Влияние семейных отношений на формирование девиантного поведения подростков - Студенческий научный форум

XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2021

Влияние семейных отношений на формирование девиантного поведения подростков

Кошелева М.А. 1
1ЧГПУ им.И.Я.Яковлева
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Роль семьи в обществе не сравнима по своей силе, ни с какими другими социальными институтами, так как именно в семье формируется и развивается личность человека,происходит овладение им социальными ролями, необходимые для безболезненной адаптации ребенка в обществе. Именно в семье закладываются основы нравственности человека, формируются нормы поведения, раскрываются внутренний мир и индивидуальные качества личности.

Семья способствует самоутверждению человека, стимулирует его социальную и творческую активность, раскрывает индивидуальность. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Ведь семья выступает как особого рода общность, играющая в воспитании ребенка ключевую и длительную роль.

В тоже время семья может выступать и как отрицательный фактор в развитии и воспитании ребенка – это, как правило, неблагополучная семья. А, неблагополучная семья является одной из главных факторов риска формирования девиантного поведения у подростков.

Дети в неблагополучных семьях подвергаются риску нарушения психического и физического развития вследствие жестокого обращения и перенесенных травмирующих ситуаций. У постоянно обеспокоенных матерей, достаточно часто растут тревожные дети; амбициозные родители нередко так подавляют своих детей, что это приводит к появлению у них комплекса неполно­ценности; вспыльчивый отец, выходящий из себя по любому поводу, часто, сам того не понимая, закладывает в сознание ребенка тот же стереотип поведения; родители употребляющие спиртные напитки, наркотические вещества способствуют раннему приобщению несовершеннолетних к спиртному и формированию «алкогольного мышления». Все это и другое в последующем становятся привычными компонентами жизни подростков, переходящих во взрослую самостоятельную жизнь. Именно в подростковом возрасте  начинает сильнее проявляться девиантное поведение в виде агрессивности, нецензурной брани, потребления алкоголя, наркотиков, табака, совершения противоправных действий.

Существует несколько типов неблагополучных семей  способствующих формированию девиантного поведения детей и подростков.

Конфликтные семьи. В такой семье преобладает неустойчивая, неблагополучная эмоциональная атмосфера, где родители не только равнодушны, но и грубы, не­уважительны по отношению к своим детям, подавляют их волю. Конфликты в семьях могут проявляться в открытой форме (ссоры, скандалы, физическое насилие) и скрытой или не ярко выраженной форме. В не зависимости от формы проявления в большинстве случаев конфликты в семье приводят к возникновению детских и подростковых нервозов, снижают самооценку и повышают риск правонарушений  несовершеннолетних.

К причинам семейных конфликтов, возникающих между родителями, можно отнести: разные взгляды на воспитание детей и семейную жизнь, пьянство или наркомания одного из родителя, супружеская неверность, насилие, бытовая неустроенность и многое другое. Конфликты между родителями и их детьми могут возникнуть вследствие разногласий, ответственности подростка, поведение и отношение к учебе, нравственных и моральных ценностей, неуважение к старшим со стороны ребенка, инфантильность и т.д. В неблагополучных семьях ограниченность общения с окружающим миром способствует разрастанию конфликтов с вовлечением в них детей. В результате они испытывают агрессию со стороны родителей, падает успеваемость в школе, появляется девиантная направленность поведения: замкнутость, отчуждение, агрессия.

Нравственно неблагополучные семьи.К таким семьям относятся родители с алкогольной и наркотической зависимостью. Данный тип семей занимает особое место в проблеме семейного неблагополучия и формировании депривации.

Дети в семьях с алкогольной зависимыми родителями отличаются повышенным уровнем тревожности. Происходит обеднение эмоциональной сферы, задерживается развитие коммуникативных навыков и ограничиваются волевые ресурсы, необходимые для преодоления трудностей. Все это приводит к развитию агрессивности и разных видов насильственных поступков.

В таких семьях дети не рассказывают родителям о своих чувствах, переживаниях, проблемах и становятся недоверчивыми к окружающим. Не получив должного воспитания и знания от своей семьи, они долго остаются незрелыми в отношении со сверстниками и инфантильными.

В нравственно неблагополучных семьях складывается попустительский стиль воспитания, характеризующийся отсутствием внимания и контроля, и даже соблюдением санитарно-гигиенических норм. В результате запущенность подростка перерастает в беспризорность и безнадзорность.

Криминальная семья.На формирование личности детей большое влияние оказывает наличие судимых родственников. Дети в криминальной среде рано вовлекаются в преступную деятельность, часто под давлением старших. Несовершеннолетний, приобщаясь к ценностям и нормам криминальной субкультуры, очень быстро усваивает девиантные формы поведения.

Педагогически некомпетентная семья.В данной семье отсутствуют сознательные воспитательные воздействия на ребенка. Высокий уровень подавления и даже насилия в воспитании, исчерпывающий себя, как правило, к подростковому возрасту. В данной семье, как правило, прослеживается непоследовательность и хаотичность в воспитании. Такая форма поведения родителей влечет за собой повышенную тревожность, неуверенность, импульсивность, неуправляемость и социальную дезадаптацию ребенка.

В каждой семье будь она с виду благополучная или неблагополучная имеются свои стили воспитания. Есть несколько дисгармоничных стилей воспитания в семье, которые так же могут привести к депривации.

Потворствующая гипопротекция. Родители уделяют своему ребенку излишне много времени и внимания. Данному типу воспитания свойственно удовлетворение любых потребностей дитя, постоянная похвала и обожание. Дети в таких семьях не знают отказа в своих желаниях и наказания за свои провинности. В результате у детей формируется завышенная самооценка, непереносимость трудностей и неспособность преодолевать препятствия на пути к удовлетворению желаний. Несовершеннолетние сталкиваются с трудностями и, не имея навыков и желания преодолеть их, прибегают к употреблению ПАВ, которые дают им возможность без всяких усилий изменить свое настроение.

Доминирующая гиперпротекция. Родители устанавливают над ребенком полный контроль, они сами выбирают для него друзей, организуют досуг, навязывают свои взгляды и нормы поведения. Данный тип негармоничного воспитания характеризуется мелочным контролем за действиями ребенка и жесткой системой запретов. Это приводи к формированию чувства неполноценности, неумению самостоятельно действовать или принимать решения. В результате ребенок в такой семье стремиться к самостоятельности, убегает из дома, становится неуправляемым, формируется конфликтный тип личности. У него возникает страх перед ситуацией напряженности, что в дальнейшем стает толчком для употребления ПАВ.

Повышенная моральная ответственность. Характеризуется завышенными требованиями со стороны родителей к своему ребенку, не соответствующих его возможностям. При таком типе воспитания, родители игнорируют интересы и потребности ребенка, его психофизиологические особенности. Как результат, не выдерживая возложенных обязанностей, избегают всякой ответственности, становятся агрессивными к членам своей семьи, испытывают возмущение и ненависть.

Эмоциональное отвержение. Родитель отвергает ребенка в явных или скрытых формах. В первом случае родитель проявляет непринятие своего ребенка, испытывает к нему раздражение. Во – втором несмотря на внутренние недовольство и не приязнь, родитель все же исполняет свои родительские обязанности. В данном случае ребенок ощущает, что им тяготятся, что без него в семье было бы лучше. Отвержение может проявляться на равнее с жестким контролем, навязыванием надлежащего типа поведения. Но также отвержение может сочетаться с недостатком контроля и равнодушия. В такой ситуации подростки проявляют независимость, протест, пытаются привлечь к себе внимание с помощью необъяснимых краж, показанного интереса к алкоголю и табаку, демонстрации суицидальных наклонностей.

Жестокие взаимоотношения. Данный стиль характеризуется физическим насилием, суровыми наказаниями за мелкие проступки. Дети в таких семьях становятся ранимыми и мнительными, они не доверчивы, не могут разобраться в собственных чувствах и переживаниях, склоны к жестокости.

Гипопротекция. Родители уделяют пониженное внимание к детям, мало интересуются их делами и переживаниями. Дети в таких семьях растут бесконтрольными и безнадзорными. Гипорпротекция может проявляться в сочетании с хорошим эмоциональным контактом и с эмоциональной холодностью. Если гипопротекция сочетается с хорошим эмоциональным контактом, то ребенок растет в ситуации вседозволенности, он не способен к самоорганизации, контролю своего поведения. При гипопротекции в сочетании с эмоциональной холодностью ребенок тяжело переживает безразличие родителей, формируют в нем комплекс неполноценности.

Таким образом, применение в семье одного из представленных стилей воспитания может привести к формированию у несовершеннолетнего своей «искаженной» базы ценностей, взглядов и взаимоотношений, по средствам которых происходит интерпретация всего окружения. Как следствие, несовершеннолетний становится бесконтрольным, запущенным и заброшенным, а родители становятся образцами девиантного поведения.

Главное в воспитании человека – достижение душевного единения, нравственной связи родителей с ребёнкомРодителям ни в коем случае нельзя рассчитывать на то, что процесс воспитания будет осуществляться сам по себе. Для успеха необходимо прикладывать определенные усилия и постоянно заниматься самовоспитанием.

Первая задача родителей– найти компромиссное решение, если один не может принять аргументы другого. Компромисс должен обязательно удовлетворить основные требования сторон. Когда один родитель принимает решение, он обязан помнить о позиции другого.

Вторая задача– сделать так, чтобы ребёнок не видел проти­воречий в позициях родителей, т. е. обсуждать эти вопросы лучше в его отсутствие. Воспитание ребёнка – процесс, развивающийся в рамках семейной жизни и состоящий из постоянно изменяющихся форм взаимодействия. Родители, принимая любое решение, должны на первое место ставить не собственные удобства, а интересы ребёнка.

В-третьих– родитель должен принимать ребенка таким, какой он есть. Достаточно часто встречается, что родители любят ребёнка, когда он соответствует их ожиданиям, то есть хорошо учится и ведет себя правильно с их точки зрения, но если ребёнок не отвечает ожиданиям родителей, то он может стать отверженным в собственной семье. Как следствие – ребёнок не уверен в родителях, он не чувствует той эмоциональной близости, которая должна с самого младенчества окружать его.

Можно ли назвать хорошими тех родителей, которые никогда не сомневаются, всегда уверены в своей правоте? Можно ли назвать хорошими тех родителей, которые пребывают в тревожных постоянных сомнениях, теряются при появлении чего-то нового в поведении ребёнка? И повышенная родительская уверенность, и излишняя тревожность не содействуют успешному родительству.

Будущие родители должны задумываться о том, как лучше сформулировать для самих себя цели воспитания своего ребёнка. Цель и мотив воспитания ребёнка – это его счастливая, полноценная, творческая, полезная обществу жизнь. На созидание такой жизни и должно быть направлено семейное воспитание.

Условием действенности семейного воспитания является целостность и единство семьи как группы. В семье, где присутствует родительский авторитет, взаимопонимание, постоянство единство требований, уважение к институту семьи в целом, стремление без ссор и конфликтов решать возникающие проблемы, воспитание детей будет успешным.

Литература:

1. Божович, Л.И. Проблемы формирования личности / под ред. Д. И. Фельдштейна. – Воронеж, 1995. – 172 с.
2. Буянов М.И. Ребенок из неблагополучной семьи: Записки детского психиатра / М.И. Буянов. – Москва, 1988

3. Дубровина И.В. Особенности психологического развития детей в семье и вне семьи / И.В. Дубровина, М.И. Лисина. – Москва, 1982

4. Макаренкова, И.В. Социальная дезадаптация детей и подростков (психолого-педагогические основы коррекционно-профилактической работы) / И.В. Макаренкова, А.В. Мисько – Москва, 2004.

5. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. – Санкт-Петербург : Питер, 2002. – 720 с.

Просмотров работы: 301