Экологическое воспитание – это процесс формирования у человека восприятия природной среды, осознания необходимости в бережном и рациональном отношении к ней. На сегодняшний день экологизация общества особенно важна, так как она способствует процессу гармонизации во взаимоотношениях общества с природой [9].
Правильно подобрав разнообразные методы воспитания, педагог может сформировать экологически грамотную и воспитанную личность. Как известно, воспитание тесно связано с обучением, поэтому воспитание, основанное на раскрытии конкретных экологических связей, поможет обучающимся усваивать правила и нормы поведения в природе.
Экологическое воспитание, по Н.Ф. Реймерсу, достигается с помощью комплекса природоохранного и экологического обучения, включающем воспитание в узком смысле слова, школьное и вузовское экологическое просвещение, пропаганду экологического мировоззрения [10, с. 339].
В Законе Российской Федерации «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 N 273-ФЗ в Ст.3.п.3 изложены «Основные принципы государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования», наряду с гуманистическим характером образования обозначено приоритетное направление – формирование бережного отношения к природе и окружающей среде, рационального природопользования.
В ФГОС НОО второго поколения указано, что формирование основ экологической культуры как качества личности предполагает:
- формирование знаний о единстве природы, ее значении для жизни человека, о взаимодействии в системе человек – природа – общество;
- формирование собственного опыта у младших школьников в процессе изучении, оценки и сохранения окружающей среды;
- формирование ценностных ориентаций в процессе изучения и сохранения окружающей природной среды;
- формирование мотивов, потребностей, привычек целесообразного поведения и деятельности, способности научных и нравственных суждений по экологическим вопросам;
- участие в активной практической деятельности по охране окружающей среды;
Изучение интегрированного курса «Окружающий мир» направлено на формирование целостной картины мира, во взаимосвязи и взаимообусловленности элементов природы, включая и человека;
- развитие способности младших школьников к когнитивной и рефлексивной деятельности в процессе изучения природы;
- готовность младших школьников к сохранению природного многообразия в мире [1].
Все это констатирует необходимость отбора результативных путей экологического образования младших школьников через многообразие методологических подходов, которые предопределяют включенность обучающихся в активную, самостоятельную, познавательную деятельность.
Также в примерной программе по окружающему миру выделены следующие экологические показатели [8, с. 276]:
1) знание о нравственном выборе и ответственности человека ответственности каждого человека за сохранность природы;
2) представления о положительных и отрицательных влияниях деятельности человека на природу (в том числе на примере окружающей местности);
3) знание о правилах поведения в природе;
4) знание об охране природных богатств: воды, воздуха, полезных ископаемых, растительного и животного мира;
5) знание о заповедниках, национальных парках, их роли в охране природы;
6) знание о Красной книге России, её значении, отдельных представителей растений и животных Красной книги;
7) представление о посильном участии в охране природы.
Данные аспекты можно изучать не только на уроках окружающего мира, но и математики, например, через текстовые задачи, где каждый ученик столкнётся с реальной картиной мира и будет осознанно подходить к изучению окружающей среды.
Указом Президента РФ «О государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития» в качестве одного из важнейших направлений государственной политики в экологической области намечено развитие не только экологического воспитания, но и образования [10, с. 340].
Поэтому нужно формировать у детей младшего школьного возраста экологические представления, которые дадут прогресс в данной области и наше общество поднимется на ступень выше в развитии человечества. Ведь экологические представления являются «фундаментом» для формирования экологической культуры школьников. В результате ученики начинают понимать, что объекты и явления взаимосвязаны и представляют собой единое целое, окружающий мир не является неподвижнм, он постоянно изменяется.
В свою очередь, понятие «представление» нашло всеобъемлющее распространение в психологии. Теоретические основы его формирования исследуются в трудах С.Н. Виноградова, Я.Л. Коломинского, И.П. Павлова, С.Л. Рубинштейна, Б.М. Теплова и других. Ученые объясняют данный тезис, как «наглядный образ предмета или явления, возникший на основе ощущений и восприятия путем воспроизводства его в памяти и воображении».
С педагогических точек зрений понятие «представление» определяется как высшая форма чувственного отражения в виде наглядного образного знания.
В научной литературе имеется ряд работ, в которых сделаны попытки определить понятие «представление» с экологических позиций. Под экологическими представлениями понимаются всевозможные представления о природе, человеке, их взаимодействии и отражающие объективно существующие в природе связи и зависимости [2, с. 87].
С.Д. Дерябо, В.А. Ясвин рассматривают данное понятие, как понимание личностью единства человека и природы, приводящего к ее психологической включенности в мир природы [4].
С.В. Владимирова под экологическими представлениями понимает отражение предметов и явлений природы в сознании студента, переработанное, обобщенное и представленное в виде конкретных знаний [5, с. 76].
В.Л. Рубцова, Л.Н. Макарова отмечают, что экологические представления – это «чувственно-наглядные, обобщенные образы предметов и явлений природной действительности, отражающие способы взаимодействия с окружающей средой.
С.Н. Николаева [6] считает, что экологические представления – это обобщенное отражение определенных объектов и явлений природы, сложных связей, существующих внутри экосистем, характеризующих сообщества в целом. Также ученый отмечает в своих работах, что формирование экологических представлений – необходимое условие выработки такого отношения к окружающему миру, которое носит эмоционально-действенный характер и выражается в форме познавательного интереса, гуманистических и эстетических переживаний, практической готовности созидать вокруг себя.
По словам Д.Н. Кавтарадзе экологические представления – это формирование адекватных экологических знаний, которыми должен овладеть каждый ребенок [6, с. 89].
Исследование психолого-педагогической литературы показал, что экологические представления определяются, как представления о взаимосвязях в системе человек – природа и в самой природе; представления, отражающие объективно существующие в природе связи и зависимости.
В Постановлении Правительства Российской Федерации № 1208 «О мерах по улучшению экологического образования населения» от 3 ноября 2004 г., в котором экологическое воспитание школьников определяется как приоритетное направление работы начальной школы. В решении этой проблемы главное место отводится школе, прежде начальной. Ведь природная любознательность, искренний интерес к окружающему - характерные психологические особенности младших школьников, создают чрезвычайно благоприятные условия для экологического воспитания.
На сегодняшний день работа над проблемами экологического воспитания продолжается. Ряд исследователей, отмечает, что нередко экологическое воспитание осуществляется не совокупно, а односторонне, без использования всех возможностей [3, с. 22].
Надобно упрочение экологического воспитания младших школьников. Это и будет являться важным требованием реформы школы. Это важнейшее требование, вытекающее из представлений современной экологии, приобрело законодательный характер. Оно основано на нескольких принципах, которые широко известны:
1. Всеобщая связь с живой природой. Все живое связано в единое целое цепями питания и другими способами. Эти связи лишь в некоторых случаях очевидны для нас, лежат на поверхности, чаще же они скрыты от наших глаз. Нарушение этих связей может иметь непредсказуемые последствия, скорее всего нежелательные для человека.
2. Принцип потенциальной полезности. Мы не можем предвидеть, какое значение для человечества приобретает для человечества тот или иной вид в будущем. Изменяются обстоятельства, и животное, к которому сейчас относятся как к вредному и ненужному, может оказаться и полезным, и нужным. Если же мы допустим исчезновение какого-либо вида, то в будущем рискуем потерять.
3. Принцип разнообразия. Живая природа должна быть разнообразной, только в том случае природные сообщества смогут нормально существовать, будут устойчивы и долговечны [7, c.31].
Чтобы удачно реализовывать экологическое воспитание школьников, сам учитель бесспорно должен отказаться от ряда традиционных установок. Очень важно, чтобы педагог непрерывно искал новые, эффективные приемы обучения и воспитания, целенаправленно пополняя свои знания о природе.
Список используемой литературы
Багова Л.Л. Экологическое образование младших школьников в рамках интегративного курса «Окружающий мир» // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – № S25. – С. 6–10. – URL: http://e-koncept.ru/2015/75308.htm.
Ворошилова, В. М. Педагогические условия организации процесса развития экологически направленной деятельности дошкольников при взаимодействии с природой [Текст] : автореф. дис..канд. пед. наук / В. М. Ворошилова. – Екатеринбург, 2002. – 23 с.
Дагбаева Н.Ж. Мир вокруг тебя: Учителю-организатору экологического воспитания школьников. – М., 2009.-126c.
Дерябо, С. Д. Экологическая педагогика и психология [Текст] / С. Д. Дерябо, В. А. Ясвин. – Ростов н/Д: Феникс, 2006. – 480 с.
Николаева, С. Н. Система экологического воспитания детей в дошкольном учреждении [Текст] / С. Н. Николаева. – М., 2005. – 310 с.
Николаева, С. Экологическое воспитание в рамках Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования: статья первая [Текст] / С. Николаева // Дошкольное воспитание. – 2014. – № 5. – С. 14-18.
Плешаков А.А., Окружающий мир, 2 класс, Учебник для общеобразовательных учреждений с приложением на электронном носителе в двух частях.– М. «Просвещение», 2012.– 98 с.
Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч. Ч. 1. — 5-е изд., перераб. — М. : Просвещение, 2011. — 400 с. — (Стандарты второго поколения). — ISBN 978"5"09"025230"0.
Скоростинская А.А., Даниленко Ю.А., Бунин А.А. Экологическое воспитание и его роль в современном мире // Студенческий: электрон. научн. журн. 2018. № 13(33). URL: https://sibac.info/journal/student/33/114646 (дата обращения: 11.02.2020).
Экология: учебник для ВУЗов / Передельский Л.В., Коробкин В.И., Приходченко О.Е. – изд. КноРус, 2009. – 347 с.