ВЗАИМОСВЯЗЬ АКАДЕМИЧЕСКОЙ И ДЖАЗОВОЙ ПОДГОТОВКИ ПИАНИСТА В КЛАССЕ СПЕЦИАЛЬНОГО ИНСТРУМЕНТА МУЗЫКАЛЬНОГО ВУЗА - Студенческий научный форум

XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2021

ВЗАИМОСВЯЗЬ АКАДЕМИЧЕСКОЙ И ДЖАЗОВОЙ ПОДГОТОВКИ ПИАНИСТА В КЛАССЕ СПЕЦИАЛЬНОГО ИНСТРУМЕНТА МУЗЫКАЛЬНОГО ВУЗА

Рассоховатская М.В. 1
1Ростовская государственная консерватория им. С. В. Рахманинова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

На протяжении всей истории академической и джазовой музыки рояль занимал главенствующую позицию. Джазовые пианисты становились лидерами, революционерами, новаторами и изобретателями различных стилей, обогащая творческое наследие человечества. Программа, которую осваивает студент – пианист на отделении эстрадной и джазовой музыки в высшем учебном заведении всегда содержит в себе два направления – академическое и джазовое. Ровно, как и в джаз, пианисты продолжают углубляться в освоение своего инструмента, развитие виртуозности и образного мышления путем знакомства с великими произведениями композиторов – классиков.

Роль академической базы для джазового пианиста огромна – это, в первую очередь, умение извлекать из инструмента красивый звук, которое в дальнейшем развитии музыканта приобретает индивидуальный стиль и отличительные черты. Это и своеобразный «багаж», профессиональное оснащение – совокупность определенных навыков, которыми владеет пианист – различные фортепианные фактуры и штрихи, умение использовать самые разные динамические оттенки, которые окрашивают музыку в разные цвета музыкальной палитры. Также взаимосвязь с академической музыкой отражается в цитировании произведений, известных мотивов репертуара композиторов – классиков, их обработке джазовыми средствами. Это проявляется и в сочинении джазовых тем, и в исполнении джазовой импровизации. Корни этого импровизационного приема находятся в традициях так называемого «романтического фортепиано», когда стали широко применяться всевозможные парафразы и аранжировки, обработки известных произведений. Также академическая база - это и фундаментальные теоретические знания, которые служат основой в композиционном мышлении, ведь каждая джазовая импровизация является спонтанной композицией.

Также, по моему мнению, изучение произведений академической музыки развивает фантазию, помогает в создании музыкальных образов, развивает эмоциональное восприятие музыки в целом. Мало кто может понять истинный замысел композитора, уловить состояние, которое передает автор сквозь призму нотного текста, прослушав определенную музыкальную композицию, или даже целый концерт. Но развивая свои навыки в академической базе, можно максимально приблизиться к этому самому пониманию и привнести его в джазовую музыку. Например, во время импровизации создавать именно художественные образы, вкладывать в них эмоции с помощью музыкальных выразительных средств – штрихов, динамики и фактуры, приемов и композиционного развития, а не играть просто звукоряды, соответствующие определенным аккордам. Ведь слушателя «цепляет» именно эмоция, он может и не разбираться во всех исполнительских сложностях музыканта, но эмоциональная составляющая, иллюстративное, яркое изображение – вот зачем отправляется слушатель в мир звуков и гармоний.

В свою очередь джазовая подготовка пианиста – это интеллектуальная часть. Знание звукорядов и сложных концепций, гексатоник, владение фактурами, которыми пользовались кубинские пианисты, монтуно, бибоповые гаммы, техника свободной фуги, парадидлы и многое – многое другое – вот что представляет собой так называемый «багаж» джазового пианиста. Это мгновенная реакцию на смену гармонии, это взаимодействие со всеми музыкантами из команды, это гибкость, это развитый музыкальный и тембральный слух, это сиюминутное создание композиций и импровизаций.

Высокий уровень академической и джазовой подготовки пианиста в музыкальном ВУЗе также служит основой для здоровой самооценки, наличия конкурентного духа, психологической стрессоустойчивости и работоспособности. А минимальное количество неусвоенной информации и большого количества практики за весь период обучения помогает в быстром становлении музыканта как профессионала, обретении его собственных индивидуальных особенностей, поиске исполнительского стиля. Большое желание заявить о себе играет основополагающую роль в творческой реализации и приобретении широкого публичного признания.

То, что мы можем видеть в мире джазовой музыки сейчас – это то, что джазовые пианисты и их творчество развивается с помощью совершенствования музыкального языка джаза в целом (чего только стоит прослушать записи Херби Хэнкока и Чика Кориа!), обогащается элементами разных музыкальных культур и средствами музыкальной выразительности, которые им присущи, джазовая музыка трансформируется согласно требованиям современного музыкального мира. Но также, на пути к новым элементам развития, фортепиано в джазе остается на фундаменте, заданном классической музыкой и академическим пианизмом.

Список литературы

Лубяная Е. В. Истоки современного фортепианного джаза // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 6 [Электронный ресурс]. URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=10782 (дата обращения: 12.12.2020).

Кинус Ю. Г. Джаз. Истоки и развитие. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2011. – 496 с.

Соколов С. В. Развитие творческого мышления пианиста как базовое условие его профессиональной подготовки // Научная электронная библиотека «КиберЛенинка». [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-tvorcheskogo-myshleniya-pianista-kak-bazovoe-uslovie-ego-professionalnoy-podgotovki(дата обращения: 21.12.2020).

Просмотров работы: 6