Предмет «музыкальная литература» был сформирован в отечественной системе музыкального образования в 30–40 годы XX века. Общая цель дисциплины состоит в приобщении учащихся к сокровищнице наследия мировой музыкальной культуры. Если говорить конкретнее – это расширение музыкального кругозора, привитие интереса и любви к музыке, развитие художественного вкуса, развитие активного, осознанного восприятия музыкального произведения. В отличие от музыкальных училищ и курсов истории музыки в ВУЗах, детских музыкальных школах и т.п., этот предмет направлен по большей части на эстетическое воспитание: научить слушать, воспринимать и понимать музыку; воспитать грамотного слушателя, любителя музыки. В программе изучения важное место занимает предмет «слушание музыки», который направлен на решение основных задач музыкально-исторического образования в школе. Музыкальная школа предполагает общую музыкальную подготовку. Поэтому наиболее известные педагоги придерживаются мнения, что хронологический характер прохождения материала необязателен. Например, особенность программы Е. Б. Лисянской [3] – слышим, затем говорим – идет от слухового восприятия. Накопление фактов и знаний – это вторичный материал, дополняющий слуховые впечатления.
К сожалению, многие преподаватели либо не знают об этом, либо считают по-другому. Отсюда формируется проблема – от большого количества «писанины», фактологии, домашних заданий по типу «написать конспект», «прочитать и законспектировать биографию композитора» у детей развивается буквально ненависть к предмету, к «злому» учителю, и, что самое печальное – к музыке академической традиции в целом.
Поэтому, цель данной статьи – понять, как в век информационных технологий работать с детьми, чтобы они полюбили урок музыкальной литературы, чтобы он помог ребенку не просто познакомиться с «нестареющей классикой», но и чему-то научиться, вынести из стен музыкальной школы багаж знаний, необходимый и для развития высокой внутренней культуры, и для дальнейшего профессионального обучения.
Во-первых, необходимо понимать, что насильственно заставлять ребенка что-то читать или учить – метод не самый лучший. Ученик не только ничего не запомнит, а точнее, забудет, но и возненавидит «всю вашу дурацкую школу» и «приставучих учителей». В первую очередь, мы должны помнить, что искусство – прекрасно, и главной целью является все-таки не зубрежка дат и событий, а знакомство с явлениями искусства, стилями, жанрами, великими именами и произведениями. Поэтому, и урок и домашние задания должны быть сконцентрированы вокруг музыки. Все, что нужно читать, должно быть связано с музыкальным стилем, жанром или конкретным произведением. Каждый этап изучения творчества и каждый тип темы должен быть проиллюстрирован музыкальными примерами. В этой связи, биографические темы нужно «подавать» через музыку. К примеру, разные периоды жизни И. С. Баха иллюстрируются произведениями, написанными в данный период, с комментариями преподавателя. После этого следует характеристика творчества с записью самых основных черт стиля, новаторства композитора, каждая из которых подтверждается музыкой. По такому же принципу происходит изучение других типов тем:
общая характеристика какой-либо эпохи включает в себя разговор об эстетике, новых жанрах, музыкальном языке и формах;
изучение какого-либо жанра (например, оперы) происходит через формирование у детей слухового и теоретического представления о его эволюции;
естественно, когда урок посвящен знакомству с конкретным произведением, все комментарии учителя должны быть направлены на то, чтобы дети воспринимали звучащую музыку осознанно. Только в таком случае и музыка и информация может закрепиться в памяти ребенка на более долгий промежуток времени.
Очень важными и эффективными методами обучения являются эвристический и проблемный. Педагог не должен вести монолог, а должен беседовать с детьми, задавать наводящие вопросы, интересоваться их мнением по тому или иному поводу.
Домашние задания так же должны быть направлены на осознанное слушание музыки. Например, при изучении камерно-вокального творчества можно на уроке объяснить детям особенности того или иного жанра, чтобы дома они сопоставили романсы с жанрами.
Таким образом, чтобы дети полюбили музыку, нужно помнить и соблюдать несколько простых правил:
При раскрытии любой темы во главе угла должна стоять музыка, а не теоретические и исторические сведения;
Стараться разговаривать с детьми «на их языке» – быть в курсе происходящих событий в современной культуре, знать современные популярные жанры, фестивали, имена, концертную жизнь;
Культивировать события, происходящие в академической музыке. Стараться «подталкивать» детей на посещение театров и филармонии;
Улыбаться!
Список литературы
Голубева Л. О новой концепции курса музыкальной литературы ДМШ // Музыкальное просвещение. – 2007. – №1. – С. 39–43.
Лагутин А. И. Музыкальная литература как предмет школьного преподавания // Вопросы методики начального музыкального образования. – М.: Музыка, 1981. – С. 74-91.
Образовательная программа по классу музыкальной литературы [Электронный ресурс]. URL: https://kuskovo.arts.mos.ru/upload/medialibrary/7eb/muzykalnaya_literatura.pdf (дата обращения: 12.12.2020).
Царева Е. М. Музыка прежде всего // Как преподавать музыкальную литературу. – М.: Классика-XXI, 2007. – С. 151–156.