СОЗДАНИЕ ЗОНЫ КОМФОРТА ДЛЯ ГАСТРОЛИРУЮЩЕГО МУЗЫКАНТА - Студенческий научный форум

XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2021

СОЗДАНИЕ ЗОНЫ КОМФОРТА ДЛЯ ГАСТРОЛИРУЮЩЕГО МУЗЫКАНТА

Матюшенко А.В. 1
1Ростовская государственная консерватория им. С. В. Рахманинова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В ряду важных аспектов в деятельности музыканта стоит создание комфортных условий во время выездных концертов. В данной статье я хочу затронуть такие темы, как «Зона комфорта» у музыкантов, комфортная транспортировка инструмента, стабильное эмоциональное состояние вне «зоны комфорта».

Для начала стоит поговорить о том, что такое «Зона комфорта»? Для многих это привычные условия жизни, те, которые человек приобрел к настоящему моменту, а именно и образ жизни, реакции и способы решения проблем, его поведение, окружение. Гастролирующему музыканту достаточно сложно создать стабильный образ жизни, так как условия, где он находится, всегда разные.

Опираясь на многолетнее общение с музыкантами, для которых жизнь в постоянных поездках стала основой карьеры, можно выявить ряд проблем и возможные способы их решения для создания комфортных условий.

Начнем с того, что является комфортными условиями для гастролирующего музыканта: во-первых, это одиночество, когда мысли собираются воедино, когда можно спокойно думать, размышлять о том, что интересно и что развивает. «Зона комфорта» - это не то, что ты отдаешь другим, а то, что накапливаешь в себе, а потом тратишь для других: книги, фильмы, общение с умными старыми друзьями (когда ты не фильтруешь свой разговор и не ищешь темы для диалога). Во-вторых, это нахождение в месте, где тебе хорошо. Это может быть не только то помещение, где есть комфортные условия для занятий, но и на природе, где происходит слияние души и тела. Место, которое питает.

Немаловажным фактором является подготовка к поездке. Мысленно пройти весь путь – от обыгрывания перед концертом, до выхода на сцену. Для того, чтобы на большом концерте на гастролях выступление прошло удачно, за месяц до нужно начать обыгрываться перед публикой. Сцена забирает большой процент качества. Даже высокоподнятая программа будет скатываться до того уровня, какой был за месяц до большого концерта. Это происходит из-за многих факторов: неизвестная акустика, волнение, плохое самочувствие, долгая дорога.

Также, до поездки следует решить организационные вопросы. Любая недомолвка с принимающей стороной может сыграть в минус. Обязательно договориться заранее об оплате дороги, проживания, что включено. В письмах чаще говорить о нюансах, таких как даты концертов, программа, город, попросить дизайн афиши, посмотреть, правильно ли написаны данные музыканта, авторы произведений. Перед самим концертом проверить текст у человека, который будет объявлять, обязательно уточнить все ударения в фамилиях. Проверить, убран ли зал, все ли на своих местах, проверить стул, на котором музыкант будет играть. Публика идет воспринимать искусство, а оно начинается с правильно расставленных стульев за кулисами (чтобы снизу кулис не торчали ножки, чтобы занавес не был кривым). Именно тогда публика понимает, что происходит обновление, ничто не мешает потоку искусства.

Гастролирующий музыкант должен быть внимателен к каждым мелочам, чтобы оставить светлое впечатление о себе, тогда почти наверняка его пригласят еще раз. После концерта желательно подойти ко всем лично, кто принимал участие в организации концерта, начиная от осветителей сцены, заканчивая основным организатором, и поблагодарить за такую возможность выступить.

Нужно не забывать, что «зона комфорта» есть не только у гастролирующего музыканта, но и у его инструмента. При транспортировке инструмент страдает больше всего, он в стрессе, в незнакомой среде, на него огромные нагрузки, его все двигают, перемещают. Поэтому до отъезда нужно подготовить инструмент к такой ситуации. Для аккордеона и баяна существует несколько видов чехлов: зимний (плотный), летний (тоньше) и раздельный, который необходим для перевозки инструмента в самолете (аккордеон или баян разбирается на 2 части и перевозится в салоне, как ручная кладь). Если есть какая-то проблема с инструментом, лучше подстраховаться и заранее позвонить в то место, где гастроли, и узнать, есть ли мастер, который мог бы быть на месте в случае поломки.

Стоит учитывать, что многие концерты проходят заграницей, что тоже может уводить человека из «зоны комфорта» при недостаточном знании языка. Не в каждой стране говорят на английском или немецком. Например, многие французы принципиально не говорят на других языках, только на родном, как и в странах Латинской Америки многие не знают английский. К такой ситуации можно подготовиться заранее, если перед поездкой выучить всего несколько фраз: как пройти на вокзал, где можно покушать, сколько это стоит, где информационная стойка. Чем меньше знаешь язык – тем меньше перспектива налаживания связей в этой стране.

Также, нужно учитывать фактор часового пояса, знать свой организм и приезжать на концерты за столько дней, сколько нужно для восстановления сил и здоровья. Утомляемость – самый плохой помощник на концертах.

В каждой поездке имеет место быть возможность незапланированных ситуаций. Самое главное, не терять контроль, не падать духом и не паниковать. Относиться к поездке, как к приключению. Нужно помнить, что чем дешевле авиакомпания, тем больше может быть с ней проблем. Большие авиакомпании отвечают за своих пассажиров. На багаже лучше всегда прикреплять бирку с адресом и своими данными на английском, чтобы было проще найти багаж в случае утери. Еще лучше иметь фотографию своего багажа, чтобы в чужой стране не объяснять, как выглядит ваш чемодан.

Хочется отметить, что во время концерта тоже можно создать свою «зону комфорта», попросив не снимать и не фотографировать, если это мешает. Музыкант может перед началом первого произведения осмотреть зал и попросить выключить вспышку на камере. Также, хочется, чтобы каждый музыкант был искренен с публикой, но в то же время осторожен с эмоциями, не поддавался расслаблению, исходящему от публики, которая воспринимает музыканта, так как это сильно влияет на метроритм, динамику.

Таким образом, к выездным концертам музыкант должен себя подготовить комплексно, уметь правильно распределить свои силы к предстоящему труду, так как гастроли забирают максимальное количество сил. Главное помнить, что «зона комфорта» может воссоздаться и в непривычных ситуациях, нужно лишь правильно подготовить себя к поездке.

Список литературы

Лучинина О. А. Психология сценической деятельности музыканта. – Астрахань: Проект «LENOLIUS», 2017. [Электронный ресурс]. URL: http://samlib.ru/l/luchinina_o/scene.shtml (дата обращения: 12.12.2020).

Просмотров работы: 9