ПРОБЛЕМА ЗАЩИТЫ АВТОРСКИХ ПРАВ В СЕТИ ИНТЕРНЕТ - Студенческий научный форум

XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2021

ПРОБЛЕМА ЗАЩИТЫ АВТОРСКИХ ПРАВ В СЕТИ ИНТЕРНЕТ

Ильина В.В. 1, Стратилатова А.А. 2
1РЭУ им. Г.В.Плеханова
2РЭУ им. Г.В. Плеханова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Творчество всегда было одной из составной частью жизни человека на протяжении многих веков. С развитием цивилизации потребовалось регулирование данной сферы для защиты авторских прав. На сегодняшний день данный вопрос более чем актуален, так как произведения творческой деятельности по большей степени создаются, распространяются и реализуются через сеть «Интернет».

Авторское право и смежные с ним институты формируют сложную нормативно-правовую структуру, основанную как на внутригосударственном, так и на международном праве. В Российской Федерации права авторов регламентируются по большей части Гражданским кодексом, ему посвящена отдельная глава.1[1]

Авторское право — это интеллектуальное право на произведения в области науки, литературы, культуры и искусства. Данное право предполагает исключительные права, гарантирующие монополию на объекты их творческой деятельности, позволяющие предоставлять доступ к ним или наоборот запрещать его.

Данные права можно разделить на:

1) исключительное право на произведение;

2) право авторства;

3) право автора на имя;

4) право на неприкосновенность произведения;

5) право на обнародование произведения. [2]

Объекты авторского права представляют собой произведения объективной или объективно-пространственной формы - в устной, письменной, звуко или видеозаписи и т.п. Гражданский кодекс к таким объектам относит произведения искусства и литературы, аудиовизуальные произведения, фотографии, дизайн, программы для ЭВМ и другие. Стоит заметить, что данный список не является исчерпывающим. Индивидуальность произведения является основным критерием определения его как объект авторских прав.

Субъектами в данных правоотношениях выступают авторы, правообладатели, в исключительных случаях издатели, авторами могут быть только физические лица. По действующему законодательству авторы сами должны доказывать свое авторство. Одним из методов является депонирование. Этот способ защиты заключается в том, что в базу данных, вносятся данные об авторах результата интеллектуальной деятельности, о созданном объекте, в том числе его вид, название, дата создания, регистрационный номер. По итогам депонирования автору выдается свидетельство, которое может являться доказательством прав на произведение.

Авторами не признаются лица, осуществляющие консультирование, оказывающие автору материальную или иную помощь, способствующие в оформлении его прав на произведение.

Несоблюдение авторского права в сети – это правонарушение, заключающаяся в несанкцио­нированном распространении, копировании, использовании произведений науки, литературы и искусства, охраняемых авторским правом, без разрешения авторов или правообладателей, или с нарушением условий договора об использовании таких произведений. К числу основных способов нарушения авторских прав относится незаконное копирование, распространение произведения, плагиат. 

В «Интернете» в свободном доступе размещены фотографии, рисунки, музыка, фильмы, тексты, нарушающие авторские права, так как скачивание подобной информации становится все более доступной для мошенников и обычных пользователей. В Сети находится огромное количество произведений без согласия авторов, либо вопреки их несогласию.

На сегодняшний день основными источниками нарушений в данной сфере являются:

- сервисы, предоставляющие бесплатный доступ к результатам интеллектуаль­ной деятельности, например, за демонстрацию рекламы, приносящую доход;

- сервисы, предоставляющие платный доступ к результатам интеллектуальной деятельности без разрешения правообладателей;

- социальные сети, а также облачные хранилища, предоставляющие возможность самостоятельно загружать файлы и не осуществляющие проверку на правомерности этих файлов;

- локальные сети, позволяющие производить обмен файлами между пользователями.

Нами был проведен опрос авторов, которые публикуют контент в Социальных сетях, а так же людей, которые публикуют обычные материалы, но не считают его своим контентом и произведением. Выборка составила 54 человека, из них большая часть 49 человек (90,7%) возраста 18-25, до 18 лет – 3 человека (5.6%), и в возрасте 26-40 лет - 2 человека (3.7%)..

Первый вопрос «Являетесь ли вы автором размещённых в сети интернет произведений или контента (кроме марафонов)?» показал, что 68% людей не считают свои размещенные материалы в Социальные сети контентом, лишь 32% согласились с тем, что они являются авторами.

Второй вопрос «Сталкивались ли вы с кражей/ плагиатом вашего материала/контента (кроме марафонов)?», показал, что 68,5% не сталкивались с кражей, а 31,5% столкнулись с данной проблемой.

Следующий раздел мы посвятили защите прав, и вопрос стоял следующим образом «Какие действия были Вами предприняты?», где вариантами были следующие позиции: 1) - обращался лично к человеку, который заимствовал мою идею, просил удалить или поставить авторство на публикации; 2)- обращался в судебные органы; 3) - ничего не предпринимал. Большинство людей, 62,5% выбрали первый вариант ответа, второй ответ не выбрал никто, и в третий ответ набрал 37,5%.

Можно сделать вывод о том, что даже если авторы замечали кражу или плагиат своих работ, то они не обращались в суд, а обращались лично к злоумышленнику. Люди не знают своих прав, не хотят тратить время и доказывать авторство и иногда не знают, как поступить с воровством и плагиатом.

Многие владельцы Интернет-ресурсов не считают нарушением авторских прав бесплатное распространение чужих произведений, так как это рекламирует самого автора. Другие считают, что если редакция купила у автора, к примеру, фотографию, то на этом основании ее можно публиковать. Однако, покупается конкретный экземпляр, который, как и любую законно приобретенную вещь, можно подарить, перепродать и т.д. Но для его публикации необходимо заключить договор с автором о передаче прав на использование.

Проблема борьбы с пиратством в настоящее время актуальна как никогда. Копии фильмов и сериалов лишают правообладателей значительного дохода от проката, а также приводят к потере кассовых сборов. Подобная ситуация характерна для всех видов произведений.

В связи с тем, правовая практика указанных проблем отсутствует, необходима разработка новых механизмов борьбы, принципиально другого подхода к решению данных проблем. Особенность является то, что Интернет не является собственностью чьего-либо государства и его нельзя рассматривать с точки зрения законодательства одной страны. Законодательство, которое должно регулировать Сеть должно иметь силу во всем мире, чего, по объективным и субъективным причинам никогда не случится.[4]

Решение проблемы несоблюдения авторских прав в глобальной паутине волнует сегодня все мировое сообщество. Еще до принятия так называемого "Антипиратского закона" – Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам защиты интеллектуальных прав в информационно-телекоммуникацион­ных сетях" – с 1 января 2008 года введена в действие четвертая часть ГК РФ, подробно регламентирующая вопросы интеллектуальной собственности в целом и вопросы авторского права в частности, где закреплено исключительное право на результат интеллектуальной деятельности: третьи лица не могут использовать произведения без согласия правообладателя.2 Также защиту авторских прав гарантирует ст. 1 248 ГК РФ, в которой говорится, что все споры и конфликты, связанные с защитой авторских прав, разрешаются через суд.

Вопрос защиты интеллектуальных прав регламентируется международными правовыми актами и конвенциями:

Бернская конвенция об охране литературных и художественных произведений 1886 года. Прописаны субъекты, на которых распространяется действие данной конвенции и основные способы контроля передачи произведений для музыкантов, литературных деятелей. Содержит ряд положений, описывающих минимальный уровень защиты произведений;

Женевская конвенция об авторском праве 1952 года, где предпочтение дается вопросам национального права, давая всем странам вступить в систему охраны авторских прав.

Авторское право может распространяться на любые формы контента, однако, авторское право не охраняет идеи, методы и технические решения.
В качестве примера можно рассмотреть дело Суда по интеллектуальным правам. Автор фитнес - методики для лица и созданных для ее продвижения контента, обратился в суд с требованием о защите его авторского права, которое нарушилось в связи с продвижением схожего продукта. Суд отказал3, так как техника выполнения упражнений представляют собой методику, которая не является объектом защиты.

Известность получило дело сайта «Архи.ру» и блогера Ильи Варламова по поводу использования его фотографий. Верховный суд РФ отказал в удовлетворении запроса истца, так как фотоматериалы использовались с соблюдением правил цитирования. Можно сделать вывод о том, что Верховный Суд РФ 4указал на то, что цитировать можно не только текст, но и другие виды контента.[5]

Основные требования, которые правообладатель вправе предъявить к нарушителю:

признать авторство и/или указать имя автора;

удалить контент;

опубликовать решение суда, которым установлен факт нарушения авторских прав;

взыскать с нарушителя убытки или компенсацию за нарушение исключительных прав.

Убытки правообладателя составляют его личный реальный ущерб и упущенная выгоды, которую правообладатель мог получить (например, доходы с продажи экземпляров своего произведения). Однако на практике большей популярностью пользуется компенсация за нарушение исключительных прав, поскольку для ее взыскания правообладатель не должен доказывать наличие убытков.

Компенсация рассчитывается одним из следующих способов на выбор правообладателя:

в двукратном размере стоимости права на использование произведения, которую бы нарушитель заплатил, если бы сделал это правомерно;

в двукратном размере стоимости экземпляров произведения;

в размере от 10 тыс. до 5 млн руб. по усмотрению правообладателя (при этом окончательный размер остается на усмотрение суда, который может снизить заявленную сумму исходя из характера нарушения). 5

За особо злостные нарушения предусмотрена административная и даже уголовная ответственность.

В силу того, что авторские права являются абсолютными гражданскими правами, то одной из их характеристик является наличие абсолютной защиты. Это обусловлено наличием общего запрета на использование произведения третьими лицами без согласия правообладателя. Общие положения о защите авторских прав регулируют защиту прав авторов и правообладателей также и в сети «Интернет», однако проявляется малоэффективность использования способов защиты, а также наличие достаточно большое количество пробелов в российском законодательстве. Данным положением широко пользуются третьи лица, нарушающие данные права. Защита авторских прав в сети «Интернет» будет более эффективна при наличии возможности привлечения к ответственности владельцем интернет-сайтов, нарушающие авторские права объекты без ограничений.

Таким образом, политика государства должна быть направлена, сконцентрировано на решение все больше нарастающей проблемы авторского права в Интернете, так как люди не смогут полноценно реализовываться в творческой профессии и получать легальный доход. Отсутствие решения данной проблемы будет способствовать развитию нелегальных рынков сбыта, любая информация будет доступна бесплатно, а авторское право в Интернете просто исчезнет. Некоторые социальные сети контролируют защиту авторского права только внутри своей сети, однако этого недостаточно. Необходима межгосударственная кооперация по разрешению данного вопроса.

Список литературы

«Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая)» от 18.12.2006 N 230-ФЗ (ред. от 31.07.2020) // Собрание законодательства Российской

Федерации. 1994. - №32. – ст. 1225-1230, 1255-1259

ЗАЩИТА АВТОРСКОГО ПРАВА В СЕТИ ИНТЕРНЕТ Маслова И.С., Корецкая М.С.Академия педагогических идей Новация. Серия: Научный поиск. 2019. № 1. С. 61-64

ПРАВОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЗАЩИТЫ АВТОРСКИХ И СМЕЖНЫХ ПРАВ В СЕТИ ИНТЕРНЕТ Осадченко Э.О., Мартроси М.А. В сборнике: АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПРАВА, ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ. сборник статей XVIII Международной научно-практической конференции. 2019. С. 156-159.

КАК ЗАЩИТИТЬ АВТОРСКИЕ ПРАВА В ИНТЕРНЕТЕ Бородин Д. // Интернет-ресурс// URL: https://www.advgazeta.ru/ag-expert/advices/kak-zashchitit-avtorskie-pravav-internete

Интернет портал судебных решений «Электронное правосудие» // URL: https://kad.arbitr.ru

1Глава 70 ГК РФ

2 ГК РФ ст.1229 «Исключительное право»

3Постановление Суда по интеллектуальным правам от 25 декабря 2018 г. N С01-1163/2018 по делу N А40-128378/2017

4 Определение. Верховный суд российской федерации №305-ЭС16-18302

5ГК РФ ст. 1301 «Ответственность за нарушение исключительного права на произведение»

Просмотров работы: 143