Пять эффективных шагов к качественному созданию велодорожек - Студенческий научный форум

XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2021

Пять эффективных шагов к качественному созданию велодорожек

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В наше время необходимость в развитии велоинфраструктуры растет во многих странах: Голландии, Америке, Великобритании, Германии и т.д. В России совсем недавно поднялась проблема нехватки пространства общего пользовании в связи с расширением территорий автомобильных дорог (Садовое кольцо в г. Москва, проспект Гагарина в г. Нижний Новгород). Однако, расширение дорог не устранит проблему автомобильных пробок, так как пропускная способность дороги определяется ее самыми узкими участками – это повороты на мосты с ограниченным количеством полос, туннели, дома вдоль проезжей части и т.д. Поэтому вопрос развития велоинфраструктуры резко возрос во многих городах России.

Главная задача – это сокращение индивидуального автомобильного и увеличение общественного (трамваи, метро) транспорта, а также рост личных малогабаритных средств передвижения (скутер, велосипед, самокат). Может вы скажите, что каждый день добираться на велосипеде это трудно, однако уже есть электрические самокаты, на которых проехать 5-6 км можно за 3 минуты при скорости 30 км/ч. Что бы использовать этот вид транспорта – необходимо обеспечить безопасность потребителей от автомобилей и пешеходов, то есть создать отдельную полосу с индивидуальными границами и правилами дорожного движения.

Велодорожка, пользователи и основные термины.

Велосипедная дорожка – самостоятельный элемент дорожной инфраструктуры для передвижения на двухколесном транспорте. Позволяет четко разграничить движение велосипедистов от автомобильного трафика, призвана обеспечивать безопасность всех участников дорожного движения, является законной территорией водителей велосипедов. Въезд автомобилей и выход пешеходов на велодорожки в общих случаях запрещены. [1]

Велосипедист - человек, использующий велосипед, обычно двухколесный, реже - одноколесный, трехколесный и другие аналогичные колесные транспортные средства в качестве транспортного средства, формы досуга или спорта. [7]

Велосипед — колёсное транспортное средство (или спортивный снаряд), приводимое в движение мускульной силой человека через ножные педали или (крайне редко) через ручные рычаги. Наиболее распространены велосипеды с двумя колёсами, но бывают и трёхколёсные велосипеды. [6]

Велодорожка в ПДД Российской Федерации.

В настоящее время (2020-2021 гг.) в правилах дорожного движения РФ прописано, что движение велосипедистов допускается в возрасте старше 14 лет по правому краю проезжей части, когда в Голландии или Германии выезд на проезжую часть облагается штрафом в 15-30 евро, и еще 15 евро за превышенную скорость. Также это правило касается при выезде велосипедиста на тротуар, где гуляют пешеходы. (в ред. Постановления Правительства РФ от 12.07.2017 N 832).

Таким образом, само ПДД РФ ставит жизнь граждан под угрозой их столкновения с автомобилем. Со стороны водителя автомобильного ТС (транспортного средства) очень трудно смещаться в центр дороги, а в исключительных случаях и вовсе выезжать на соседнюю полосу, так как это может спровоцировать аварийную ситуацию. [3]

Плюсы и минусы велодорожек в РФ и их решение.

Таблица 1.

Положительные моменты

Отрицательные моменты

- Безопасность стоит рассматривать в первую очередь, поскольку именно этот фактор имеет наибольший вес. На дорожки наносится разделительный контур и специальная разметка, что существенно снижает вероятность возникновения ДТП с участием велосипедистов.

- Пешеходы, которые свободно передвигаются по велотреку, чем усложняют передвижение велосипедистов. Их также можно понять, поскольку тротуаров и пешеходных дорожек катастрофически не хватает, а имеющиеся объекты часто находятся в плачевном состоянии. Да и ПДД не запрещают передвижение пешеходов по велотрекам. В этом отношении передвижение по автомагистралям оказывается более удобным, поскольку движение всего транспорта осуществляется в одном направлении.

- Удобство передвижения обеспечивается за счёт грамотной и правильной организации дорожки.

- Недостаточная ширина, которая создаёт проблемы со встречным разъездом.

-Комфортное передвижение на велосипеде возможно только на специальных дорожках. Согласитесь, езда по автомобильной трассе не позволяет расслабиться и полностью отдаться процессу катания.

- Отсутствие водоотводящих систем приводит к частому и длительному застою воды. Это приносит ряд неудобств и приводит к быстрому разрушению покрытия.

 

- Недостаточно высокая скорость движения.

 

- Ограничения по скорости передвижения на некоторых дорожках не превышает 10 км/час, что делает передвижение менее комфортным.

Практически все перечисленные недостатки (таблица 1) возникают в результате неправильного их проектирования. Возможно, это из-за нехватки опыта, так как первая велодорожка появилась в Москве в 2011 году, однако сейчас есть множество пособий по строительству таких дорожек. Например, («альбом конструктивных элементов обустройства велотранспортной инфраструктуры», разработан компанией Строй Инвест Проект. Изготовлен в России.), где прописаны ширина дорожек, их благоустройство, тип покрытий, знаки дорожного движения и т.д.

Что касается ПДД – оно не может запретить движение велосипедистов на тротуарах, так как нет велодорожек. Вот такой парадокс получается: чтобы изменить ПДД, необходимо создать не просто отдельные велодорожки, а цельную систему, как например метрополитен. [3]

Водоотводящие систему можно размещать между автомобильной дорогой и велодорожкой, в этом случае она будет служить разделительным элементом. Такая же ситуация может быть и с пешеходной дорожкой.

На счет скорости движения велосипедистов. Здесь необходимо создать две велосипедные параллельные дорожки (одна необходима, а вторая при необходимости). Первая должна быть скоростной, где скоростной режим не должен превышать 25 км/ч в соответствии с ПДД, а вторая – прогулочная.

Если взять проспект Гагарина в Нижнем Новгороде, то можно сократить число полос для автомобилей до двух от центра города, и оставшуюся полосу использовать для осуществления велосипедного движения. Учитывая, что полоса составляет 3,75 метров – можно даже сузить дорогу на 1,25 метра. Что касается направления к центру города (на Север), тут 2 полосы для автомобильного движения и одна для автобусов. Дело в том, что утром к центру города едет большое количество людей, что приводит к пробкам на дорогах, и поэтому ее сокращение в данном случае не уместно. В данном случае, уместно ее расширить на 2,5 метра в сторону жилой застройки для организации движения велосипедистов.

Ниже представлены 2 снимка со спутника (рис 1, 2), на которых проспект Гагарина в г. Нижний Новгороде. Схематически показано, как можно решить проблему с недостатком скоростных и пешеходных веломаршрутов.

Рис.1. Проспект Гагарина – снимок.

Рис.2. Проспект Гагарина – схематическое решение велодорожек.

(белый цвет – велодорожка, серый цвет – автомобильная полоса движения, темно серый цвет – полоса движения для автобусов, оранжевый цвет – пешеходная дорожка)

Еще одна проблема в России – это отсутствие целостной системы, говорилось ранее. Ниже представлен пример разбивки замкнутой велодорожки на снимке расстоянием в 2 км. (рис.3.)

Рис.3. Схема целостной системы велодорожек

в микрорайоне Щербинки 3, г. Нижний Новгород

Таким образом, можно избежать некоторых отрицательных моментов, если следовать основным стандартам при проектировании дорожек.

Для правильного и качественного создания дорожек необходимо следовать алгоритму.

Алгоритм.

Шаг 1. Разметка по снимкам.

Перспективное место, где в дальнейшем будет проложена велосипедная дорожка. На рисунке 2 и 3 они показаны. Здесь, самое главное, связать все значимые общественные здания или места велодорожкой.

Шаг 2. Анализ ситуации на местности.

Необходимо выйти на местность и посмотреть, можно ли здесь создать велодорожку, так как в большинстве случаев могут помешать коммуникации, а также оценить по какой траектории движения проложить ее будет дешевле.

Также надо учесть следующие особенности:

- Режим велодорожки (скоростная, пешеходная);

- Вид дорожки (односторонняя, двусторонняя, велопешеходная, отдельная);

- Ширина (1.2 - 2 метра на одну полосу);

- Рельеф (величина уклона);

Шаг 3. Создание чертежей.

Здесь необходимо задать размеры радиусов поворотов (минимальный радиус 15 метров), длины прямых направлений, точки привязки (по сетке квадратов), а также указать места расстановки знаков дорожного движения.

Рис.4. Пример разбивочной схемы веломаршрута.

Шаг 4. Структура велодорожки.

- Выбор покрытия (асфальтовое, акриловое, резиновая крошка);

- Исходя из покрытия необходимо выбрать дорожную одежду для велодорожки (рис. 5-7.);

Рис.5. Дорожная одежда для акрилового покрытия по слоям. [4]

Рис.6. Дорожная одежда для резинового покрытия по слоям. [4]

Рис.7. Дорожная одежда для асфальтного покрытия по слоям. [4]

-Расчет материалов и работ;

-Сечение дорожек;

Шаг 5. Реализация. Строительство.

-Наносим разметку на местность (колышками можно);

-Роем небольшие траншеи;

-Закладываем слои инертных материалов по порядку (рис. 5-7.);

-Наносим покрытие (резиновое, например);

-Делаем дорожную разметку (краской, в случае с резиновой крошкой – можно другим цветом резины создать эту разметку, однако это долго);

-Устанавливаем знаки дорожного движения и освещение;

-Каждый километр устанавливаем велосипедную парковку.

Все параметры элементов велодорожки можно взять из альбома конструктивных элементов обустройства велотранспортной инфраструктуры.

Будущее за велодорожками!

С развитием техники велосипед и другие транспортные средства в ближайшие годы получат новую жизнь. Уже сейчас электрические велосипеды позволяют без труда передвигаться по городу даже с непростым рельефом. Электросамокаты компактны и маневренны. Каждый год придумывают все новые индивидуальные средства передвижения по городу. Возможно, они в скором времени утратят название «велодорожки», а станут полосами для индивидуального низкоскоростного (до 25 км/ч) транспорта. [2]

К тому же, велосипед значительно меньше стоит, чем машина, он не выделяет газы в атмосферу, тем самым не загрязняют окружающую среду. Так же, велосипед занимает мало место, его можно хранить в квартире (коридоре).

Стоит еще упомянуть платную аренду велосипедов и самокатов. В Москве уже более 5 лет используют систему Smoove (аренда велосипедов), так что люди могут брать велосипед на прокат от 150 рублей в день. [5]

Обратите внимание на проект организации веломаршрута.

Ссылки на источники:

[Электронный ресурс]. – Режим доступа: Велосипедная дорожка и её предназначение - всё о велоспорте (spiegelstudio.ru). – [Дата обращения 9.01.2021]

[Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://varlamov.ru/1410076.html. – [Дата обращения 9.01.2021]

[Электронный ресурс]. – Режим доступа: ПДД-2020 по категориям ABM для сдачи на водительские права | Раздаточные материалы и теория (yandex.ru). – [Дата обращения 9.01.2021]

[Электронный ресурс]. – Режим доступа: Типы покрытий для велосипедных дорожек (gumibo.ru). – [Дата обращения 10.01.2021]

[Электронный ресурс]. – Режим доступа: МОСКВА Smoove система | SMOOVE. – [Дата обращения 10.01.2021]

Ландшафтная архитектура и формирование комфортной городской среды. Материалы ХV региональной научно-практической конференции [Текст]: сборник трудов / Нижегор. гос. архитектурно-строит. ун-т; О. П. Лаврова (отв. ред.) – Н. Новгород: ННГАСУ, 2019 – 162 с. ISBN 978-5-528-00352-8

Альбом конструктивных элементов обустройства велотранспортной инфраструктуры, разработан компанией Строй Инвест Проект. Изготовлен в России.

Пример проекта организации веломаршрута.

Просмотров работы: 212