативно-правовые акты

Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) / Собрание законодательства РФ, 04.08.2014, N 31, ст. 4398.

О положении детей и семей, имеющих детей, в Российской Федерации, 2011: государственный доклад, дек, 2012 г. (в изложении) // Социальное обслуживание. — 2013. — № 2, 3. — С. 73-111; С, 79-109

Указ Президента РФ «О национальной стратегии действий в интересах детей 2012-2017 гг.» от 1июня 2012 г. №176. URL: http://www.prago.gov.ru (Дата обращения: 28.11.2019).

Литература

Абакумов Н.Н. Безработица и занятость.-М.:, 1993.

Басов Н.Ф. Основы социальной работы. Учебное пособие для вузов /Под ред. Н.Ф. Басова. - М.: Академия, 2004. -388 с.

Бяткиева Б.А. Семейное неблагополучие как фактор роста безнадзорности несовершеннолетних.-СПб.: Элиста, 2012.- №1. С.108-110.

Василькова Т.А. Социальная педагогика: учебное пособие.-М.:КНОРУС, 2010. 240c.

Василькова Ю.В. Методика и опыт работы социального педагога: учебное пособие для студентов высшего педагогического учебного заведения.-М.: Акдемия, 2001. 160.

Галагузова М.А., Мардахаев Л.В. Методика и технологии работы социального педагога. Учеб. пос. для вузов/ Под ред. М.А. Галагузовой, Л.В. Мардахаева. - М.: Академия, 2006. - 192с.

Зайнышева И.Г. Технология социальной работы.-М.: Гуманит, 2000. 240с.

Курбатов В.И. Социальная работа / Под общей редакцией профессора В.И. Курбатова. Серия «Учебники, учебные пособия». - Ростов н./Д.: «Феникс», 1999.

Олифиренко Л.Я., Шульга Т.И., Дементьев И.Ф. Социально-педагогическая поддержка детей группы риска: учебное пособие для студентов высшего педагогического учебного заведения.-М.: Академия, 2008. 256с.

Холостова Е.И. Технологии социальной работы. Учебник /Под ред. Е.И. Холостовой. - М.: ИНФРА-М, 2007. - 400 с

Просмотров работы: 140