Опыт организации и использования охранной зоны воздушной линии электропередач методами ландшафтной архитектуры - Студенческий научный форум

XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2021

Опыт организации и использования охранной зоны воздушной линии электропередач методами ландшафтной архитектуры

Наумова А.С. 1
1ФГБОУ ВО «Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Одной из существенных проблем современных городов являются проложенные в жилых и рекреационных районах воздушные линии электропередач. Из-за оказываемого негативного воздействия электромагнитного поля вдоль трассы высоковольтных линий электросетевого хозяйства устанавливаются охранные зоны в соответствии с Постановлением Правительства Российской федерации от 24.02.2009 № 160 (ред. от 21.12.2018) «О порядке установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон», в границах которых действует особый режим использования территории, а также вводятся ограничения на посадку древесно-кустарниковой растительности. [1] В результате этого город получает своеобразные пустыри, пребывание на территории которых опасно для здоровья человека.

Демонтаж и перекладка линий электропередач, а также замена на подземный кабель – дорогостоящее мероприятие, становящееся проблемой уже на региональном уровне. Возможное решение данной проблемы заключается в организации охранной зоны методами ландшафтной архитектуры.

Наиболее распространенным в современной практике является разбитие лугопарков с применением местных видов травянистой растительности. Такие объекты ландшафтной архитектуры способны занимать большие пространства и создавать декоративный эффект с использованием устойчивых видов травянистой растительности, характерных для данной климатической зоны и требующих минимального ухода.

Подобный опыт был применен в проекте 16-ти километровой линейной парковой системы «The Green Line» в Торонто провинции Онтарио, Канада, которая протянулась вдоль гидро-коридора воздушных линий электропередач. [2]

Рис. 1. Видовая точка на линейную парковую систему «The Green Line» в Торонто [2]

Данный коридор состоит из подстанций, трансформаторов и многочисленных гидробашен, связанных между собой воздушными линиями электропередач. Сама же линейная парковая система носит фрагментарный характер. Поэтому проектное бюро «Perkins and Will» совместно с дизайн-студией «Future Landscapes» предложило соединить отдельные парковые участки между собой, обеспечивая непрерывное пешеходное движение вдоль воздушных линий электропередач. Монотонные пространства под опорами ЛЭП, принадлежащими канадкой компании «Hydro One Networks Inc.» (HONI) и расположенными между отдельными частями линейного парка, подлежат благоустройству путем разбития лугопарка. Проектом озеленения непосредственно у основания гидробашен на постоянной основе предусмотрены луговые посадки из местных видов травянистых растений, которые являются устойчивыми к нечастому уплотнению во время технического обслуживания. Данное решение помогает эстетически организовать большие открытые пространства, а также поспособствует обогащению растительных сообществ, экологическому очищению, повышению ценности биоразнообразия и привлечению полезных видов насекомых-опылителей. [2]

Еще одним способом организации охранной зоны воздушной линии электропередачи является такое спорное решение, как установка навесов и пергол в местах пересечения пешеходных путей с воздушной линией электропередачи. Подобный прием был использован в проектных решения реконструкции парка ГАУК г. Москвы "ПКиО 850-летия Москвы" и в парке «Братеевская пойма» в Москве.

Так, спецприз жюри премии АРХИWOOD удостоился проект «Братеевские телепортеры» в одноименном парке «Братеевская пойма» в Москве, который расположился на месте огромного пустыря, пересеченного в разных направлениях высоковольтными линиями электропередач с проектным номинальным классом напряжения 500 кВ. По нормам безопасности ФСК ЕЭС для защиты пешеходных дорожек от возможного обрыва и падения проводов архитектурное бюро «Практика» запроектировало конструкцию, представляющую собой деревянный навес протяженностью 215 м с решетчатыми стенами и потолком. [3]

Рис. 2. Навесы под ЛЭП в парке «Братеевская пойма» (Фотография АБ «Практика») [3]

Мнение жури на счет такого решения резко разделилось. С одной стороны архитектурный критик, главред сайта «ArchSpeech» Александр Змеул указывает на работу со средой, в которой живет большой процент населения страны и которая представляет собою однообразное монотонное открытое пространство с типовой застройкой и проходящей здесь же воздушной линии электропередач на заднем плане. Установка «Братеевских телепортеров» решает не только функциональную задачу, но и обогащает пространство, вносит разнообразие в подобную городскую среду. [3]

С другой же стороны член жюри и глава компании «Сергей Киселёв и Партнеры» Игорь Шварцман отмечает, что подобный прием не решает проблему воздействия электромагнитного поля на человека, а лишь создает иллюзию безопасности, однако из-за «легкости» в реализации данный опыт могут позаимствовать и в проектных решениях других объектов с подобной проблемой. [3]

Прием установки навесов под линиями электропередач был применен и в проекте реконструкции другого объекта Москвы – парк ГАУК г. Москвы "ПКиО 850-летия Москвы". Архитекторы из архитектурного бюро «Wowhaus» предложили запроектировать парк циклических видов спорта. В местах пересечения спортивных дорожек и линий электропередач предусмотрено возведение металлических пергол с заземлением, которые обошьют лиственницей, что должно защитить от воздействия электромагнитного поля, а также стать дополнительным освещением трассы. Остальное же пространство под ЛЭП планируется заполнить посадками из местных видов травянистых и кустарниковых растений, чтобы не препятствовать в случае необходимости подъезда специализированной техники для технического обслуживания инженерной коммуникации. [4]

Рис. 3. Видовая точка на спортивную трассу с металлической перголой под ЛЭП [4]

Таким образом, проблема организации и использования пространства, отведенного под охранную зону воздушной линии электропередач, является актуальной проблемой как для нашей страны, так и в мировой практике. Она требует более тщательного изучения и продолжения поиска наиболее оптимального решения, а также усовершенствования уже выявленных приемов организации такого пространства.

Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации [Электронный ресурс]. – URL: http://docs.cntd.ru / (дата обращения: 08.01.2021)

Заключительный отчет плана реализации проекта «The Green Line». Режим доступа - https://www.toronto.ca/wp-content/uploads/2019/07/89a2-Green-Line_Implementation_Report_2019-07-25.pdf / (дата обращения: 08.01.2021)

Российский архитектурный web-портал «Archi.ru» [Электронный ресурс]. – URL: https://archi.ru / (дата обращения: 08.01.2021)

Архитектурного бюро «Wowhaus» [Электронный ресурс]. – URL: https://wowhaus.ru / (дата обращения: 08.01.2021)

Просмотров работы: 36