ХАРАКТЕР ЗВУКОРЕЖИССЁРА КАК ОПРЕДЕЛЯЮЩИЙ ФАКТОР В РАБОТЕ. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИЁМЫ В ДОСТИЖЕНИИ ХОРОШЕЙ ЗАПИСИ - Студенческий научный форум

XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2021

ХАРАКТЕР ЗВУКОРЕЖИССЁРА КАК ОПРЕДЕЛЯЮЩИЙ ФАКТОР В РАБОТЕ. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИЁМЫ В ДОСТИЖЕНИИ ХОРОШЕЙ ЗАПИСИ

Тихонов А.А. 1
1Ростовская государственная консерватория им. С. В. Рахманинова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Звукорежиссёр – довольно таки сложная работа, которая включает в себя разные части, связанные как и с техникой, так и с людьми. Конечно, в современных реалиях часто можно увидеть звукорежиссёра, который занимается исключительно сведением или мастерингом, существуют целые студии, которые к стадии записи не имеют никакого отношения. Однако цепочка создания хорошей записи начинается с хорошей записи, и задачей звукорежиссера является получить хорошие исходники, с которыми нужно будет работать далее.

Можно выделить разные характеристики, которые были бы важны и в работе студийной и в работе с записью. Такими универсальными характеристиками можно назвать общую собранность, ответственность, и компромиссность. Как и в любом формате работы на заказ – нужно находить общий язык с заказчиком, дирижером, директором или любым лицом, перед которым вы отвечаете. Работа не должна быть слишком затянута, заранее подготовлены все необходимые вещи и инструменты. Часто бывает, что опоздание на какие-то 10 минут на запись может затянуть запись на намного большее время, а исполнители будут более вымотаны, за время, которое будет потрачено на подготовку. В итоге и запись может получиться неудачной, и отношения с исполнителями или заказчиками испортятся. Это, конечно же, никому не нужно, и такие ошибки были бы на ответственности звукорежиссёра.

Общая расслабленность в подготовке к записи не является положительным фактором, однако, общий подход к записи не всегда должен иметь серьёзный и профессионально-официальный характер. Всё-таки звукорежиссёр имеет дело с музыкой, делом исключительно персональным, личным и очень творческим, и робота в качестве “звукаря” тоже никто видеть не хочет. Есть всё-таки грань профессионализма и человечности, на которой должен находиться специалист.

В практике множество раз низкая готовность исполнителей к записи, причём не сколько со стороны знания материала, а именно к процессу записи. Многие просто боятся большого чёрного предмета перед своим инструментом или лицом, и сам факт записи привносит для них дискомфорт, возможно, чем-то сравнимый с выступлением перед людьми. Здесь задача звукорежиссёра – попытаться найти мягкий и не агрессивный подход к введению в запись, и здесь есть несколько методик. Кроме юмора и спуска всё на нет, можно попробовать объяснить как всё работает с точки зрения цепочки записи, чтобы человек чувствовал себя более вовлечённым, и понимающим все элементы, которые есть в записи. Микрофон, стойка, шнур, ЦАП, DAW – если показать все эти таинственные элементы, есть шанс, что человек несколько вникнет и поймёт, что перед ним не пропасть, а мост. Мост к записи и передаче музыки, информации, или чего либо.

Однако, очевидно, не на всех, и не всегда такие методы работают, поэтому во многом просто убеждение и расслабление помогают в хорошей записи. Передышки и перерывы необходимы, и дают размять как и язык в лёгкой беседе, так и просто мышцы, если человек находится в одном месте 10-30 минут. Есть понятие, что человек чувствует большую ответственность за каждый дубль который он записывает, однако, конечно же техническая реальность уже несколько смазывает важность каждого отдельного дубля. С жёсткими дисками и облачными хранилищами можно записывать сотни, если не тысячи дублей, и искать тот самый идеальный вариант.

Но если у исполнителя будет вот такое вот простецкое отношение к дублям – эти самые дубли будут не самого высокого качества. Есть мнение, что в целом при ограничении возможностей плёнки в прошлом, стресс и напряжение от физического ограничения позволяли исполнителям выдавать свой максимум, чтобы была возможность реально хорошего запечатления на дорогую и важную плёнку. И возможно что сейчас стоит вернуть данный подход к записям с “бесконечными дублями”. Так можно потратить не только время студии, звукорежиссёра и исполнителей, но так и не получить того самого хорошего дубля. Конечно, есть всегда вариант с монтажом - но он никогда не будет идеальным, как то, что будет записано в одном дубле.

Есть ещё ряд моментов, где нужно понимать разницу в компетенции исполнителя и звукорежиссёра. В какой-то мере звукорежиссёр должен быть авторитарным в своей области, и позволять минимальное вмешательство в свою работу со стороны исполнителя. Несмотря на то что это коммуникативная и коллективная работа, в которой должно быть удобно всем, вмешательство в компетенцию звукорежиссёра может погубить запись. Нужно или отстаивать свои права как участника записи, либо “имитировать деятельность”. Иногда, просьбы что-то поменять могут быть просто из желания использовать свою власть, и никакое изменение в реальности не является нужным. Тогда просто покрутив крутилку, но ничего не изменив, создаётся эффект плацебо, при котором и человек доволен, и ничего по сути не испорчено. Но это касается и расстановок, и метода записи и других элементов. Звукорежиссёр должен всё выслушать, но последнее решение должно быть всегда за ним.

Таким образом, можно сделать вывод, что хоть звукорежиссёр это частично и техническая профессия, которая включает в себя иногда и обязанности звукооператора и грузчика, в реальности профессионал должен обладать рядом человеческих навыков и характеристик, чтобы качественно исполнять свои задачи и обязанности. Не обходится без манипуляций и авторитарности, но главное всё таки сохранить хорошие отношения с музыкантами, и сделать хорошую запись, и без многих характеристик и приёмов получается довольно таки сложно.

Список литературы

Меерзон Б. Я. Основы звукорежиссуры и оборудование студий звукозаписи. – М.: Гуманитарный институт телевидения и радиовещания им. М. А. Литовчина, 2009. – 288 с.

Senior M. Mixing Secrets for the Small Studio. – Walltham: Focal Press, 2011. – 342 p.

Севашко А. Звукорежиссура и запись фонограмм. – М.: ДМК-Пресс, 2015. – 432 с.

Просмотров работы: 35