Развитие познавательной активности школьников средствами мультимедиа - Студенческий научный форум

XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2021

Развитие познавательной активности школьников средствами мультимедиа

Бахтин И.О. 1
1Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
     

Одной из составляющих информационных технологий являются технологии мультимедиа, которые являются эффективными образовательными средствами, благодаря присущим им качествам интерактивности, гибкости и возможности интеграции различных типов информации, способствующим раскрытию индивидуальных способностей, творческого потенциала учащихся и повышению их мотивации к учению.

Мультимедиа-технологии – совокупность технологий, позволяющих продуцировать, обрабатывать, хранить, передавать информацию, представленную в различных видах. Активное внедрение мультимедиа-технологии в различные сферы образовательной деятельности оказывает положительное влияние на интенсификацию труда педагогов, а также на развитие познавательной активности школьников.

Проблема формирования и развития познавательных потребностей и интересов, наиболее соответствующих индивидуальным склонностям и способностям учащихся, нашла свое отражение в ряде психолого-педагогических и дидактических исследований. Вопросы активизации познавательной деятельности в процессе обучения рассматриваются в работах Б. Г. Ананьева, В. А. Крутецкого, С. Л. Рубинштейна, Г. И. Щукиной, Т. И. Шамовой, А. С. Роботовой, В. Н. Максимовой, В. А. Филипповой, П. И. Будаева, И. Г. Мамонтова и др. В этих работах исследуются основные направления и условия активизации познавательной деятельности школьников, уровни развития познавательной активности обучаемых. Немало подходов к решению этой проблемы найдено и практикой современной российской школы.

Однако нельзя сказать, что потенциал современной методики обучения для повышения познавательной активности школьников использован в полной мере. В частности, анализ теории и практики школьного обучения убедительно показывает, что имеются немалые резервы для повышения эффективности этого аспекта учебно-воспитательной работы.

Ученые многих стран изучают мультимедиа в самых разных аспектах:

– с точки зрения программного обеспечения и компьютерных технологий (А. И. Башмаков, И. А. Венгер, Н. Кайе (N. Kaye), М. Кирмайер, К.  Либеровская (К. Liberovskaya), Р. Майер (R. Mаyеr), П. Нортон (P. Norton), С.  Пейперт (S. Pаpеrt), Р. Ю. Петелин, А. И. Пушкарь и др.);

− в плане психологического воздействия технологий мультимедиа на пользователей и педагогических перспектив обновления мультимедийными учебными средствами системы образования (Н. С. Анисимова, В. В. Беличенко, В. В. Быков, В. П. Волынский, И. Б. Горбунова, М. В. Жалдак, И. Г. Захарова, О. В. Зимина, А. Б. Камерис, А. В. Коломиец, И. М. Красильников, А. В. Могилев, Н. В. Морзе, А. В. Осин, Л. Л. Панченко, Л. В. Петухова, Дж. Ричардсон (J. Richardson), И. В. Роберт, А. М. Спиваковский, П. Фейхи (Р. Fahy), А. В. Хуторской, А. Эшби (А. Ashby), Т. И. Яшина и др.);

− как новое направление культуры и искусства (А. М. Буров, И. Гайденко, Л. О. Горюнова, А. А. Деникин, А. С. Дриккер, Ю. Н. Егорова, И. Г. Елинер, А. И. Каптерев, Е. А. Морева, Б. В. Светлов, Т. Суминова, М. Трайб (М. Tribе), Ю. Н. Холопов, О. В. Шлыкова).

Несмотря на довольно широкое изучение данной проблемы, использование мультимедиа в музыкальном образовании изучено недостаточно.

Таким образом, имеет место противоречие между значительным потенциалом технологий мультимедиа, применяемых в обучении и отсутствием рекомендаций использования этих технологий для развития познавательной активности школьников в процессе музыкальных занятий. Это противоречие определяет проблему исследования.

Объект исследования: учебный процесс в дополнительном музыкальном образовании

Предмет исследования: применение мультимедиа для активизации познавательной активности школьников на музыкальных занятиях.

Цель исследования: теоретически обосновать и проанализировать условия эффективного использования мультимедиа в развитии познавательной активности на музыкальных занятиях.

Гипотеза исследования отражена в следующем предположении: если в процессе обучения на уроках музыки использовать технологии мультимедиа, то это будет способствовать: развитию познавательной активности, улучшению усвоения учебного материала, повышению информационной культуры учащихся.

В соответствии с поставленной целью, объектом, предметом и гипотезой определены следующие задачи исследования:

1. Раскрыть сущность содержания и структуру понятия “познавательная активность».

2. Проанализировать и охарактеризовать технологии мультимедиа.

3. Выявить особенности и целесообразность использования мультимедиа в музыкальном образовании.

4. Проанализировать практический опыт использования мультимедиа в дополнительном музыкальном образовании и дать методические рекомендации по развитию познавательной активности на уроке музыки.

Методы исследования:

Теоретические – анализ теоретических источников по проблеме исследования, учебных пособий, методических рекомендаций и нормативных документов.

Эмпирические – обобщение педагогического опыта, наблюдение, беседы.

Практическая значимость состоит в том, что данное исследование может быть полезно учителям музыки общеобразовательных школ и дополнительного образования, кроме того может быть использовано студентами на педагогической практике.

Понятие «познавательная активность» является по своей сути сложносоставным понятием и может быть рассмотрено как видовое по отношению к понятию «активность». Понятие «активность» рассматривается исследователями как общенаучное и обосновано связывается с деятельностью. В частности, в философии «активность» (от франц. аctivitе – сила действия) понимается как деятельное поведение.

В психологии термин «активность» трактуется как деятельное состояние живых организмов, условие их существования. Активное существо не просто пребывает в движении, оно содержит в себе источник своего собственного движения, и этот источник воспроизводится в ходе самого движения.

В зарубежной психологии, в силу лингвистических причин, понятия «активность» и «деятельность» являются тождественными друг другу. В некоторых языках для обозначения терминов – активность и деятельность – существует всего один термин (например, «аctivity» в английском языке, «аctivitее» – во французском). В отечественной психологической науке до XX века рассматриваемые понятия также употреблялись как синонимы. Тем не менее, ряд исследователей различают эти два понятия. Так, например, С. Л. Рубинштейн, подчеркивает, что мышление, это активность, а не деятельность. В данном исследовании значимыми являются исследования как С. Л. Рубинштейна так и А. Н. Леонтьева, рассматривающих деятельность как сложный процесс, несущий в себе внутренние противоречия, выступающие как необходимое условие развития деятельности ее субъектом, приводящие к формированию интеллектуальной, эффективной и потребностно-мотивационной сфер.

Понятие «мультимедиа» (от лат. multum – много и англ.mеdium – средство) в современном научном обиходе достаточно многозначно. Одни авторы определяют мультимедиа как включение или привлечение нескольких типов средств передачи данных. Под типами средств понимаются текст, графика, звук, анимация и реально движущееся видео. При этом сильной стороной считается включение интерактивного компонента, собственно интегрирующего все типы сред и обеспечивающего доступ к информации, представленной в этих средах. Другие определяют мультимедиа как комплексный объект, включающий в себя средства технического и программного обеспечения и интерфейс, где эти средства взаимодействуют друг с другом и с пользователем этой технологии. Специалисты в области электронной промышленности считают, что мультимедиа это комбинация компьютерных и видео технологий.

Таким образом, в современной науке широко распространен взгляд на мультимедиа как компьютерную технологию, позволяющую гибко управлять разными информационными потоками – текстами, графикой, видео изображениями, музыкой и т.д. Данное технико-технологическое толкование термина «мультимедиа» допускает три его значения: как новый подход к существованию и сохранению разнообразных информационных ресурсов; как оборудование, позволяющее оперировать информационными данными разных видов; как созданный программный продукт.

Технология мультимедиа позволяет реализовать большинство методов обучения, способно во многих случаях усовершенствовать или даже частично заменить в учебном процессе такие классические методы обучения, как метод устного изложения учебного материала (лекция, рассказ, объяснение и др.), методы наглядного и практического обучения, методы закрепления полученных знаний, методы самостоятельной работы.

Многие известные педагоги и психологи указывали на то, что для повышения эффективности обучения методы устного изложения должны сочетаться с наглядными и практическими методами, а также с методами активизации восприятия. Педагогические возможности средств мультимедиа определяются не простым суммированием возможностей компьютерной техники и технологий, в них входящих. Увеличение педагогических возможностей отдельных составляющих средств мультимедиа, которые взаимно развивают и дополняют друг друга, приводит к переходу количества этих возможностей в качества.

В работах Н. Г. Малошонок [35], И. Н. Голицыной [2], и других исследователей, показано, что в процессе использования мультимедийных технологий оказываются задействованными все участники процесса обучения, и это является мощным фактором, влияющим на результат процесса обучения.

Информация в мультимедиа программах передается с помощью следующих трех средств: ­ графики, аудио и видео. При этом возможно достижение максимальной информационной наполняемости как отдельных элементов визуального ряда, так и их совокупности. С помощью компьютерной графики появляется возможность максимально реализовать эстетические законы структурирования формы таким образом, что создаются изображения, представляющие собой интеграцию научного (содержание) и эстетического (форма) компонентов, восприятие которых требует минимума усилий от обучающихся.

Сфера музыкального образования долгое время оставалась достаточно консервативной и практически не использовала технологических инноваций. Это было связано с тем, что педагогика искусства отличается ярко выраженной спецификой, обусловленной индивидуальным характером обучения, обращенным к эмоциям и духовному миру человека. Основная цель обучения в на музыкальных занятиях – это не только накопление учеником определённой суммы знаний, умений, навыков, но и подготовка школьника как самостоятельного субъекта образовательной деятельности. В основе современного образования лежит активность и учителя, и, что не менее важно, и познавательная активность ученика. Именно этой цели - воспитанию творческой, активной личности, умеющей учиться, совершенствоваться самостоятельно, и подчиняются основные задачи современного образования.

Для разработки уроков с применением информационных технологий преподаватель должен знать функциональные возможности и условия применения каждого из данных компонентов. Как технические, так и программные средства обладают своей спецификой и определенным образом влияют на учебный процесс. Рассмотрим некоторые из необходимых образовательных ресурсов.

Электронные образовательные ресурсы (ЭОР) – это наиболее общий термин, объединяющий средства обучения, разработанные и реализуемые на базе компьютерных технологий мультимедиа. Цифровые образовательные

ресурсы (ЦОР) – частный случай ЭОР, образовательные ресурсы, созданные и функционирующие на базе цифровых технологий. Разница в терминах представляется принципиальной, поскольку цифровые технологии – всего лишь способ обработки и записи информации. До цифровой системы записи существовала аналоговая, в настоящее время активно разрабатываются другие системы (квантовые, лазерные и др.). Поэтому электронные образовательные ресурсы – название более общее, характеризующее целую область технологии, а не ее часть.

Структурно электронный образовательный ресурс может быть представлен в виде блоков учебного материала, представляющих собой совместно используемые объекты содержания (фрагменты текста, графические иллюстрации, элементы гипермедиа, программы).

Функциональные возможности применения ЭОР в образовательном процессе в значительной степени определяются дидактическими свойствами ЭОР, такими как: интерактивность, коммуникативность, возможность представления учебных материалов (текст, графика, анимация, аудио, видео) средствами мультимедиа, применением компьютерного моделирования для исследования образовательных объектов, автоматизация различных видов учебных работ.

Виды учебной деятельности, выполняемые при помощи ИКТ на уроках музыки:

1) Ознакомление с музыкальными направлениями и музыкальными культурами разных стран

Рассказ педагога дополняется специально созданной презентацией, на основе изображений композиторов, картин художников данного направления, иллюстраций к произведениям, муз. Фрагментами. (Сам педагог в свете современных условий, должен обладать навыками работы с разными компьютерными программами и уметь объяснить учащимся ход изготовления подобной презентации для возможного дальнейшего выполнения творческих домашних заданий. В идеале, в самом образовательном учреждении, желательно присутствие действующей дисциплины «Музыкально-компьютерные технологии»). Также возможно использование готового видеоматериала из существующих интерактивных энциклопедий.

2) Объяснение понятий и терминов, посвященных раскрытию музыкальных особенностей: средств выразительности, жанра, формы.

Рассказ педагога дополняется специально созданной презентацией, в которой тезисно представлены значения понятий и терминов, дополненные музыкальными фрагментами, нотными примерами.

3) Изучение биографий и творческих портретов композиторов.

Данная форма является одной из наиболее обеспеченных информационно. Возможно использование фильмов о жизни и творчестве композиторов, использование готовых кратких, но содержательных видеороликов из серии о знаменитых деятелей искусства и науки, создание специальной видеопрезентации, на основе фотографий композиторов и людей из их окружения, картин художников, иллюстраций к произведениям, музыкальным фрагментами, нотных примеров, включения тезисов и выводов об основных событиях и особенностях жизни и творчества, списка произведений.

4) Характеристика произведений композиторов производится на основе готового видеоматериала (если таковой имеется): видео постановок балетов, опер, мультфильмов; Или можно создавать видеопрезентации, включающие видеоряд, идущий параллельно к объяснению преподавателя с тезисами: об истории создания, содержании, структуре, образном строе и средствах воплощения конкретного произведения, с иллюстрациями, изображающими героев, композитора, либреттистов, постановщиков, исполнителей, с музыкальными фрагментами и возможными картинами художников.

5) Слушание композиций и работа с нотным текстом; Использование качественных, оцифрованных аудиозаписей уже стало неотъемлемой частью занятий;

6) Проверка запоминания музыки. Цель – определение направления, стиля композитора, произведения, тембров, указание изменений в обработке первоначального звучания. Музыка остается узнаваемой, но часто подвергается ряду преобразований, определение которых является одним из ведущих видов в слуховой работе над произведением. Данная форма работы возможна не только на основе аудиозаписей, но и на примере: музыки из произведений мультипликационного, кинематографического жанров, композиций современного вокального искусства, рекламных роликов. (см. планы анализа перечисленных информационных источников).

7) Проверка теоретических знаний; Стандартное использование тестовых заданий, состязаний, устных опросов, письменных работ по раскрытию содержания изучаемого материала; использование готовых интерактивных тестов из существующих интерактивных энциклопедий; создание специальных интерактивных тестов на основе: видео и аудио фрагментов, нотных примеров, изображений. (вопросы на соотношение, так называемые «фотовопросы», «аудиовопросы», «видеовопросы» как с вариантами ответов на выбор, так и без таковых).

В федеральном государственном образовательном стандарте  сказано, что ориентировка школьников в информационных и коммуникативных технологиях (ИКТ) и формирование способности их грамотно применять (ИКТ-компетентность) являются важным элементом формирования универсальных учебных действий.

В настоящее время учителя музыки широко используют в учебно-воспитательном процессе информационно-коммуникационные технологии Информационные технологии позволяют по-новому использовать на уроках музыки текстовую, звуковую, графическую и видеоинформацию и её источники т.е. обогащают методические возможности урока музыки, придают ему современный уровень. Мультимедийное сопровождение урока очень удобно не только для усвоения учебного материала, но и для активизации познавательной деятельности, реализации творческого потенциала ребёнка, воспитания интереса к музыкальной культуре, формирования духовного мира.

Урок с использованием компьютера, в отличие от традиционного, подразумевает несколько иную организацию. Задания носят конкретный характер, появляется возможность привлекать детей к самостоятельному изучению предмета, развивать умение ориентироваться в широком объёме информации, анализировать её, выделяя существенное, важное для всех участников деятельности.

Основой нашей опытной работы стал анализ педагогической деятельности МинчевойЛюдмилы Николаевны преподавателя МБОУДО ДШИ г. Бологое. Предметом анализа деятельности учителя стали методы и подходы развития познавательной активности школьников средствами мультимедийных технологий.

В своей работе педагог активно использую необходимое программное обеспечение. Наиболее часто она прибегает, к проигрывателям «Windows Mеdiа Plаyеr», «KMPlаyеr», «Еvеrеst», «АimpPortаblе». Такое количество однотипных программ оказалось просто необходимым для возможности воспроизведения самых различных аудио- и видео-файлов.

Программы, без которых работа педагога по её мнению не представляется возможным, следующие:

– Microsoft Officе Word используется для создания и педагогом и обучающимися конспектов, учебных пособий, написания отзывов к произведениям, сочинений различной тематики и пр.;

– В Microsoft Officе Еxcеl очень удобно делать мониторинг успеваемости, выводить ведомости за любой период обучения в виде таблиц.

– Microsoft Officе PowеrPoint используется для создания мной и старшими учащимися презентаций различных направлений по любому предмету.

– Microsoft Officе Publishеr незаменим при разработке буклетов и самых разных публикаций при проведении конкурсов, соревнований и пр.

Далее представляем краткую характеристику информационных средств и программ с описанием методики их применения наиболее часто используемых на уроках Л. Н. Минчевой:

В программе «Шедевры музыки» О. П. Радыновой собраны обзорные материалы о разных направлениях музыки от эпохи барокко до современной музыки, биографические сведения о композиторах, описаны истории созданий известных произведений. Произведения сопровождаются комментариями, аудио и видеофрагментами. Их использование делает урок более интересным, разнообразным, красочным, а учебный материал более доступным.

Энциклопедические пособия, справочники можно использовать на уроках и для самостоятельной работы обучающихся. Они позволяют не только слушать музыку в качественной записи, просматривать фрагменты видеозаписи, но и дают доступ к большому блоку информации, связанной с миром искусства: живопись, музыка, литература, архитектура.

Из энциклопедии «Musicаl Instrumеnts» для уроков Людмила Николаевна в основном извлекает теоретические сведения об инструментах и ансамблях, а также наглядные материалы в виде картинок.

«Энциклопедия популярной музыки Кирилла и Мефодия» используется Л.Н. Минчевой не только на уроках, но и для проведения внеклассной работы. Эта программа, считает учитель, содержит очень много материала как по учебной программе, так и не входящего в курс обучения, но довольно интересного и актуального. С помощью данной энциклопедии можно узнать об истории развития какой-либо группы, о становлении рока, джаза, поп-музыки в различных странах, прослушать запись или просмотреть видеоклип, эта программа содержит более 3200 иллюстраций (портретов, фотоснимков, слайдов). Также эта программа подходит и для самообразования обучающихся, главное здесь – правильно сориентировать их в выборе материала для изучения, и создать условия контроля полученных знаний.

Энциклопедия на CD «Классическая музыка» иллюстрирует учебный материал по творчеству 63 композиторов и имеет в своем арсенале 320 музыкальных произведений, многие из которых представлены на видео, в исполнении лучших музыкантов мира. Обучающиеся могут не только познакомиться с портретами, фотографиями, иллюстрациями, но и просмотреть отрывки из фильмов, прослушать аудиозаписи, музыкальные отрывки, а просмотр видео составит более полное представление о композиторе, его творчестве. Зрелищность, яркость, новизна элементов урока, в сочетании с профессиональными приемами делают такой урок необычным, увлекательным и запоминающимся.

Для развития познавательной активности обучающихся можно применить занимательные формы: викторины, кроссворды, занимательные вопросы, а сопровождение анимированными картинками вызывает неподдельный интерес детей, желание работать продуктивно, повышает мотивацию к обучению. Центр дополнительного образования «Снейл» регулярно проводит интересные интернет – конкурсы и олимпиады международного формата. Обучающиеся класса Людмилы Николаевны участвовали участие в дистационной Международной олимпиаде по музыке и показали хорошие результаты, о чём свидетельствуют полученные грамоты.

Л. Н. Минчева часто в своей педагогической деятельности использует ресурсы нотных библиотек и музыкальных антологий в Интернете. Дети очень любят играть популярную музыку. Педагог отмечает, что не всегда можно купить сборники с понравившимися пьесами, а в интернете можно найти и скачать любые ноты да еще в облегченном варианте.

Педагог отмечает, что информационно-коммуникативные технологии дают самые широкие возможности для развития творческого потенциала учащихся. Среди обилия информации в Интернете важно находить нужную и учиться обрабатывать её в виде рефератов, тестовых заданий, вопросов по теме, кроссвордов.

Исследовательская деятельность обучающихся в процессе подготовки к урокам, конкурсам, конференциям способствует развитию интеллектуальной инициативы, интереса к духовным ценностям, воспитанию эстетического вкуса. Она побуждает действовать, принимать соответствующие решения, анализировать и отбирать необходимую информацию, формируя лучшие общекультурные качества и создавая собственное понимание предметного содержания обучения.

Л. Н. Минчева считает, что для изучения обучающиеся могут сами выбрать тему, которую они желают изучать и исследовать. Предлагаемый тематический выбор достаточно широк и разнообразен, например: «Русские народные инструменты», «Новогодняя сказка», «Широкая масленица» «Фольклор – народная мудрость».

Такая форма работы активизирует познавательную деятельность обучающихся, расширяет кругозор, объединяет одной целью ученика и учителя.

Вышеуказанные работы учащихся опубликованы на проекте для одаренных детей «Алые паруса».

При использовании таких форм работы, отмечает Людмила Николаевна, у обучающихся повышается самооценка, уверенность в своих силах, уважение к самому себе. Такой способ работы имеет воспитательное значение.

Интернет представляет огромные возможности поиска необходимого, важного и значимого материала, а общение с компьютером создает мотивацию для обучения и добывания необходимой информации. Интернет открывает возможности участия в различных музыкальных конкурсах и фестивалях.Все эти конкурсы дают возможность нашим ученикам открыть свои способности, реализовать возможности, продемонстрировать свои творческие замыслы и таланты.

В настоящее время широко распространены обучающие игровые контенты. Включение компьютерной игры в процесс обучения обозначается термином геймификация. Цель геймификации привлечение внимания обучающихся, повышение их познавательной активности, мотивации в решении учебных задач. Игровые программы представляют особый интерес, ведь они очень разнообразны по смыслу, структуре и форме (например, интеллектуальные логические игры на поиск связей, закономерностей, словотворчество).

В практике нашей школы, пишет педагог, используются интерактивные уроки с применением презентаций, аудиозаписей, слайдшоу, викторин. Ученики выступают в роли и музыкантов-исполнителей, активных слушателей.

Таким образом, можно сделать следующий вывод: применение в практике общего и дополнительного образования технологий мультимедиа можно считать необходимым условием развития познавательной активности школьников на уроках. Данные технологии позволяют обогатить содержание занятий, разнообразить формы работы, деятельность учащихся, активизировать их внимание, повысить творческий потенциал личности, сделать обучение более эффективным, вовлекая в процесс восприятия учебной информации большинство чувственных компонент учащихся.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Furht, B. Dеsign Issuеs for Intеrаctivе Tеlеvision Systеms / B. Furht. // IЕЕЕ Computеr – 2015. – № 30 – 34 с.

Golitsyna, I. N. Educational Process in Electronic Information-educational Environment / I. N. Golitsyna // Procedia – Social and Behavioral Sciences. – 2017. – Vol. 237. – 939–944 c.

Hаlаsz, F. Thе Dеxtеr Hypеrtеxt Rеfеrеncе / F. Hаlаsz. // Modеl Communicаtions of thе АCM – 2015. – № 2, vol. 37 . – 24 c.

Isaias, P. Promoting communication skills for information systems students in Australian and Portuguese higher education: Action research study / P. Isaias, T. Issa // Education and Information Technologies. – 2014. – Vol. 19, Issue 4. – 841–861 c.

Kerimbayev, N. LMS Moodle: Distance international education in cooperation of higher education institutions of different countries [Электронный ресурс] : статья / A. Akramova, S. Abdykarimova, J. Kultan, N. Kerimbayev – Режимдоступа : https://www.researchgate.net, свободный. – Загл. сэкрана. <01.11.2019>

Lаurillаrd, D. Dеsigning thе Stеpping Stonеs: аn еvаluаtion of intеrаctivе mеdiа in thе clаssroom / D. Lаurillаrd. – 2011. – 60 c.

Noor-Ul-Amin, S. An Effective use of ICT for Education and Learning by Drawing on Worldwide Knowledge, Research, and Experience: ICT as a Change Agent for Education [Электронный ресурс] : статья /S. Noor-Ul-Amin – Режимдоступа : https://www.researchgate.net, свободный. – Загл. сэкрана. <01.11.2019>

Nаsh, C. Nаrrаtivе in Culturе: thе Usеs of Storytеlling in thе Sciеncеs, Philosophy аnd Litеrаturе / C. Nаsh. – 1990. – 120 c.

Salinas, A. Factors affecting the adoption of information and communication technologies in teaching / A. Salinas, M. Nussbaum, O. Herrera, M Solarte, R.  Aldunate // Education and Information Technologies. – 2017. – Vol. 22, Issue 5. – 2175–2196 c.

Songkram, N. E-learning System in Virtual Learning Environment to Enhance Cognitive Skills for Learners in Higher Education / N. Songkram, B. Puthaseranee // Procedia – Social and Behavioral Sciences. – 2015. – Vol. 174. – 776–782 c.

Youssef, A. B. Information technologies, students’ e-skills and diversity of learning process / A. B. Youssef, M. Dahmani , N. Omrani. // Education and Information Technologies. – 2015. – Vol. 20, Issue 1. – 141– 159 c.

Алтухова, М. А. Повышение эффективности развития познавательной активности студентов вуза / М. А. Алтухова // Вестник ЧГПУ. – 2015. – № 2. – С. 24–33.

Ананьев, Б. Г. Человек как предмет познания. / Б. Г. Ананьев. – Санкт-Петербург : Питер, 2001. – 288 с.

Боброва, И. А. Развитие познавательной активности студентов в образовательном процессе педагогического вуза: дис. ... канд. пед. наук : 13.00.08 / И. А. Боброва.– Санкт-Петербург, 2008. – 142 с.

Богоявленская, Д. Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. / Д. Б. Богоявленская. – Ростов-на-Дону :  издательство ростовского университета, 2007. – 137 с.

Воронова, Т. А. Педагогические основы образовательного процесса в высшей школе / Т. А. Воронова, И. И. Корягина, Г. А. Засобина. – Москва : Директ-Медиа, 2015. – 231 c.

ГОСТ Р 53620-2009. Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Электронные образовательные ресурсы. Общие положения. – Введ.  01.01.2011. – 12 с.

Губский, Е. Ф. Философский энциклопедический словарь / Е. Ф. Губский, Г. В. Кораблев, В. А, Лутчено. – Москва : ИНФРАМ, 2007. – 576 с.

Денина, О. О. Развитие познавательной активности студентов в учебной деятельности: автореф. дис. … канд. пед. наук :13.00.08 – Москва, 2001. – 27 с.

Дерябина, Н. В. Педагогические условия формирования познавательной активности студентов в воспитательно-образовательном процессе технического вуза: дис. канд. … пед. наук : 13.00.08 – Кемерово, 2005. – 193 с.

Егоров, К. М. Теоретические основы формирования познавательной активности студентов в негосударственных учебных заведениях в условиях высшего профессионального образования. / К. М. Егоров // Вестник Поморского университета. – 2007. – №8. С. 173–176.

Егорова, Ю. Н. Мультимедиа как средство повышения эффективности обучения в общеобразовательной школе автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 / Ю. Н. Егорова. – Чебоксары, 2000. – 196 с.

Жуков Ю. Ю. Признаки и факторы познавательной активности студентов физической культуры в учебной деятельности / Ю.  Ю. Жуков // Ученые записки университета имени П. Ф. Лесгафта – 2013. – № 11 (95) – С. 30–35.

Захарова, И. Г. Информационные технологии в образовании: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / И. Г. Захарова. – Москва : Издательский центр «Академия», 2013. – 192 с.

Каменева, Г. А. Педагогические условия активизации учебно-познавательной деятельности студентов в современных условиях информатизации образования Вестник Новосибирского государственного педагогического университета [Электронный ресурс] : статья / Г. А. Каменева, Т. А. Бондаренко – Режим доступа : http://sciforedu.ru/, свободный. – Загл. с экрана. <01.11.2019>

Карпенко, Л. А. Психология развития. Психологический лексикон. Энциклопедический словарь / Л. А. Карпенко. – Москва : ПЕР СЭ, 2006. – 176 с.

Клименко, Л. Н. Развитие познавательной активности студентов туристического вуза в процессе проектной деятельности: автореф. дис. … канд. пед. наук : 13.00.08 – Москва, 2004. – 27с.

Коджаспирова, К. М. Словарь по педагогике. / А. Ю. Коджаспиров, Г. М. Коджаспирова – Москва : ИКЦ «МарТ», 2005 . – 448.

Коменский, Я. А. Избранные педагогические сочинения: в 2 т. Т. 1. / Я. А. Коменский. – Москва : Педагогика, 1982. – 656 с.

Коробова, Е. В. Формирование познавательной активности студентов экономических специальностей средствами игровых технологий (на опыте обучения иностранному языку и во внеаудиторной работе): автореф. дис. … канд. пед. наук : 13.00.08 – Москва, 2003. – 27с.

Крапивенко, А. В. Технологии мультимедиа и восприятие ощущений: учебное пособие / А. В. Крапивенко. – Москва : БИНОМ. Лаборатория знаний. 2009. – 271 с.

Леонтьев, А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. / А. Н. Леонтьев. – Москва : Издательский центр Академия, 2004. – 153 с.

Леонтьева И. А. Дистанционное обучение как одно из средств повышения качества образования студентов в вузе // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. – 2017. – № 6. – С. 84–88.

Лисина, М. И. Формирование личности ребенка в общении / М. И. Лисина. – Санкт-Петербург : Питер, 2009. – 320 с.

Малошонок, Н. Г. Взаимосвязь использования интернета и мультимедийных технологий в образовательном процессе со студенческой вовлеченностью // Вопросы образования. – 2016. – № 4. – С. 59–83

Мелехина, С. И. Развитие познавательной активности школьников в процессе учебной проектной деятельности (на примере обучения технологии): автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.08 – Ярославль, 2005. – 23 с.

Низамиева, Л. Ю. Шаг к новой дидактике: дифференцированная математическая подготовка с использованием мультимедийных технологий / Т. А. Старшинова, Л. Ю. Низамиева. – Казань : КНИТУ, 2012. – 203 c.

Осипов, Г. В. Социологический энциклопедический словарь / Г. В.  Осипов. – Москва : НОРМА, 2000. – 488 с.

Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. – Санкт-Петербург : Питер, 2000. – 712 с.

Сластенин, В. А. Педагогика Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов. – Москва : Академия, 2013. – 576 с.

Смирнова, М. А. Дидактические возможности применения мультимедиа в высшей школе / Д. В. Вилькер, М. А. Смирнова // «Наука, образование, общество» – 2012. – № 12 С. 6.

Солнцев, В. И. Интегрированные среды обучения и проблемы передачи знаний / В. И. Солнцев // Проблемы информатизации высшей школы. – 2010 – № 3. – С. 5.

Титова, С. С. Музыкальная литература в ДМШ с использованием современных информационных ресурсов и технологий / С. С. Титова // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы II Международной научной конференции. – 2012. – № 2. – С. 105–177.

Чернышев, И. А. Проблема развития познавательной активности подростков в учебном процессе / И. А. Чернышев, М. В. Цуканов // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. – 2011. – №3 – С.147–150.

Шамова, Т. И. Активизация учения школьников / Т. И. Шамова. – Москва : Педагогика, 1982. – 209 с.

Шаршов И. А., Белова Е. А. Анализ педагогических возможностей электронных образовательных ресурсов с элементами автодидактики // Интеграция образования. – 2018. – Т. 22, № 1 (90). – С. 166–176.

Шишкова, О. Г. Формирование познавательной активности и самостоятельности студентов как фактор повышения их профессиональной подготовки (на примере изучения иностранного языка в неязыковом вузе) / О. Г. Шишкова. – Рязань : РГПУ им. С. А. Есенина, 2004. – 33 с.

Шлыкова О. В. Культура мультимедиа : Учебное пособие для студентов / О. В. Шлыкова. – Москва : ФАИР-ПРЕСС, 2014. – 415 с.

Щетинина, В. В. Обновление подходов к формированию познавательной активности дошкольников / В. В. Щетинина // Вектор науки ТГУ. – 2012. – № 4 (22). – С. 441–444.

Щукина, Г. И. Проблема познавательной потребности в педагогике / Г. И. Щукина. – Москва : Педагогика, 2001. – 351 с.

Яникова, Т. А. Развитие познавательной активности учащихся 5-9 классов в процессе дистанционного обучения / Т. А. Яникова // Современные проблемы науки и образования. 2014. №5. URL: Режим доступа : <28.01.2019>.

     
Просмотров работы: 100