РАБОТА С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ДМШ ПО КЛАССУ СКРИПКИ - Студенческий научный форум

XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2021

РАБОТА С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ДМШ ПО КЛАССУ СКРИПКИ

Рудова Е.С. 1
1Ростовская государственная консерватория им. С. В. Рахманинова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Первоначальный этап обучения игре на скрипке является самым сложным. Это обусловлено сложностями привыкания учеников к инструменту. Скрипка не имеет ладов, игра основывается исключительно на ощущениях тактильных и тонкого слуха. Точную чистоту нот определяют на слух, и правильная интонация вырабатывается каждодневными правильными занятиями. Размер скрипки подбирают индивидуально под ребенка и под длину его руки таким образом: нужно положить скрипку на левое плечо, выпрямить левую руку – «обнять» левой рукой головку скрипки так, чтобы рука упёрлась в середину ладошки ученика. Инструмент обязан покупаться только по рукам ребёнка, иначе он будет испытывать большое неудобство, которое будет влиять на всё дальнейшую постановку.

Начинать обучение игре на скрипке можно с 5-6 лет. В таком возрасте дети очень любопытны, они любят общаться со сверстниками, эмоционально и интеллектуально познают мир. В этот момент, если родители видят, что ребенку начинает очень нравится музыка, то есть он подпевает песенки, и у него это выходит довольно неплохо, то можно попробовать привести ребенка в музыкальную школу. Так же при приёме в музыкальную школу дети проходят некий экзамен. Ребенку преподаватель стучит какую-то мелодию, ребёнок должен попытаться повторить, они играют в ладушки (с целью понять, всё ли хорошо с координацией), и вместе поют песенку. Если всё хорошо, то ребёнка зачисляют в школу. Обычно детей проводят в музыкальную школу в возрасте 6 лет, но если ребёнок проявляет ранее свои способности, то раньше. Но 6 лет самый приемлемый возраст: ребёнок более внимателен, умеет сосредоточиться на задачах и обычно уже умеет читать. Урок обычно длится 45 минут, 2 часа в неделю, но на первом этапе рекомендуется заниматься с ребёнком практически каждый день. Так как в свои 6 лет он может все запомнить, что говорит учитель либо делать не так в домашних занятиях, что повлечёт за собой большие проблемы в постановке в будущем.

Первоначальный этап работы с ребёнком – самый сложный и важный. Учитель должен создать условия, при которых малышу будет комфортно играть на скрипке, чтобы ему было удобно заниматься на скрипке. Важно сформировать правильно поставленную постановку с которой дальше можно будет освоить качественный звук, скрипичные приёмы: позиции, вибрацию, штрихи. В случае, когда у ребёнка что-то не получается ,необходимо искать причину в постановке. Учителю важно вызвать интерес у ученика, чтобы облегчить сложность постановки. Можно использовать актуальные методы в работе с учеником, а именно позволить поиграть ему на инструменте, поиграть учителю, включить игру профессиональных знаменитых музыкантов. С первого урока учитель должен заинтересовать ребёнка, чтобы в дальнейшем он захотел продолжать обучение. Необходимо добиться, чтобы ученик чувствовал себя в классе как можно более комфортно. Атмосфера занятий в классе необходима, быть одновременно строгой и положительной.

Сначала нужно научить раздельной постановке. Начинать с положения ног. Ноги расставляем на ширину плеч, левую ногу в сторону чуть-чуть отводим. Это необходимо для устойчивости дальнейшей игры на скрипке, чтобы ученик чувствовать опору. Головка скрипки должна быть направлена в тоже направление, что и левая нога. Спина должна остается прямой, тогда рукам будет удобно играть. Скрипку кладем на левое плечо, закрепляем для удобства на скрипичный мостик, который фиксируется по высоте шеи. Кладём подбородок на подбородник, немного заворачиваем голову в левую сторону, но важно проследить, чтобы ребёнку было удобно и не создавало напряжение в шее. На шее есть «ямочка», а на скрипке пуговица, необходимо положить скрипку пуговицей в эту «ямочку».

Начинаем постановку левой руки с отведения в сторону пока без скрипки. К сожалению, это непривычное в повседневной жизни положение руки и ученику будет первое время неудобно. Важно, чтобы рука не напряглась. Когда рука ребенка привыкла к такому положению. Можно взять скрипку. Главное, чтобы не было хватательного движения. Пальцы свободно стоят на грифе, не прижаты.

Для постановки правой руки необходимо купить карандаш начинать обучение на нем. Для того, чтобы также избавится от хватательного движения. Руку кладем сверху на карандаш. Большой палец ставим напротив среднего, мизинец ставим на пучку. Если есть успех, то есть у ребенка абсолютно нет зажатость в правой руке, то можно переходить на смычек. Начинать вести смычёк от первой четверти и постепенно расширяя до сведения целого смычка. Так же можно на первое время обозначить границы смычка с помощью скотча.

Перед тем как начать заниматься на скрипке, необходимо подкрутить смычок используя винт. По окончанию занятия расслабить волос, но волос не должен быть сильно расслаблен, так как это уменьшает срок его служения. Перед каждой игрой волос смычка натирается канифолью. Это даёт сцепление волоса со струной. Важно после каждого занятия вытирать струны, скрипку, трость смычка специальной тряпочкой, которую можно приобрести в любом музыкальном магазине.

Также значительную роль в обучении на скрипке важны домашние занятия. Для закрепления навыков, приобретенных в классе, необходимо постоянно правильно заниматься. В начале обучения достаточно заниматься час в день. За это промежуток ребенок не сильно устаёт и не теряет интерес. Со временем, когда ребенок освоит первоначальные навыки и у него появится выдержка, можно увеличивать время. При систематических занятиях он почувствует уверенность, появится выносливость. И уже к концерта в конце года ученик может выступить в концерте. В книге «Моя школа игры на скрипке» Л. Ауэр писал, что на первоначальном этапе обучения педагог закладывает важнейшие основы игры на скрипке, которые повлияют на всю дальнейшую игру музыканта в будущем. Обучение игре на скрипке имеет сразу несколько целей. Основные из них: 1) проявление интереса к музыке и любви к выбранному инструменту; 2) включение внимание во время занятий; 3) становление слуховых понятий как основы музыкального восприятия; 4) развитие мышечно-двигательной культуры и игровых навыков. В работе с детьми необходимо учитывать их психологические особенности, так как они могут быть использованы для лучшего освоения учебного материала.

К концу дошкольного возраста формируется новая и высшая для дошкольного возраста - вне ситуативно-личностная форма общения. Учитывая, что в дошкольном возрасте меняется вся психологическая жизнь ребенка и его отношение к окружающему миру, часто бывают и психологические проблемы, которые возникают в данный период развития. На первоначальном этапе обучения педагог закладывает основы успешной постановки. Действенным методом всестороннего воспитания ученика является раннее изучение позиций. Важно следить, чтобы рука плавно передвигалась от одной позиции к другой, не была зажатой. Ребёнку необходимо рассказать, что чем выше позиция, тем уже необходимо расположение пальцев друг к другу, но также необходимо все контролироваться с помощью слуха, а не запоминать механически расположение пальцев. Чем раньше ученик осваивает позиции, тем быстрее он получает от этого ряд преимуществ. Идёт освобождение левой руки от неприятных мышечных напряжений. Если напряжение отсутствует можно переходить к изучению вибрации.

В обучении ученик обязан освоить определённый материал, состоящий из гаммы, этюдов, пьес, на котором он сможет оттачивать и приобретать разные скрипичные   приёмы. Каждый урок педагог передает ученикам свои знания, раскрывает новые секреты скрипичного мастерства, учит работать над собой в домашних занятиях, говорит не унывать в моменты неудач и безумно гордится первым успехам, первым самостоятельно исполненным произведениях.

Какую бы профессию ребёнок не получил в будущем основная задача учителя воспитывать в нём творческое начало, творческое мышление. Музыкальное воспитание, полученное в музыкальной школе, пригодится в любой сфере будущей деятельности ребёнка. Во время обучения игре на скрипке дети учатся рассуждать и мыслить, также скрипка учить терпению, трудолюбию. Музыкальное воспитание особенно в этот возраст способствует положительному развитию мозга ребенка, включая способность к абстрактному мышлению. Главная цель занятий – игровое, творческое развитие личностного потенциала ребенка, его естественной музыкальности, становление возможности к творческому самоутверждению.

Список литературы

Ауэр Л. Моя школа игры на скрипке. – СПб: Изд-во Композитор, 2004. – 120 с.

Баринская А. И. Начальное обучение скрипача. – М.: Музыка, 2007. – 104 с.

Берлянчик М. М. Как учить на скрипке в музыкальной школе. – М.: Издательский дом Классика – ХХI, 2006. – 205 с.

Просмотров работы: 63