Особенности медико-социальной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в реабилитационном центре - Студенческий научный форум

XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2021

Особенности медико-социальной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в реабилитационном центре

Суворова П.А. 1
1Ульяновский государственный педагогический университет имени И. Н. Ульянова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Согласно определению экспертов ВОЗ и Международной организации труда, реабилитация представляет собой систему государственных, социально-экономических, медицинских, профессиональных, педагогических, психологических мероприятий, направленных на предупреждение развития патологических процессов, приводящих к временной или стойкой утрате трудоспособности, и на эффективное и раннее возвращение больных и инвалидов (детей и взрослых) в общество, к общественно полезной жизни. Это определение дает нам понять, что реабилитация преследует не только сугубо экономические цели (восстановление трудовых функций, возможность участия в производственной деятельности для достижения экономической независимости), но не в меньшей мере и социальные.

Как отмечает Ю.Ю. Мигунова, «медико-социальная работа - это новый вид профессиональной деятельности медицинского, психологического и социально-правового характера, созданный на основе многих дисциплин, направленный на восстановление, сохранение и укрепление здоровья».[9, с.6]

Действительно, заболевание (инвалидность) во многом изменяет со циальное по ложение бо льного и вы двигает пе ред ним но вые пр облемы (н апример, пр испособление к де фекту, из менение пр офессии, пр иобщение к но вой су бкультуре и др.). Эти пр облемы со пряжены со зн ачительными тр удностями для бо льного, и со действие в их пр еодолении яв ляется од ной из ва жнейших за дач ре абилитационной ме дицины, тр ебующей ак тивного уч астия как ме дицинских ра ботников, так и со циальных работников. Бо льшое зн ачение в св язи с эт им пр иобретает по дготовка сп ециалистов, вл адеющих зн аниями в об ласти ре абилитации, сп особами ре шения со циальных пр облем, св язанных со зд оровьем, ме тодами во сстановления сп особностей бо льных и ин валидов к бы товой, об щественной, пр офессиональной де ятельности, на выками фо рмирования ме ханизмов вз аимодействия со циального ок ружения в от ношении лиц с ог раниченными во зможностями здоровья. Эти во просы вк лючает ди сциплина «М едико-социальная реабилитация».

В Ро ссийской Фе дерации со храняется те нденция к ро сту де тской ин валидности, ко торая от ражает со ответствующее со стояние не здоровья де тей и подростков.

На копление «б ремени» тя желых на рушений зд оровья у де тей об уславливает пр ивлечение до полнительных ср едств го сударства, сн ижая ка чество жи зни на селения и те мпы ра звития ст раны в це лом и от дельных ре гионов в частности.

По да нным Фе деральной сл ужбы го сударственной ст атистики Ро ссийской Фе дерации (Р осстат) об щая чи сленность де тей-инвалидов в Ро ссии не уклонно увеличивается. Та к, ес ли в 20 16 г. (на 1 ян варя го да) она со ставляла 61 7,0 тыс. че ловек, в 20 17 г. она ра внялась 63 6,0 тыс. де тей, в 20 18 г. – 65 1,0 тыс. де тей, а к 1 ян варя 20 19 г. – 67 0,1 тыс. детей. На да нный мо мент со гласно ст атистическим да нным Фе дерального ре естра ин валидов, на 20 20 год в Ро ссийской Фе дерации на считывается 688 тыс. де тей-инвалидов, ка ждому из ко торых тр ебуется по мощь и поддержка.

Та ким об разом, за 5 лет об щая чи сленность де тей-инвалидов вы росла на 71 тыс. человек. Да нные по казатели, го ворят о то м, что пр облему ме дико-социальной ре абилитации де тей-инвалидов не обходимо ра звивать и по днимать на бо лее кв алифицированный уровень.

В Фе деральном за коне от 24 но ября 19 95 г. № 18 1-ФЗ «О со циальной за щите ин валидов в Ро ссийской Фе дерации» да ется бо лее по лное оп ределение инвалидности. Ин валид - это ли цо, ко торое им еет на рушение зд оровья со ст ойким ра сстройством фу нкций ор ганизма, об условленное за болеваниями, по следствиями тр авм или де фектами, пр иводящее к ог раниченной жи знедеятельности и вы зывающее не обходимость его со циальной защиты.

Не смотря на от ход от ме дико-биологического по нимания ин валидности и ре абилитации, им енно по следствия бо лезней, тр авм или де фектов пр иводят к ог раничению пр оявлений жи зненной ак тивности и тр ебуют со ответствующих мер пр еодоления, в том чи сле и медицинских. Под ме дицинской ре абилитацией по нимают ме дицинские ме ры по пр еодолению ог раничений жи знедеятельности, пр именяемые к че ловеку с уже сл ожившимися ст ойкими, в бо льшинстве сл учаев не обратимыми, па тологическими из менениями, на рушениями фу нкций ор ганов и систем.

Де ти с ог раниченными во зможностями - это де ти, им еющие ра зличные от клонения фи зического и (и ли) пс ихического характера.

Со гласно кл ассификации В.А. Ла пшина и Б.П. Пу занова вы деляют та кие ка тегории де тей-инвалидов:

1. Де ти с на рушением сл уха (г лухие, сл абослышащие, по зднооглохшие);

2. Де ти с на рушением зр ения (с лепые, сл абовидящие);

3. Де ти с на рушением ре чи (л огопаты);

4. Де ти с на рушением оп орно-двигательного ап парата;

5. Де ти с за держкой пс ихофизического ра звития;

6. Де ти с на рушением по ведения и об щения;

7. Де ти с ум ственной от сталостью;

8. Де ти с ко мплексным на рушением пс ихофизического ра звития, с так на зываемыми сл ожными де фектами (с лепоглухонемые, гл ухие или сл епые де ти с ум ственной отсталостью).

Та ким об разом, де ти с ог раниченными во зможностями – это ос обая со циальная гр уппа, им еющая ос обенности и тр ебующая по от ношению к се бе ос обой со циальной политики. Де ти-инвалиды яв ляются на иболее уя звимой категорией. Вы деляют ка тегории де тей-инвалидов с на рушением сл уха, зр ения, ре чи, оп орно-двигательного ап парата и т.д.

По ре комендации ВО З, пр оцесс ре абилитации по дразделяют на три эт апа: бо льничный (с тационарный), са наторный и амбулаторный. В пр еделах ка ждого эт апа ре шают в том или ин ом об ъеме за дачи вс ех ви дов реабилитации. Эф фективность вс ей си стемы ре абилитации оп ределяется те м, на сколько ус пешно бу дут ре шены за дачи ка ждого эт апа реабилитации. При эт ом от то го, ка кие за дачи по ставлены пе ред ка ждым эт апом, за висят его пр одолжительность и ор ганизационная структура.

1 эт ап ре абилитации - стационарный. Це лью эт ого эт апа ре абилитации яв ляется во сстановление фи зического и пс ихологического со стояния па циента на столько, чт обы он был по дготовлен к пр оведению по следующих эт апов ре абилитации в са натории или ам булаторно-поликлинических условиях.

2 эт ап ре абилитации - санаторный. По за вершении пе рвого эт апа ре абилитации бо льной ок азывается по дготовленным к вы полнению по следующей пр ограммы вы здоровления, ко торую об ычно ос уществляют в сп ециализированных ре абилитационных центрах. Вт орой эт ап ре абилитации яв ляется по су ществу ру бежом ме жду пе риодом, ко гда че ловек на ходится в ст атусе бо льного, и во звращением его к ак тивной со циальной деятельности.

3 эт ап ре абилитации - амбулаторный. Це ль за вершающего эт апа ме дицинской ре абилитации за ключается в по ддержании до стигнутого ра нее ур овня фи зической ра ботоспособности с не которым ее ув еличением у ря да бо льных, в за вершении пс ихологической ре абилитации бо льного уже в ус ловиях во зобновления его со циальной жи зни и тр удовой деятельности.

Ну ждаемость ин валидов в ме дицинской ре абилитации высока. По да нным от чета Ев ропейского ре гионального бю ро ВОЗ «О де ятельности в об ласти пр офилактики ин валидности», 20 -25 % ст ационарных и 40 - 45% ам булаторных бо льных ну ждаются в ме дицинской ре абилитации, так как уже им еют или в бл ижайшем бу дущем мо гут им еть тя желые не обратимые из менения в ор ганизме, вл екущие со циальную недостаточность.

Можно выделить следующие особенности детей с ОВЗ:

1. У де тей на блюдается ни зкий ур овень ра звития восприятия. Это пр оявляется в не обходимости бо лее дл ительного вр емени для пр иема и пе реработки се нсорной ин формации, не достаточно зн аний эт их де тей об ок ружающем мире.

2. Не достаточно сф ормированы пр остранственные пр едставления, де ти с ОВЗ ча сто не мо гут ос уществлять по лноценный ан ализ фо рмы, ус тановить си мметричность, то ждественность ча стей ко нструируемых фи гур, ра сположить ко нструкцию на пл оскости, со единить ее в ед иное целое.

3. Вн имание не устойчивое, ра ссеянное, де ти с тр удом пе реключаются с од ной де ятельности на другую. Не достатки ор ганизации вн имания об уславливаются сл абым ра звитием ин теллектуальной ак тивности де тей, не совершенством на выков и ум ений са моконтроля, не достаточным ра звитием чу вства от ветственности и ин тереса к учению.

4. Па мять ог раничена в об ъеме, пр еобладает кр атковременная над до лговременной, ме ханическая над ло гической, на глядная над словесной.

5. Сн ижена по знавательная ак тивность, от мечается за медленный те мп пе реработки информации.

6. Мы шление – на глядно-действенное мы шление ра звито в бо льшей ст епени, чем на глядно-образное и ос обенно словесно-логическое.

7. Сн ижена по требность в об щении как со св ерстниками, так и со взрослыми.

8. Иг ровая де ятельность не сформирована. Сю жеты иг ры об ычны, сп особы об щения и са ми иг ровые ро ли бедны.

9. Ре чь – им еются на рушения ре чевых фу нкций, ли бо все ко мпоненты яз ыковой си стемы не сформированы.

10. На блюдается ни зкая ра ботоспособность в ре зультате по вышенной ис тощаемости, вс ледствие во зникновения у де тей яв лений пс ихомоторной расторможенности.

11. На блюдается не сформированность пр оизвольного по ведения по ти пу пс ихической не устойчивости, ра сторможенность вл ечений, уч ебной мотивации.

Ра зберем фо рмы и ме тоды ме дико-социальной ра боты на пр имере ре абилитационного це нтра для де тей и по дростков с ог раниченными во зможностями «П одсолнух» в г. Ульяновске.

Си стема ме дицинских ме роприятий на правлена на пр еодоление ог раничений жи знедеятельности, на по вышение ка чества мо торных на выков, сн ижение ст епени вы раженности па тологических дв игательных ст ереотипов, во сстановление фу нкций дв ижения, по вышение ад аптивных во зможностей организма.

Пр ограммы ме дицинской ре абилитации:

Для де тей с по ражением ЦНС и ОДА

Для де тей с по ражением ЦНС без дв игательных ра сстройств

Для де тей с со матическими за болеваниями

Ко нсультации уз ких сп ециалистов (в рач-невролог, вр ач-педиатр, вр ач ЛФ К, вр ач-физиотерапевт, вр ач-психиатр, вр ач-ортопед), фу нкциональная ди агностика (Э ЭБ, РЭ Г, РВ Г), ма ссаж, ап паратное ле чение, иг лорефлексотерапия, га лотерапия, ЛФК в ЛНУ.

Ул учшение кр овотока, ли мфооттока, ст имуляция об менных пр оцессов в тк анях, то низирование-расслабление мы шц, ре флекторное вл ияние на вн утренние ор ганы и не рвную си стему, по вышение ад аптационных возможностей.

Ма ссаж ле чебный: кл ассический, ре флекторный, се гментарный, то чечный, ки тайский скребковый.

ЛФК в ле чебно-нагрузочных ус тройствах «Г равитон», «А дели», «А тлант», ки незиотейпирование - ко ррекция не правильных по зных и дв игательных ус тановок, в тр енажере «Г росса» - ра нняя вертикализация.

ЛФК с ис пользованием би ологически об ратной св язи (Б ОС-стабилоплатформа – фо рмирование пр авильной ст атической по зы, ба ланс мы шечного то нуса; Во йта-терапия – ре флекторная ст имуляция дв игательной ак тивности у де тей с за держкой фо рмирования мо торных навыков).

ЛФК в ле чебной ва нне – ул учшение со стояния мы шечного ко рсета, ми кроциркуляции, лимфодренаж.

Ап паратные ме тоды ре абилитации (е сть пр отивопоказания): ТК МП и ТВ МП на ап парате «П олярис», фи зиотерапия, ги дрореабилитация, иг лорефлексотерапия, фа рмакопунктура (о бкалывание БАТ ле карственными ср едствами, ги рудотерапия), по дбор фи топрепаратов ТК М, ме дикаментозное во здействие, галотерапия.

Та ким об разом, мы ви дим, что в ре абилитационном це нтре для де тей и по дростков с ог раниченными во зможностями «П одсолнух» в г. Ул ьяновске ис пользуется ши рокий сп ектр ме дико-социальной реабилитации. Ли шь за 20 19 год бы ло ок азано 10 315 ме дико-социальных ус луг в ко торые вх одило: пр оведение ме роприятий, на правленных на фо рмирование зд орового об раза жи зни, ко нсультирование по со циально-медицинским во просам, ор ганизация ко нсультаций вр ачей-специалистов, вы полнение пр оцедур, св язанных с ор ганизацией ух ода, на блюдением за со стоянием зд оровья по лучателей со циальных ус луг, со действие в по лучении бе сплатной ме дицинской по мощи в ме дицинских ор ганизациях го сударственной си стемы, пр оведение ре абилитационных ме роприятий со циально-медицинского ха рактера, пр оведение в со ответствии с на значением ле чащего вр ача ме дицинских ма нипуляций, проведение занятий по адаптивной физической культуре.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Акатов, Л. И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. Психологические основы: учеб. пособие / Л. И. Акатов. - М.: Владос, 2000. - С. 349 -363.

Антипьева Н.В. Социальная защита инвалидов в Российской Федерации: Правовое регулирование. М.: Юридичекая литература, 2002

Федеральный закон от 24.11.1995 N 181-ФЗ (ред. от 24.04.2020) «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» [электронный источник]/ http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_8559/(дата обращения: 23.12.2020)

Федеральная служба государственной статистики [Электронный источник] / https://rosstat.gov.ru/ (Дата обращения: 01.11.2020)

Холостова Е. И. Социальная работа с инвалидами: учебное пособие. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К»,2006. — 240 с.

Холостова Е.И., Дементьева Н.Ф. Социальная реабилитация: Учебное пособие. М., 2002.

Социальная политика и социальная работа в изменяющейся России / под ред. Е. Ярской-Смирновой и П. Романова. – М.: ИНИОН РАН, 2002.

Лапшин В. А. Основы дефектологии: учебное пособие / В. А. Лапшин, Б. П. Пузанов. — Москва, 1990.

Мигунова Ю.Ю. Теория и технологии медико-социальной работы/ Учебно-методическое пособие – Майкоп: ИП Магарин О.Г., 2015.– 68 с.

Областное государственное казённое учреждение социального обслуживания «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями «Подсолнух» в г.Ульяновске в системе социального обслуживания семьи и детей [Электронный источник] / http://www.rcpodsolnuh.ru/deyatelnost/ (Дата обращения: 28.12.2020)

Просмотров работы: 13