Актуальность. В «Национальной программе повышения уровня финансовой грамотности населения Российской Федерации» отмечается, что существенно усложнившаяся в последнее время финансовая система ставит перед людьми весьма сложные задачи, к решению которых они оказываются неподготовленными [2]. Развитие человечества происходит настолько быстро и интенсивно, что сложно порой перестраиваться в условиях неблагополучной экономической и финансовой ситуации во всем мире [5]. Так, одной из главных проблем, с которой столкнулось современное общество, является отсутствие финансовой грамотности [3]. Поэтому в современных условиях возрастает роль финансовой грамотности населения. Важно понимать, что умение управлять финансовыми потоками – не врожденная способность человека, а приобретенная система представлений, ценностей и сформированных привычек, и потому формирование данных умений целесообразно начинать уже с начальной школы [1].
В связи с этим, велика роль разработки и апробации различных способов формирования финансовой грамотности у обучающихся младшего школьного возраста. Данная работа содержит в себе результаты внедрения в курс внеурочной деятельности комплекса занятий для повышения уровня финансовой грамотности у учеников начальной школы, а также оценку их эффективности.
Цель исследования – теоретическое обоснование значимости внедрения курсов по финансовой грамотности во внеурочной деятельности как средства формирования финансовой грамотности у детей младшего школьного возраста.
Задачи исследования:
- Определить сущность понятия "финансовая грамотность" детей младшего школьного возраста;
- Определить роль финансовой грамотности в формировании экономической культуры школьников;
- Выявить уровень сформированности финансовой грамотности у детей младшего школьного возраста по итогам реализации комплекса занятий по финансовой грамотности;
- Сравнить уровни сформированности финансовой грамотности у обучающихся младшего школьного возраста на констатирующем и контрольном этапах.
Методы решения исследовательской проблемы.
теоретические: теоретический анализ педагогической, психологической и методической литературы;
эмпирические: диагностика, изучение и обобщение педагогического опыта, математическая обработка полученных данных.
Содержательная часть. А.В. Зеленцова характеризует финансовую грамотность как «способность физических лиц управлять своими финансами и принимать эффективные финансовые решения». О.Е. Кузина пишет: «Финансовую грамотность принято определять как знание о финансовых институтах и предлагаемых ими продуктах»
Изучение курсов «Финансовая грамотность» в начальной школе в качестве цели обучения ставит «формирование у детей умений и навыков для принятия финансовых решений в повседневной жизни и в процессе взаимодействия с финансовыми институтами.
Для подтверждения необходимости внедрения курсов по формированию финансовой грамотности у детей младшего школьного возраста была проведена диагностика по выявлению уровня сформированности данных умений у учеников начальной школы в возрасте 7-8 лет. Диагностика включала в себя 3 комплексные методики, целью которых являлось выявление уровня сформированности знаний у детей младшего школьного возраста о финансовых продуктах и сферах, основных характеристик потребителя, связанных с общим отношением к личным финансам, способности к принятию финансового риска, а также умения предпринимать другие эффективные действия, для улучшения собственного финансового благосостояния. Результаты диагностики представлены в Таблице 2:
Таблица 2
Показатели уровня сформированности финансовой грамотности у
обучающихся на констатирующем этапе
Компоненты/уровни (%) |
Когнитивный |
Мотивационный |
Деятельностный |
Общий уровень, % |
Высокий |
24 |
19 |
15 |
19 |
Средний |
36 |
31 |
31 |
33 |
Низкий |
40 |
50 |
54 |
48 |
Исходя из полученных результатов, было решено разработать комплекс занятий для учеников начальной школы с дальнейшей реализацией их во внеурочной деятельности. Целью данного комплекса занятий являлось повышения уровня сформированности финансовой грамотности у учеников начальной школы. Занятия включали в себя перечень заданий (тестовые вопросы открытого и закрытого типа, кейс задания и пр.), направленных на формирование различных компонентов финансовой грамотности.
В результате разработки всех занятий была организована работа в рамках формирующего этапа исследования, цель которого состояла во внедрении в учебный процесс конспектов занятий по финансовой грамотности. Занятия проводились в дистанционном режиме во внеурочной деятельности и носили системный характер. При проведении занятий весь акцент делался на разбор и выполнение заданий, где ученикам необходимо задействовать свой жизненный опыт, содержание заданий было разработано таким образом, чтобы всем было ясно и понятно назначение того или иного задания. Все задания были связаны с обычной, привычной школьникам жизненной ситуацией, с которой сталкивался каждый из них.
После апробации комплекса появилась потребность в проведении повторной диагностики с целью выявления динамики в сформированности финансовой грамотности у учеников начальной школы. В качестве диагностического инструментария выступили методики следующих авторов: Баранова В. Ю., Давыдова Е. И., Вепрентцев К., Журавлев О.А., Ковалева Г. С., Королькова Е.С., Кошеленко Н. Г.
Таблица 3
Показатели уровня сформированности финансовой грамотности у
обучающихся на контрольном этапе
Компоненты/уровни (%) |
Когнитивный |
Мотивационный |
Деятельностный |
Общий уровень, % |
Высокий |
40 |
35 |
35 |
36 |
Средний |
40 |
45 |
45 |
43 |
Низкий |
20 |
25 |
20 |
21 |
Согласно результатам проведенных методи, среди опрошенных 20 учеников у 36% сформирован высокий уровень знаний в финансовой области. Это свидетельствует о том, что дети способны различать финансовые продукты, давать им элементарную характеристику с указанием признаков, свойственных для каждого из них. Такие дети раньше начинают учиться общаться со старшими на их уровне, стараются освоить, и не безуспешно, взрослые правила игры. При этом они находятся в активной позиции участников событий, способны отразить имеющиеся знания в играх, готовы к общению со взрослыми, задают им множество вопросов и самостоятельно пытаются найти на них ответы. Чаще всего, родители финансово просвещенных детей ставят целями научить их планировать свои расходы, осознавать, что к выбору будущей профессии необходимо относиться с ответственностью, так как это является основным источником доходов в будущем и именно осознанный выбор сферы деятельности даст ребенку ту финансовую основу, на которую он может опереться.
У 43% обучающихся сформирован средний уровень финансовой грамотности. Обучающиеся допустили ошибку при выполнении какого - либо из тестовых заданий. Как правило, дети со средним уровнем сформированности финансовой грамотности имеют затруднения в понимании того, что происходит с его личным или семейным финансовым положением, когда деньги поступают, и что происходит, когда деньги тратятся? Для того, чтобы считать итоговые цифры за определённый период, нужны только навыки сложения и вычитания. Поэтому данный вид работ возможен даже в первом классе. Главное, объяснить школьнику алгоритм движения денег, их приход и расход, используя для этого простейший финансовый отчет, состоящий из двух колонок: доходов и расходов с подсчетом того, что остается после любого движения.
И, наконец, самая малочисленная группа, согласно результатам данной методики, это дети с низким уровнем сформированности финансовой грамотности (21%). Дети не знают, что такое финансовые продукты, какие они бывают и не понимают принцип финансовых отношений. Основным объяснением всех финансовых операций, как правило, считают деятельность взрослых. Они слабо понимают, как происходит процесс обмена, покупки чего-либо, для чего и как копить деньги, не могут объяснить смысл финансовых понятий, не проявляют интереса к потребностям семьи, не проявляют интереса и бережливости к вещам личного пользования. Обычно ребенок с низким уровнем сформированности финансовой грамотности имеет нечеткое представление о профессиях. Затрудняется в оценке значимости труда. Отношение к деньгам не осознанное. Имеет не четкое представление о таких нравственных качествах как: щедрость, доброта, вежливость и т.д.
Результаты исследования по оценке уровня сформированности финансовой грамотности у учащихся, полученные на констатирующем и контрольном этапах опытно-исследовательской работы приведены на рис. 1
Рис. 1 Общие показатели уровня сформированности
финансовой грамотности у учеников
на констатирующем и контрольном этапах
опытно-исследовательской работы
Таким образом, на контрольно-оценочном этапе опытно-исследовательской работы уровни сформированности финансовой грамотности по общему показателю у школьников значительно отличаются друг от друга: наблюдается значительно больший прогресс в формировании финансовой грамотности по за рассматриваемый период, отмечается положительная динамика, улучшение показателей сформированности финансовой грамотности школьников. Увеличился процент детей, обладающих высоким и средним уровнями сформированности финансовой грамотности, а низкий, соответственно, снизился, однако, конечно, ещё предстоит работа по данному вопросу, так как ряд детей всё ещё нуждается в формировании первичных, элементарных знаний и умений в области финансовой культуры. Всё это свидетельствует об эффективности проделанной работы.
Сейчас стала особенно актуальной и ярко проявленной потребность в становлении финансово образованного населения. Многие взрослые столкнулись с проблемой незнания и неумения управлять своими финансовыми потоками, следовательно, их не обучали этому целенаправленно, и они не могут сформировать правильное отношение к деньгам у своих детей. Именно поэтому в современных условиях возрастает роль финансовой грамотности населения [4, с. 270], и ответственность за решение проблемы возлагается именно на школу.
Список использованной литературы:
Вендина А.А. Применение кейс-метода при обучении финансовой грамотности в начальной школе // Практические аспекты дошкольной и школьной педагогики: сб. ст. по матер. II междунар. науч.-практ. конф. No 2. –Новосибирск: СибАК, 2016. –С. 30-35.
Концепция Национальной программы повышения уровня финансовой грамотности населения Российской Федерации. – 2009. [Электронный ресурс]. URL: https://narfu.ru/sf/sevgi/aflatun/concept_rf.pdf (дата обращения: 12.11.2020).
Смирнова Н. В. Актуальность повышения уровня финансовой грамотности школьников // Научные исследования. 2016. №4 (5). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/aktualnost-povysheniya-urovnya-finansovoy-gramotnosti-shkolnikov (дата обращения: 01.11.2020).
Французова О. А. Развитие финансовой грамотности воспитанников детских домов и учащихся школ-интернатов как возможный путь их социализации // Социализация личности в условиях глобализации и информатизации общества: Сборник материалов международной научно-практической конференции, г. Тверь 8 февраля 2016 г. / Сост. и ред. И. Ю. Синельников.- М.: ИСРО РАО, 2016.- С. 270-275
Богданова, А. В. Развитие интонационных умений диалогической речи младших школьников / А. В. Богданова// Начальная школа. - 2017. - № 1 - С. 56-58.