ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СТОРИТЕЛЛИНГА В ОБУЧЕНИИ ИГРЕ НА АККОРДЕОНЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА - Студенческий научный форум

XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2021

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СТОРИТЕЛЛИНГА В ОБУЧЕНИИ ИГРЕ НА АККОРДЕОНЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Шмакова Д.А. 1
1Ростовская государственная консерватория им. С. В. Рахманинова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Дошкольный возраст – наиболее подходящий для обучения ребёнка музыке. В этот период дети, как правило, наблюдательны, заинтересованы, активны и восприимчивы. Но перед педагогом каждый раз встаёт сложная и важная задача – захватить внимание ребёнка и донести информацию наиболее просто. Именно поэтому эффективным методом в обучении детей игре на инструменте является метод сторителлинга.

Сторителлинг – в переводе с английского это рассказывание историй. Данный метод позволяет посредством сказок, историй, мифов и легенд донести слушателю сложную информацию более простым языком. Персонажи в историях могут быть вымышленные автором, либо уже существующие. Этот метод получил широкое распространение в разных сферах деятельности: начиная от педагогики, заканчивая маркетингом и психотерапией. За долгое время применения сторителлинга сложился некоторый алгоритм написания истории, которая будет способна захватить внимание слушателя и точно донести информацию.

1. Выбрать тему для написания.

2. Выбрать сюжет, который сможет передать вашу задумку.

3. Исследовать тему или проблему, которая будет изложена в истории.

4. Подобрать материал для визуализации. Картинки, фото и др.

5. Придумать говорящий заголовок.

6. Исключить монотонность в повествовании.

Тема музыкального воспитания ребёнка дошкольного возраста была и остаётся актуальной по сей день. Научно доказано, что обучение ребёнка музыке в раннем возрасте оказывает благоприятное воздействие на его психику и особенности поведения. Люди, которые занимались музыкой в детстве, отличаются большей дисциплинированностью, уверенностью в себе и работоспособностью. Роль педагога очень важна – необходимо найти индивидуальный подход, соответствующий возрасту ученика.

Использование сказок или запоминающихся историй может помочь педагогу в работе с маленькими детьми. Есть два пути: подключать фантазию, креативность и сочинять свои оригинальные истории или же пользоваться множеством материала, который был подготовлен и апробирован лучшими методистами и педагогами.

Замечательным примером является «Сказка о семи нотах» Татьяны Яценко, где сначала автор в диалоге двух фей сравнивает семь нот с семью цветами радуги, вызывая цветные ассоциации, а затем предлагает к выучиванию стишок, помогающий запомнить названия нот.

ДО – кирпичный строим Дом.

кРЕсло мы поставим в нем.

МИ – МИмозу ставьте сразу в

ФА – ФАянсовую вазу.

СОЛЬ – в СОЛонку на столе.

ЛЯ – ЛЯгушкой прыг ко мне.

Куст СИрени под окном –

Вот такой чудесный ДОм.

Татьяна Яценко и другие авторы затрагивают множество тем: ритм, такт, метр, знаки, тональность и др., таким образом, об азах музыкальной грамоты, можно рассказать в довольно простой и интересной форме.

Обучая ребёнка игре на любом инструменте нужно учитывать, как конструктивные особенности инструмента, так и физиологические особенности обучающегося. Рассмотрим знакомство с инструментом на примере аккордеона. Трудность первых уроков состоит в том, что конструкция инструмента и способ исполнения на нем довольно специфичны. Во-первых, достаточно тяжёлый инструмент нужно держать на коленях, а во-вторых, помимо координации двух рук, необходимо контролировать ещё и меховедение. «Выгрузив» эту информацию на ребёнка, неопытный педагог может раз и навсегда напугать ученика и погасить желание научиться играть на аккордеоне. Но метод сторителлинга может помочь и в данной ситуации.

Итак, знакомить ребёнка с аккордеоном следует на своём примере, показывая отличия правой и левой клавиатуры. И если объяснение правой клавиатуры не доставляет особых затруднений, так как почти каждый ребёнок знает считалочку «до-ре-ми-фа-соль-ля-си, кошка ехала в такси», то левая клавиатура кажется чем-то страшным и неизведанным. Освоить эту клавиатуру поможет карандаш и лист бумаги. Просим ребенка нарисовать семиэтажный дом с четырьмя окошками/квартирами на каждом этаже. В каждом первом окне рисуем нотку и подписываем название в последовательности «фа-до-соль-ре-ля-ми-си», таким образом получается, что каждая нотка живёт на отдельном этаже. Остальные окна заполняем обозначениями мажора, минора и септаккорда, объясняя это тем, что на каждом этаже живёт нотка, у которой есть весёлый сосед Мажор, грустный сосед Минор и загадочный Септаккорд.

Так же в этой истории можно упомянуть, что нота ДО – ДОмоправитель, живёт на втором этаже и, как у главного в доме его квартира отмечена либо решеточкой, либо, ямкой на клавиатуре. Такая история быстро запоминается детьми, и они с удовольствием бегают пальчиками по «этажам» и «ходят в гости к соседям». Исполняя звукоизобразительные приёмы на аккордеоне, типа пения птиц, гула паровоза и шума ветра можно так же привлечь внимание ребёнка, объясняя тембровые особенности и принципы меховедения [1, с. 6].

Ещё один способ объяснения принципа расположения нот и аккордов на левой клавиатуре чем-то похож на игру по табулатурам, только вместо обозначений ладов и пальцев следует рисовать смайлики и уровень данного аккорда на клавиатуре [3, с. 17]. Например, последовательность «Фа-мажор-До-мажор-Соль-мажор-До-мажор» можно изобразить в виде трёх весёлых рожиц, расположенных на разных уровнях. Яркие картинки быстро запомнятся детям, а совместная игра с педагогом создадут слуховой представление о гармонической основе лёгкой мелодии, типа «Василек».

В баянно-аккордеонной литературе есть множество методических разработок, направленных на обучение маленьких детей. Замечательным образцом такого пособия является «Азбука маленького баяниста» Галины Крыловой. Автор предлагает 17 уроков, план которых насыщен стихотворениями, загадками, картинками и музыкальными примерами. Например, вот так автор рассказывает про динамические оттенки [2, с. 83]:

ФОРТЕ – громко гром гремит,

а ПИАНО – кошка спит.

МЕЦЦО ФОРТЕ – птичка Ромка

Верещит не очень громко.

Очень громкий звук ФОРТИССИМО

Дружно хором все поют.

Самый тихий ПИАНИССИМО,

Дома часики идут.

В таком формате написано множество стихотворений, способствующих упрощению и запоминанию материала.

Подводя итоги? хотелось бы сказать, что сторителлинг, как один из наиболее эффективных методов преподавания любого материала, идеально подходит и для работы с детьми младшего дошкольного возраста. Дошкольникам намного проще запомнить материал в виде интересной истории. Сухие факты запоминаются плохо, в то время как красочные истории остаются с нами надолго. 

Список литературы

Бойцова Г. А. Юный аккордеонист 1 часть. – М.: Музыка, 2007. – 236 с.

Крылова Г. И. Азбука маленького баяниста. – М.: Владос Пресс, 2010.– 115 с.

Ушенин В. В. Школа игры на аккордеоне. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2013. – 224с.

Просмотров работы: 10