Сольфеджио – учебная дисциплина (групповая), предназначенная для развития музыкального слуха, музыкальной памяти и мышления. Суть этого предмета раскрыта в словах Г. И. Шатковского, известного музыкального педагога-новатора: «Каждый, кто занимается музыкой, должен знать теорию музыки, должен слышать все то, что знает, должен уметь применять на практике все то, что знает и слышит» [1, с. 11].
К изучению рассматриваемой дисциплины приступают с самых первых ступеней музыкального образования – Детская музыкальная школа, Детская школа искусств, Школа эстетического воспитания. При некоторых школах есть трехгодичные подготовительные курсы, на которые зачисляются дети дошкольного возраста (от 4-х лет). Рабочая программа дошкольников также включает в себя занятия по сольфеджио. Уроки проводятся дважды в неделю, каждая встреча длится 40 минут. В одной группе могут заниматься не более шести человек: ограничение по количеству учеников в группе делает возможной полу-индивидуальную форму работы с каждым ребенком. Присутствие на таких занятиях родителей возможно, но не желательно: родители замечаниями и подсказками отвлекают своих детей от учебного процесса; работа детей становится несамостоятельной, с оглядкой на родителя.
Урок начинается с «погружения» учеников в текущий материал при помощи вопросов педагога. Следующая стадия «погружения» – игра на фортепиано: каждый ученик получает задание – сыграть и спеть играемое, называя ноты. А затем дается мини-викторина, где ребята определяют на слух то, что сыграли в начале занятия. Такого рода подготовка позволяет держать в тонусе уже полученные знания, проверить у каждого ученика уровень овладения материалом, логично перейти к основной части урока [2].
Основная часть урока условно делится на два этапа: первый – объяснение педагога, второй – работа каждого ученика за фортепиано под контролем педагога. В конце занятия в форме «вопрос–ответ» педагог и ученики проговаривают логику урока, «расставляя по местам» новые знания.
С одной стороны, для педагога урок сольфеджио с дошкольниками – это, как и любой урок, передача специальной информации. Тематический план подготовительных курсов насыщенный. Интенсивность учебного процесса компенсируется доступным изложением материала, который преподается в игровой форме.
С другой стороны, работа в группе дошкольников – это организация атмосферы, в которой знания можно усваивать. Педагог учит ребят уважать своих товарищей, проявлять к ним доброту: не подсказывать, не торопить с ответом, дослушивать, молча слушать ответы сверстников. Будучи ответственным за дисциплину на уроке, преподаватель заранее продумывает индивидуальные задания для каждого ученика. Это могут быть задания, связанные с темой урока, а могут быть отвлеченные – те, которые позволят переключить внимание.
Коллективная работа по-своему действует на каждого ребенка: кого-то «подстегивает» некий дух соперничества, кому-то он же (а, вернее, страх не выиграть) не дает раскрыться. Поведение некоторых детей существенно меняется во время индивидуальных встреч с педагогом (такая практика возможна лишь во внеурочное время и по встречному желанию ученика, его родителей и педагога). Буйные – становятся до удивления спокойными, робкие и молчаливые – работает бойко, улыбаются. Эффективность индивидуальных занятий трудно переоценить. Одна встреча позволяет наладить контакт (или существенно продвинуться в положительную сторону) учителя с ребенком: на следующих групповых уроках дети ведут себя иначе – становятся более смелыми в ответах, улыбаются, ведут себя более раскрепощенно. Также более комфортная и более свободная обстановка индивидуальной встречи позволяет гибко выстраивать урок так, чтобы проработать «пробелы» именно этого ученика. Результаты таких занятий заставляют задуматься о введении индивидуальной формы работы с учениками (хотя бы раз в четверть) в учебные планы.
Принято считать, что обучение – это двухсторонний процесс, предполагающий передачу знаний, умений и навыков преподавателем и усвоение этих знаний, умений и навыков учеником. В случае с дошкольниками данное определение «стерильно», так как не учитывает возрастных особенностей детей. Обучение дошкольника – это трехстороннийпроцесс, в котором задействованы учитель, ученик и его родитель; участие каждого – равнозначно.
Полноценное усвоение знаний, умений и навыков возможно, если 1) ребенок будет присутствовать на занятиях регулярно (это, с одной стороны, во власти родителя, а с другой – педагога, который должен разъяснить важность систематического посещения занятий); 2) у ребенка есть необходимый для занятий «реквизит» – к примеру, лесенка, на которой наглядно можно показать низкие и высокие звуки, ступени гаммы, а также различные схемы и таблички, упрощающие запоминание информации (наличие «реквизита», его сохранение – также зона ответственности родителя).
В связи с переходом многих учебных заведений на дистанционное обучение, особую важность получили еще два пункта – комфортно организованное рабочее пространство ребенка и техническое обеспечение урока. Новая форма работы потребовала от педагогов внесения корректировок в учебный процесс с целью максимально приблизить онлайн-урок к уроку очному: учителя ищут альтернативные варианты привычным школьным атрибутам (школьной доске), корректируют дисциплину с учетом новых условий (просят включать и выключать микрофоны на устройствах, молча дать ответ жестами), сразу же высылают домашнее задание и т.п.
Уроки сольфеджио для дошкольников – будь то онлайн-занятие или очное – организм, эффективность работы которого обеспечивается каждым участником учебного процесса. Осознание ответственности за собой каждым из его участников – залог интересной и плодотворной работы.
Список литературы
1. Шатковский Г. И. Развитие музыкального слуха. – М.: «Амрита-Русь», 2010. – 208 с.
2. Уроки сольфеджио – система Шатковского [Электронный ресурс]. URL: http://www.shatkovsky.ru/urok_solfedjio.htm (дата обращения: 12.12.2020).