ПРОБЛЕМАТИКА ИСПОЛНИТЕЛЯ В КОНЦЕРТНОМ ВЫСТУПЛЕНИИ ПРОГРАММ РАЗНЫХ СТИЛЕЙ И ЖАНРОВ - Студенческий научный форум

XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2021

ПРОБЛЕМАТИКА ИСПОЛНИТЕЛЯ В КОНЦЕРТНОМ ВЫСТУПЛЕНИИ ПРОГРАММ РАЗНЫХ СТИЛЕЙ И ЖАНРОВ

Шавшина В.А. 1
1Ростовская государственная консерватория им. С. В. Рахманинова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Что представляет собой личность музыканта? Изучая особенности личностей музыкальных мастеров, сложно не заметить, что они все имеют определенные качества, которые условно можно назвать правилом 5 «Т»: Талант, Трудолюбие, Творчество, Требовательность и Терпение. Но не только это характерно для больших музыкантов, также: саморазвитие, открытие для себя новых горизонтов, стремление к идеалу…

Но в то же время современный музыкант-исполнитель сталкивается с рядом трудностей: большая конкуренция, быстрое развитие музыкальных тенденций, дефицит рабочих мест. Чтобы подтвердить свой высокий статус, музыканту приходится много выступать не только на своих текущих сольных концертах, но и участвовать в конкурсах, где требования с каждым годом все более ужесточаются.

Так как конкурсы направлены на выявления «лучшего из лучших», то обязательным критерием для участия становится выбор определенной программы. Рассмотрим в качестве примера, требования к конкурсу:

1 тур.

Полифоническое произведение (фуга не менее 3х голосов)

Крупная форма

Виртуозное произведение

2 тур.

Одно из произведений Д. Скарлатти, Ф. Куперена, Ж. Рамо

Эстрадно-джазовое произведение

Конкурсное выступление должно звучать не более 20-25 минут.

По написанному выше можно сделать вывод, что программа выступающего очень разнообразная, многоплановая и разнохарактерная.

Кроме того, эти требования относятся не только к профессиональным конкурсам, но и к сольным концертам. Ведь именно таким образом музыкант раскрывает все грани своего таланта, показывает, что может мыслить «внутри» эпохи, раскрывает для публики разные музыкальные жанры и доказывает, что он достоин именно её внимания.

Перед исполнителями встает вопрос: как в своей обширной разнохарактерной программе быть мобильным в переходе от жанра к жанру? Как донести до слушателя полную картину произведения без остатков в нем тени уже прозвучавшего?

Прежде всего, нужно сформировать программу своего концерта, отталкиваясь от типа слушателей для которого она будет исполняться. Нужно определить примерный возраст слушателей. Так как сольный концерт предполагает демонстрацию способностей исполнителя, его универсальность, то он должен быть насыщен яркой разнообразной программой. Практика баянно-аккордеонных концертов сформировала некоторые принципы построения программы: вначале звучат переложения и транскрипции классической музыки, затем оригинальные произведения, а завершает программу эстрадная музыка. Поэтому для исполнителя особо важно найти для себя метод, который позволит быстро настраиваться на следующее произведение.

Вот несколько советов, помогающих решить эту проблему:

При исполнении разностилевых произведений, желательно делать между ними паузу в 1-2 минуты, чтобы перестроиться на другую музыку. Также эта пауза даёт возможность задуматься о тех эмоциях, переживаниях, которые исполнителю нужно донести до слушателя.

Заполнять эту паузу можно несколькими вариантами.

Например, рассказывая «историю произведения». Играя музыку И. С. Баха, можно поговорить о том, что его музыка очень религиозна, ведь религия была непосредственно частью жизни композитора, поэтому музыка Баха наполнена религиозной символикой. Играя музыку Шопена, публике можно донести, что у него была непростая жизнь, он практически всю жизнь прожил не на территории своей родины и поэтому его произведения наполнены тоской по родной отчизне. Таким образом, лирические и драматические сочинения этого автора будут восприниматься совершенно по-другому и этим самым артист более точно раскроет сущность произведения.

Вторым способом заполнения времени между произведениями является интерактив со зрителями. Так как целью для исполнителя является оставить у зрителя положительные эмоции, этого можно добиться, общаясь с публикой, небольшая дискуссия может разрядить обстановку и направить ее на более расслабленный лад (если содержание вашего концерта предполагает исполнение более «легкой» музыки следующим номером).

Таким образом, каждый исполнитель волен выбирать любой из способов приемлемых для него лично, находить удобные моменты для расслабления внимания и нужные слова для настраивания себя на нужный лад.

Список литературы

Борисова Е.С. Психологические особенности восприятия музыки современной молодежью: монография. – Самара: СамНЦ РАН, 2013. – 126 с.

Казанджиева-Велинова З.Г Мнения и оценки на слушателите за различните жанрова музикални предавания на програма. – София: «Орфей», 1976. – 250 c.

Назайкинский Е. О психологии музыкального восприятия. – М.: Музыка, 1972. – 384 с.

Платонов К.К. Краткий словарь системы психологических понятий. – М.: Высшая школа, 1984. – 174 с.

Щербак И.В. Роль восприятия музыки в музыкальной культуре // Международный педагогический портал [Электронный ресурс]. URL: https://solncesvet.ru/rol-vospriyatiya-muzyiki-v-muzyikalnoy-2 (дата обращения: 21.12.2020).

Просмотров работы: 14