ТЕХНОЛОГИИ «ЧАТ-БОТ»: СОЗДАНИЕ И ПРИМЕНЕНИЕ - Студенческий научный форум

XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2021

ТЕХНОЛОГИИ «ЧАТ-БОТ»: СОЗДАНИЕ И ПРИМЕНЕНИЕ

Казарова С.А. 1, Перова М.В. 1
1РАНХиГС
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Проблемы внедрения технологий искусственного интеллекта практически во все сферы деятельности становится весьма актуальным направлением в нашей стране. В частности, в апреле 2020 года был подписан и опубликован ФЗ №123 «О проведении эксперимента по установлению специального регулирования в целях создания необходимых условий для разработки и внедрения технологий искусственного интеллекта», а также внесены изменения в ст. 6 и 10 ФЗ №152 «О персональных данных», согласно которому с 1 июля 2020 г. в Москве начал действовать специальный правовой режим для более эффективного использования искусственного интеллекта.

В ходе реализации национального проекта «Цифровая экономика» к 2024г. государство намерено осуществить комплексную цифровую трансформацию экономики и социальной сферы России. Одним из направлений «Цифровая экономика» утвердила концепцию правового регулирования искусственного интеллекта и робототехники [1].

В рамках данной работы представлены результаты создания и практической апробации технологий искусственного интеллекта на примере чат-бота [2].

С развитием современных технологий наша жизнь становится гораздо удобнее. На что раньше требовалось потратить час, в 2020 году решается за считанные секунды. Чат-бот – один из инструментов, который помогает ускорить различные процессы. На сегодняшний день чат-боты способны всюду заменить собой службы поддержки различных сервисов. Приобрести авиа или ж/д билеты, вызвать такси, выполнить платёж или же перевод, задать маршрут, скачать музыку или же фильм тоже помогут боты. И, конечно же, главные помощники этого года – бот – врач, бот-фармацевт.

Лучший чат-бот  полезный чат-бот, считают такие компании, как «Яндекс». Бот «Яндекса» — это информация от актуальных курсов валют до прогноза погоды, для получения которой даже не нужно отрываться от общения в мессенджере. Заодно бот поможет купить билеты в кино и перевести текст с иностранного языка. Неудивительно, что на паблик аккаунт компании подписаны более 40 тысяч человек.

Эту тактику могут использовать не только IT-компании. Например, если необходимо организовать концерт – в тематическом паблик аккаунте с помощью технологий чат-бота самые быстрые фанаты могут получить промокоды на предзаказ билетов, а также проследить за концертным туром артиста.

В банковской сфере–можно привести пример банка «Тинькофф» и организовать так, чтобы одним сообщением клиент мог сделать денежный перевод своим родственникам [3].Чем удобнее и разнообразнее технологии использования различных услуг, тем больше ими будут пользоваться. А что может быть удобнее, чем просто отправить сообщение в мессенджере.

В процессе анализа алгоритмов реализации чат-ботов, можно сделать вывод, что данные технологии могут создавать как профессионалы, (например, «Али́са» — виртуальный голосовой помощник, созданный компанией «Яндекс»; Siriсоздатель Норман Винарски и др.), так и люди не связанные со сферой программирования. Для этого, достаточно изучить соответствующий обучающий курс (их сейчас множество) и попробовать свои силы.

Так, освоив курс созданный для студентов ЮРИУ РАНХиГС «Введение в искусственный интеллект и разговорные боты [2019/2020]», нами был создан специальный Бот – помощник для абитуриентов и студентов ЮРИУ РАНХиГС на платформе Telegram (Рис. 1). Это некий гид по ВУЗу, который может подсказать, какие есть факультеты, какие экзамены сдавать для поступления и вообще может спокойно вести диалог о жизни студентов (Рис. 2).

   

Рис. 1 – пример общения с чат-ботом

Рис.2 – пример общения с чат-ботом

Для разработки чат-бота был использован специальный инструментарий, который называется DialogFlow. Это надстройка для распознавания смысла в естественно-языковом тексте над нейросетевой библиотекой компании Google -TensorFlow.

Для того чтобы тщательно проработать и понять работу компьютерного интеллекта, необходимо разобраться с понятием нейронных сетей - их активацией на предоставленном примере. Для этого можно воспользоваться игровой песочницей библиотеки TensorFlow, которая находится по адресу playground.tensorflow.org. В процессе проектирования, нейронная сеть будет получать на вход фразу на естественном языке, а на выходе будет возвращать номер того правила генерации ответа, которое необходимо активировать.

Итак, для создания своего ИИ, нам понадобились: DialogFlow — это надстройка над TensorFlow, которая позволяет создавать разговорных чат-ботов; учётная запись Google для входа в личный кабинет (электронный адрес на GMail); мессенджер Telegram.

В принципе, при помощи DialogFlow можно создать разговорный интерфейс для очень большого набора мессенджеров, но только с Telegram можно создать и запустить своего собственного чат-бота в течение нескольких минут. К тому же, это самая технологичная платформа на сегодняшний день.

По приведенной схеме на платформе DialogFlow мы интегрировали своего бота с мессенджерами в Telegram. Запустили его работу и на протяжении нескольких суток обучали его диалогу с пользователями, развивали и работали над его интерфейсом. Познакомиться с данным ботом можно в мессенджере Telegram – @SofSebBot.

В период пандемии, да и не только, данные технологии весьма актуальны. Находясь дома, не подвергаясь риску, абитуриенты могут получить ответы на многие вопросы, которые, как правило, у них всегда возникают.

В связи с этим, рынок чат-ботов в РФ ожидает прирост на 30% в год на ближайшие 3 года. К таким выводам пришла компания Accenture в своём иссле­довании «Антикризисные цифровые технологии: перспективы рынка чат-бо­тов». Данная кампания выделила 5 трендов, которые окажут значительное влия­ние на рост рынка ботов [4]: развитие искусственного интеллекта, рост исполь­зования мессенджеров, платежи с помощью ботов, рост использования мессен­джеров, снижение стоимости и простота разработки, взаимодействие между бо­тами.

Рынок чат-ботов невероятно быстро набирает обороты. И для этого есть весомые основания: чат-боты умеют закрывать простые обращения, собирать и классифицировать простые сводки, организовывать встречи компаний, а также продавать. Именно поэтому многие фирмы меняют свои направления развития и, что естественно, планируют в ближайшем будущем запускать чат-боты в свои экосистемы.

Бизнесу нужно вовремя адаптироваться к данным новшествам, чтобы не отставать от своих конкурентов, развивать клиентский сервис и сокращать издержки. Боты конца XXI века намного результативней своих предшественников: они уже могут снять рутинные задачи с сотрудников и отвечать на простые вопросы пользователей 24/7 (Рис. 3).

Рис. 3 – результаты внедрения ботов

Таким образом, опираясь на проведенное исследование, можно утверждать, что применение элементов искусственного интеллекта позволит обрабатывать запрос на естественном языке. В этом случае у клиента не возникнет необходимости звонить по телефону или пытаться классифицировать свой вопрос для поиска на сайте самому. Рассматривая такую систему с позиции систем массового обслуживания, мы получаем многоканальную систему, с неограниченной очередью. Количество каналов при этом ограничивается лишь производительностью аппаратных средств и пропускной способностью интернет сети.

Библиографический список

«Цифровая экономика» - futurerussia.gov.ru/nacionalnye-proekty/cifrovaa-ekonomika-utverdila-koncepciu-pravovogo-regulirovania-iskusstvennogo-intellekta (дата обращения: 02.10.2020)

СДЭК чат-бот -https://www.tadviser.ru (дата обращения: 05.09.2020)

Банк Тинькофф - https://www.tinkoff.ru/cards/debit-cards/tinkoff-black/?internal_source=home_main_block (дата обращения: 11.09.2020)

Будущее чат-ботов: 10 исследований и прогнозы экспертов - https://www.carrotquest.io/blog/future-of-chatbots/ (дата обращения: 11.09.2020)

Куда движутся чат-боты в 2020 году? - https://chat2desk.com/blog/stati/kuda-dvizhutsya-chat-boty-v-2020-godu (дата обращения: 11.09.2020)

Просмотров работы: 20