Определение местоположения на Земле было одной из важнейших задач человечества. Древние мореплаватели ориентировались по звёздам, указывающим направление движения. С появлением компаса задача существенно упростилась. Изобретение морского компаса дало мореплавателям надежное средство для ориентировки в море в любой момент дня и ночи и независимо от погоды и было необходимым шагом к эпохе великих географических открытий. Одновременно шло развитие картографии. [1] В современном мире навигаторы стали частью повседневной жизни. А навигаторы по зданиям ещё не распространились повсеместно.
Система корпусов НИУ "БелГУ" имеет широкую сеть зданий, находящихся на разных площадках. Насчитывается 6 зданий и 22 корпусов. Поэтому возникает задача обеспечения сотрудников и посетителей электронными средствами навигации. Это очень востребованное и перспективное направление. [2]
Цель проекта – разработать мобильное приложение навигации по корпусам НИУ «БелГУ». Это необходимо для уменьшения затрат рабочего времени на поиск аудитории и повышения авторитета и привлекательности БелГУ
Далее будут рассмотрены риски проекта навигатора по зданию в таблице 1. Всего рассмотрено 9 рисков. Предусмотрены последствия наступления рисков и действия при их наступлении.
Риск проекта – это неопределенное событие или условие, которое в случае реализации, будет иметь отрицательное или положительное влияние на цели проекта (содержание, сроки, стоимость, качество).
Цель управления рисками проекта - снижение вероятности и воздействия на цели проекта неблагоприятных событий и повышение вероятности и воздействия на цели проекта благоприятных событий. [3]
Таблица 1. Риски проекта.
№ |
Наименование риска проекта |
Ожидаемые последствия наступления риска |
Мероприятия по предупреждению |
Действия в случае наступления риска |
1 |
Навигатор не пользуется популярностью |
Снижение количества пользователей |
Информирование посетителей БелГУ о навигаторе |
Информирование посетителей БелГУ о навигаторе |
2 |
Через время навигатор станет не интересным для людей |
Снижение количества пользователей |
Информирование посетителей БелГУ о навигаторе |
Информирование посетителей БелГУ о навигаторе |
3 |
Низкое качество навигатора |
Не достижения цели проекта |
Улучшение и модернизация программы |
Улучшение и модернизация программы |
4 |
Неустойчивая работа навигатора |
Ухудшение работы навигатора |
Контроль и поддержка работоспособности навигатора |
Своевременно в ТЗ заложить необходимые требования |
5 |
Неудобный пользовательский интерфейс |
Снижение количества пользователей |
Контроль за разработкой интерфейса |
Создание нового или редактирование старого интерфейса |
6 |
Большой объем данных и производительности |
Ухудшится производительность навигатора |
Тестирование работоспособности и производительности навигатора |
Тестирование навигатора на реальном объеме данных и пользователей |
7 |
Появление бесплатного и более функционального навигатора по зданию |
Новая разработка вытеснит разрабатываемое приложение |
Регулярная проверка существующих навигаторов |
Перенос проекта на новую платформу |
8 |
Увеличатся затраты необходимые для разработки навигатора |
Не хватит заложенного бюджета для разработки навигатора |
Расчет и контроль бюджета |
Увеличение бюджета |
9 |
Незаинтересованность ответственных лиц в реализации проекта |
Не будут получены необходимые материалы для проекта |
Попытки заинтересовать ответственных лиц |
Принуждение к сотрудничеству ответственных лиц при помощи вышестоящего руководства |
В таблице 2 план разработки навигатора по зданию. Для каждого процесса отведено достаточное количество времени.
Таблица 2. План разработки проекта
№ |
Название работы/процесса |
Длительность, дни |
1 |
создание технического задания |
19 |
2 |
разработка навигатора: программная и графическая части |
22 |
3 |
внесение в программу информацию о всех корпусах |
22 |
4 |
тестирование и исправление ошибок |
19 |
5 |
Официальный запуск навигатора |
1 |
И т о г о: |
83 |
Рассмотрим ответственность участников проекта в таблице 4. Для отражения иерархии подотчетности на проекте и указания обязанностей каждой из групп, входящих в проектную команду, в документ описания содержания проекта рекомендуется включить матрицу ответственности, наиболее распространенный вариант которой известен как RACI-матрица. Использование данного инструмента особенно актуально в ситуации, когда проектная команда состоит из представителей различных юридических лиц.
Матрица ответственности решает задачу демонстрации межорганизационного или межгруппового взаимодействия и, как следствие, позволяет избежать недоразумений, которые время от времени возникают в проектах между подразделениями и организациями из-за неясности, к кому следует обращаться по тем или иным вопросам и кто должен принимать по ним решение, а кто – непосредственно реализовать принятую резолюцию. [4]
Таблица 3. Расшифровки обозначений.
Обозначение |
Расшифровка |
Описание |
Исп. (R) |
Исполнитель (Responsible) |
Несет ответственность за непосредственное исполнение задачи. К каждой задаче должно быть приписано не менее одного исполнителя |
Утв. (A) |
Утверждающий Консультант (Accountable) |
Отвечает за конечный результат перед вышестоящим руководством. На каждую работу должен быть назначен строго один подотчетный |
Cогл. (C) |
Согласующий Консультант (Consulted) |
Согласует принимаемые решения, взаимодействие с ним носит двусторонний характер |
Н. (I) |
Наблюдатель (Informed) |
Его информируют об уже принятом решении, взаимодействие с ним носит односторонний характер |
Таблица 4. Матрица ответственности
Работа проекта |
Инвестор |
Руководитель проекта |
Куратор проекта |
Разработчик |
Тестировщик |
создание технического задания |
C |
R |
C |
||
разработка навигатора: программная и графическая части |
I |
A |
C |
R |
|
внесение в программу информацию о всех корпусах |
I |
A |
C |
C |
R |
тестирование и исправление ошибок |
A |
R |
R |
||
Официальный запуск навигатора |
I |
A |
C |
R |
C |
Рассмотрим реестр навыков проекта в таблице 5. У каждой роли должны быть навыки для выполнения своих обязанностей в проекте.
Реестры навыков должны быть составлены для каждого класса персонала, как, например, для руководителя проекта, системного архитектора, специалиста по качеству. Критичность навыков для руководителя проекта определяется во многом масштабом проекта и организационной структурой проекта. Наибольшими полномочиями наделен руководитель проекта в проектных организационных структурах, и следовательно, к нему должны предъявляться самые высокие требования. Список навыков может быть определен на основе профессиональных стандартов в области информационных технологий. Распределение навыков зависит от уровня административной ответственности. [5]
Таблица 5. Реестр навыков.
Категории и компоненты навыков |
Критичность |
Способности |
Роль |
Технические навыки (категория I) Оказание помощи в разрешении проблем Взаимодействие с техническим персоналом Понимание технологий и трендов (тенденций) Понимание прикладных задач маркетинга и применение продукта |
Очень важно |
Умение управлять проектом и его технологиями Оказание помощи в разрешении проблем Взаимодействие с техническим персоналом Понимание технологий и трендов (тенденций) Понимание прикладных задач маркетинга и применение продукта |
Куратор проекта |
Административные навыки Привлечение и удержание работников высокого класса Способность к эффективному общению (устному и письменному) Оценивание ресурсов и ведение переговоров с целью их получения Работа (сотрудничество) с другими организациями |
Важно |
Привлечение уникальных специалистов Умения делегировать полномочия Сотрудничество с другими рабочими командами Способность к эффективному общению (устному и письменному) |
Руководитель проекта |
Навыки межличностного общения и лидерства Способность инициировать преобразования, совершенствовать методы управления Урегулирование конфликтов Оказание помощи при принятии групповых решений Оказание помощи в решении проблем Формирование перспективной точки зрения Определение четких и ясных целей Управление конфликтами Мотивация людей |
Очень важно |
Оказание помощи в решении проблем Определение четких и ясных целей Мотивация членов команды Управление конфликтами Получение поддержки высшего руководства |
Руководитель проекта |
Стратегические навыки Способность работать в условиях рисков и неопределенностей Стратегическое мышление, планирование и применение решений Понимание бизнес-окружения |
Важно |
Стратегическое планирование Принятие стратегических решений Умение работать в условиях риска Умение лидировать |
Руководитель проекта |
Навыки разработки мобильных приложений Умение создавать мобильные приложения для телефонов с операционной системой Android |
Очень важно |
Разработка под Android C# Java |
Разработчик |
Навыки нахождения ошибок Умение находить ошибки в мобильных приложениях и предлагать своё видение верного конечного результата. Административные навыки пользования программами. |
Очень важно |
Находить ошибки. Предлагать способы решения ошибок. Работать с программами с административными навыками. |
Тестировщик |
В итоге были перечислены риски проекта и ответственности участников проекта по разработке навигатора по зданию. В лучшем случае проект будет выполнен по намеченному плану, предусмотренные риски не наступят, а участники блестяще справятся с возложенными на них ролями и обязанности. Если всё не пройдёт по намеченному пути, то будет возможность скорректировать планы, риски и ответственности участников проекта. В любом случае в результате должен будет разработан навигатор по зданию для НИУ БелГУ.
Список использованных источников:
1. Смирнов И. И. Глобальная сеть рефератов // Навигационные Системы в современном мире 2015; URL: https://knowledge.allbest.ru/radio/2c0b65635a3bd79a4c53b88421306c37_0.html (дата обращения: 13.12.2020).
2. Махмутов Д. В. 32 международная научно-практическая конференция наука и образование: отечественный и зарубежный опыт // ВЫБОР ПРОГРАММНЫХ СРЕДСТВ СИСТЕМЫ НАВИГАЦИИ В ЗДАНИЯХ 2020; URL: http://gikprint.ru/wp-content/uploads/2020/11/32-konf-26-10-2020-tech.pdf (дата обращения: 13.12.2020).
3. Габриелов А. А. Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» // Управление рисками проекта; URL: https://www.hse.ru/data/2013/09/27/1277439121/%D0%93%D0%B0%D0%B1%D1%80%D0%B8%D0%B5%D0%BB%D0%BE%D0%B2%20%D0%90.%D0%9E.%20%D0%A3%D0%A0%D0%9F%20%D0%9F%D1%80%D0%B5%D0%B7%D0%B5%D0%BD%D1%82%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F%20%D0%92%D0%A8%D0%A3%D0%9F.pdf
4. Грекул В.И., Денищенко Г.Н., Коровкина Н.Л. Методические основы управления ИТ проектами // Матрица ответственности проекта Москва 2018; URL: https://rudocs.exdat.com/docs/index-427442.html?page=22 (дата обращения: 13.12.2020).
5. НОУ ИНТУИТ // Планирование человеческих ресурсов проекта; URL: https://intuit.ru/studies/courses/646/502/lecture/11398?page=3 (дата обращения: 13.12.2020).