АНАЛИЗ И СПОСОБЫ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЙ НА УРОКАХ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ В ДМШ - Студенческий научный форум

XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2021

АНАЛИЗ И СПОСОБЫ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЙ НА УРОКАХ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ В ДМШ

Полянский В.В. 1
1Ростовская государственная консерватория им. С. В. Рахманинова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

При обучении в музыкальной школе педагоги часто сталкиваются с довольно типичными, но не всегда понятными ситуациями, которые приводят ученика в состояние психологической зажатости. Это, в свою очередь, не позволяет рабочему процессу состояться в полной мере, ученик не может раскрыться, между педагогом и учеником образуется барьер непонимания. Это все может приводить к нежеланию заниматься, плохому настроению ученика во время урока, плохими ассоциациями с походом в музыкальную школу и т д. Во избежание этого, педагогу (особенно молодому) стоит заранее знать о возможности таких ситуаций, постараться смоделировать их, и найти решение.

Рассмотрим такие ситуации:

Концентрация на ошибках, потеря уверенности в себе. Педагог видит, что у ребенка что то не получается и просит его повторить ещё раз, и ещё раз до того момента как получится, или особенно, когда к этой ошибке попутно прибавляются другие ошибки (они уже чаще всего появляются из-за паники). Ребенок начинает переживать, впадает в панику, и не находя выхода начинает плакать. Чтобы такого не произошло, педагогу важно обращать внимание на состояние, настрой ученика. Если существуют предпосылки к такому, нужно отвлечь ученика, попросить его сделать то, что у него лучше всего получается, чтобы он набрался уверенности в своих силах. Изначально, при поступлении ученика в школу, педагогу важно обращать внимание на стрессоустойчивость, восприятие данного ребенка, чтобы трезво оценивать нагрузку и будущие требования к нему. В этом случае многое зависит именно от психики ребенка, его подготовленности к требованиям.

Давление со стороны родителей. Некоторые родители с раннего детства ругают своих детей за ошибки, какой бы сферы их жизни это не касалось. Это тоже нужно учитывать педагогу музыкальной школы, т.к. он может столкнуться с таким случаем. Такие дети часто очень боятся ошибиться, боятся, что то сделать не идеально, испытывают сильный стресс, стараясь «удержаться на плаву», не забыть текст, и из за этого ещё чаще ошибаются. Если этот страх не преодолеть, то он может перейти и в дальнейшую жизнь, обрести форму хронической фрустрации, что в свою очередь гораздо серьезнее.

Эта проблема не слишком проста, чтобы предложить типовое решение. В такой ситуации рассматривается каждый случай индивидуально, в зависимости от склада характера ребенка, воспитания, сильных сторон его развивающейся личности и т. д. Следует лишь осторожно подходить к таким детям, ставить задачи, которые им по силам. Не ругать за ошибки , делать акцент на сильных сторонах. Важно, чтобы на их достижениях делался акцент в большей степени, чем на их недостатках.

Излишнее участие родителей в педагогическом процессе. Часто родители сидят в классе во время специальности. С одной стороны, полезно, когда родитель на начальном этапе присутствует на уроке ребенка, если посмотреть со стороны дальнейшей помощи при домашних занятиях. Но с другой стороны, это присутствие может плохо сказываться на концентрации ребенка, на его усваивании информации. В частых случаях ребенок, как минимум, начинает отвлекаться, а когда появляется какая-либо трудность, при которой нужно приложить умственные усилия, ребенок начинает искать помощи родителя, иногда даже плакать, чувствуя, что рядом тот, кто может его «защитить». Если взвесить все стороны присутствия родных на уроке, то все же, оно крайне нежелательно. Однако, существуют дети, абсолютно устойчивые не только к нахождению рядом родителей, но и к посторонним людям в классе. Для таких детей это не будет проблемой. Но для начала нужно определить, является ли ребенок столь устойчивым, а это требует определенного опыта общения с ним.

Мнимая готовность ученика к уроку. Очень распространена проблема, когда ученик практически не занимается дома, не делает домашних заданий по специальности ,полагаясь лишь на свою память, способности и т. д. Многие такие ученики не признаются педагогу в том, что не занимались, а старательно делают вид что все знают, но забыли тот, или иной момент, всячески пытаясь вспомнить то, что по сути ещё не уложилось в память. Таким образом у ребенка начинает формироваться психологический зажим, который выражается как страх ошибиться, не вера в себя, cтрах сцены и т п. В таких случаях стоит обращать пристальное внимание на характер, манеру поведения, воспитание ребенка, внимательно следить за соответствием слов и дела (за тем, что говорит ребенок, и что происходит в действительности). С опытом это становится практически очевидно. Важно в такой ситуации стараться приучать ребенка к правде, стараться показывать ему , что сами открыты перед ним, и цените его честность . Так же важно учитывать индивидуальные особенности каждого, для того, чтобы выработать свой собственный подход к подобным ситуациям.

Заинтересованность ученика в выбранном репертуаре. Большую роль в осваивании инструмента, атмосфере занятий так же может сыграть сам выбор материала. Когда ученик играет то, что ему не нравится, он действует с меньшим энтузиазмом, следовательно может терять интерес к инструменту, обретать дополнительные зажимы. Без сомнения, музыканта нужно приучать играть разную музыку, более или менее любимую, но на начальных этапах следует все-таки особенно прислушиваться к интересам ребенка, потому как именно это может спровоцировать его на резкий прогресс. Если ученик сам не может предложить еще какие - либо варианты (в силу малого музыкального опыта, или срока обучения), стоит попробовать предложить ему разные пьесы на выбор, проигрывая их поочередно. Возможно, здесь начнут проявляться первые музыкальные предпочтения, и это даже повлияет на будущее отношение к музыке.

Такимобразом, тема проблемных ситуаций на уроке по специальности является всегда актуальной, особенно для молодых педагогов, именно поэтому она была рассмотрена в данной статье. Молодой специалист, который начинает свой путь в педагогике, чаще бывает не готов к таким сложностям, и он сам может обрести психологический зажим, вместе с учеником. В таких случаях наоборот важно сохранять самообладание и уверенность в своих действиях, поскольку дети очень сильно чувствуют неуверенность. В этой статье рассмотрены в основном распространенные ситуации , с которыми мог столкнуться почти каждый педагог. Но и в этих, и в других ситуациях могут быть свои нюансы, которые требуют индивидуального подхода.

Список литературы

Бочкарев Л. Л. Психология музыкальной деятельности / Л. Л. Бочкарев. – М: Издательский дом «Классика-XXI», 2008. – 352 с.

Гогоберидзе А. Г. Детство с музыкой. Современные педагогические технологии музыкального воспитания и развития детей раннего и дошкольного возраста / А. Г. Гогоберидзе, В. А. Деркунская. – М.: Детство-Пресс, 2013. – 656 c.

Гогоберидзе А. Г. Музыкальное воспитание детей раннего и дошкольного возраста. Современные педагогические технологии / А. Г. Гогоберидзе, В. А. Деркунская. – М.: Феникс, 2008. – 432 c.

Малахова Л. В. Музыкальное воспитание детей дошкольного возраста / Малахова Л. В. – М.: Феникс, 2008. – 871 c.

Просмотров работы: 277