КАРЬЕРА ЭСТРАДНОГО ПИАНИСТА В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ - Студенческий научный форум

XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2021

КАРЬЕРА ЭСТРАДНОГО ПИАНИСТА В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ

Иценков В.Е. 1
1Ростовская государственная консерватория им. С. В. Рахманинова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Творческий путь эстрадного музыканта непрост. Карьерный путь профессионального исполнителя занимает многие годы, десятилетия упорной работы. На всем его протяжении он сталкивается с множеством вопросов, начиная от образования до творческой реализации. Очевидно, что эти вопросы сложны и ответы на них не могут быть однозначными. Попытаемся осветить некоторые из них.

Джаз, особенно современный, - это, конечно, музыка больших городов. Не удивительно, что ведущими образовательными заведениями, занимающимися подготовкой эстрадного музыканта сейчас являются Московская и Санкт-Петербургская Консерватории, Российская Академия музыки им. Гнесиных. Их дипломы высоко котируются в как в Европе, так и в странах Азии.

Неоспоримым мировым лидером же является музыкальный колледж Беркли в США. Одно из его важных преимуществ состоит в том, что он предоставляет возможность получить образование по разнообразным, в том числе редким специализациям, таким как изготовление инструментов или сочинение киномузыки. В российской образовательной среде в настоящий момент не существует аналогичных заведений. Сложившаяся у нас система настроена на подготовку сольных исполнителей. Можно сказать, что подобное отсутствие универсализма - одна из проблем отечественного музыкального образования. Так, для освоения навыков во многих смежных с исполнительской деятельностью профессиональных сферах вам придется набираться практического опыта самостоятельно.

Уже в процессе обучения или же по его завершению, отправившись в свободное плавание, у молодого музыканта встает вопрос о дальнейшей профессиональной реализации. Ознакомившись с мнениями различных эстрадных исполнителей и музыкантов, мастеров своего дела, получивших образование в России, но реализовавшихся не только на нашей, но и на мировой сценах, представляется возможным выделить три основных области для профессионального развития - участие в конкурсах, концертная деятельность и преподавание.

Так, по мнению Михаила Антипова, гастролирующего дирижера и создателя образовательных инициатив по воспитанию молодого поколения музыкантов, участие в государственных конкурсах раньше давало большие шансы для продвижения музыканта с самого раннего возраста. Сейчас же, к сожалению, ситуация иная. С появлением множества коммерческих конкурсов, возможность участия в них получил не только наиболее достойный, но каждый, стоит лишь внести денежный взнос. В связи с этим, уровень оценки таких конкурсов, как и музыкальный уровень членов жюри, зачастую оказываются крайне низкими. Даже Всероссийский конкурс, который проводится при поддержке Министерства Культуры, более не может дать шансов своим победителям. Многие из них действительно являются выдающимися музыкантами, но победа дает не более, чем возможность нескольких выступлений в столице.

Другое дело - престижные международные конкурсы. Участие в одном из них может обеспечить молодого музыканта ангажементами на много лет вперед. Но уровень участников и конкуренция в таких конкурсах предполагает в качестве конкурсантов уже сложившихся музыкантов.

Пианист Антон Берлев, рассуждая о преподавательской и концертной деятельности джазового исполнителя, рассказал о том, что в сравнении с Россией, заработок как частного преподавателя музыки, так и профессора консерватории в Европе существенно выше. Ведя частную педагогическую практику в Германии, можно ограничиться несколькими часами в неделю, посвящая свободное время концертной деятельности и другой творческой работе.

В России же труд музыканта, не являющегося звездой первой величины, как правило, окупается скудно. Профессора высших учебных заведений зарабатывают порой меньше, чем преподаватели частных музыкальных школ. Сами условия работы в учебных заведениях часто сильно затрудняют возможность качественной работы (старые, не настроенные инструменты и другое полу-рабочее оборудование). Все это вынуждает искать дополнительные подработки и “халтуры”.

Если ты хочешь попасть в оркестр не как духовик а пианист, то попасть туда практически невозможно, так как большинство вакансий уже занято, да и конкуренция на место может быть очень большой.

Говоря об исполнительской деятельности, следует четко разделить джазовые концерты и участие в мероприятиях с “популярным” репертуаром. Площадки для исполнения джазовой программы в России немногочисленны, особенно если речь идет о провинции. К тому же джаз - это, как правило, искусство ансаблевого исполнения, и если духовику достаточно просто найти свободную вакансию, то пианисту попасть в эстрадный ансамбль или, тем более, оркестр практически невозможно. Это связано в первую очередь с относительно небольшим количеством джазовых составов. При этом, как утверждает Игорь Бутман, джаз в России популярен и востребован. Пример тому - Международный культурный форум в Петербурге, в рамках которого был подготовлен форум-фест Jazz Across Borders, куда приехали музыканты из Индонезии, Италии, Англии, Франции, США, а в общей сложности событие посетило более тысячи человек из 32 стран мира. Но важно отметить, что в целом джаз - это не российская культура. И в России, и в США, и в Европе на концерты джазовых музыкантов ходят люди или имеющие отношение к джазу, или представители околоджазового круга. Обычный человек, даже образованный, вряд ли пойдет на концерт современной джазовой музыки. Таким образом, типичным ресторанным репертуаром эстрадного пианиста является далеко не джаз.

Среди популярных путей творческой реализации - работа в странах Азии. По общему мнению, именно там чаще всего появляются вакансии для эстрадных музыкантов-исполнителей. Лидирует Китай: там можно найти всевозможные варианты работы. Так же это многие, в основном туристические, страны: Вьетнам, Южная Корея, Япония, Камбоджа, Индия, а также страны Среднего Востока: Бахрейн, Арабские Эмираты. Работа на круизном корабле также предоставляет возможность не только хорошего заработка, но и посещения сразу нескольких стран.

Список литературы

Бутман И. Европа боится конкуренции наших джазменов. Электронный ресурс: [https://tass.ru/interviews/5114765]: (дата обращения 23.12.2020).

Куратова А. Не стреляйте в пианиста. Почему джаз в России обречен быть непопулярным // Аргументы и факты. Электронный ресурс: [https://ugra.aif.ru/culture/ne_strelyayte_v_pianista_pochemu_dzhaz_v_rossii_obrechen_byt_nepopulyarnym]: (дата обращения: 23.12.2020).

Работа заграницей для музыкантов. Электронный ресурс: [https://xn----7sba3adcnmcfm1cs7i7b.xn--p1ai/rabota-za-granicej-dlya-muzykantov/]: (дата обращения: 23.12.2020).

Архипов М. Карьера музыканта. С чего начать? Электронный ресурс: [https://students.superjob.ru/novosti/139/]: (дата обращения 22.12.2020).

Просмотров работы: 10