ВИЗУАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ СРЕДА SCRATCH - Студенческий научный форум

XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2021

ВИЗУАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ СРЕДА SCRATCH

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В современном мире программирование настолько глубоко вошло в нашу жизнь, что мы просто не замечаем, как она изменилась благодаря ему. Миллионы привычных вещей не существовали бы без программирования. Телевизор, ноутбук, телефон ­– работают благодаря заложенным в них программам. И если ранее для каждого нового действия приходилось создавать новую программу с нуля, то сейчас существует такое огромное количество программ, что в них невозможно ориентироваться. Дизайн, мобильная связь, кино и музыкальная индустрия, мультипликация и игры – абсолютно все области связаны с программированием и на определенных этапах работы используют специальные программные средства.

Scratch – визуально-ориентированная среда программирования, изначально созданная для знакомства с программированием в школе. Исходя из этого, существует необходимость методической разработки начального курса алгоритмизации и программирования на основе современных объектных и визуальных методов.

Интерфейс программы представляет собой окно, поделенное на 4 зоны. Первая зона – сцена или место где будут происходить запрограммированные действия. Вторая зона – область спрайтов, здесь отображаются все объекты программирования и сцены. Третья зона – палитра блоков, четвертая – область скриптов – место, где создается код программы.

В основе Scratch заложен графический язык программирования. Объектом программирования является анимированный персонаж. Изначально это рыжий кот, в дальнейшем это может быть любой нарисованный вами или выбранный из галереи персонаж. Процесс создания программы представляет собой сбор мозаики, ведь каждый блок имеет выемки, как у кусочка пазла. Для написания программного кода необходимо последовательно перенести нужные блоки в область скриптов, где они сами автоматически объединятся в код программы. Палитра блоков включает в себя 10 разделов, каждому из которых присвоен свой цвет:

события – коричневый;

движение – синий;

внешность – фиолетовый;

управлении – песочный;

звук – лиловый;

сенсоры – голубой;

перо – зеленый;

операторы – салатовый;

данные – оранжевый;

другие блоки – темно-синий.

Внутри разделов есть как готовые блоки, так и возможность создания собственных блоков. Так же блоки можно разделить на:

заголовочные блоки;

блоки-ссылки;

блоки принадлежащие стеку;

блоки-циклы.

Блоки, объединенные в вертикальную последовательность команд, образуют стек. Стек определяет алгоритм действий персонажа.

Заголовочные блоки размещаются над стеком и к ним нельзя присоединить какой-либо другой блок сверху. Данные блоки необходимы для обработки событий, поступающих от пользователя и связи между разными стеками.

Блоки-ссылки используются, как внутренние значения блоков. Они необходимы для задания дополнительных характеристик, выполняемых действий. В Scratch предусмотрен числовой и логический тип данных, а так же текст и список.

Пример:

Первый блок данного примера – заголовочный блок. При нажатии на зеленый флажок начинают выполняться заданные действия: персонаж говорит «Привет» в течение 3 секунд, а затем спрашивает «Как тебя зовут?» и ждет ответа пользователя. Последний блок включает в себя два блока ссылок: голубой блок – овал – возвращает ранее введенный пользователем ответ, зеленый блок – объединяет ответ пользователя и фразу «Я рад знакомству!». На выходе получаем ответ персонажа с именем пользователя.

Блоки-циклы представляют собой скобку, включающую в себя другие блоки. Действия в данной скобке будут выполняться до тех пор, пока заданное условие не будет выполнено.

Пример:

В данном примере после заголовочного блока идет блок, отвечающий за включение выбранного нами звука. Затем блок-цикл, повторяющий внутренние команды 10 раз. Внутри цикла происходит переход персонажа в точку с заданными координатами, затем ожидание и смена костюма.

Главным достоинством среды является ее многогранность. В процессе создания программы, пользователь может программировать, рисовать и писать музыку. Результатом программирования в среде Scratch являются игровые и обучающие программы, фильмы, презентации и тд.

Программирование в Scratch является отличной базой для дальнейшего изучения программирования, а так же оно развивает алгоритмическое и техническое мышление.

Просмотров работы: 24