ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СЕРВИСА ТЕЛЕМЕДИЦИНСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ С СИСТЕМОЙ ПРАКТИЧЕСКОГО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ - Студенческий научный форум

XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2021

ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СЕРВИСА ТЕЛЕМЕДИЦИНСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ С СИСТЕМОЙ ПРАКТИЧЕСКОГО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

Борзых Ю.А. 1, Кирсанова Д.В. 2
1ФГБОУ ВО "Ростовский государственный медицинский университет" Министерства здравоохранения Российской Федерации
2ФГБОУ ВО "Ростовский государственный медицинский университет" Министерства здравоохранения Российской Федерации" Министерства здравоохранения Российской Федерации
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

На сегодняшний день во многих странах мира, в том числе и в Российской Федерации, разрабатываются и внедряются технологии электронного здравоохранения, одним из самых актуальных направлений является телемедицина. Данный вопрос приобрел еще большую актуальность в связи с принятием ФЗ N 242-ФЗ от 29.07.2017 [1], а также приказа Министерства здравоохранения РФ N 965н от 30.11. 2017 г. [2]. Однако в процессе реализации информационно-телекоммуникационного взаимодействия с системой охраны здоровья граждан возникли некоторые проблемы. Для расширения возможностей полноценного сотрудничества существует ряд условий, которые должны быть соблюдены.

Значимость развития электронного здравоохранения превосходит возможные проблемы и определенные барьеры в системе практического здравоохранения.

Цель исследования:Выяснить преимущества и недостатки современной системы взаимодействия «врач-пациент», разобраться в причинах выявленных препятствий и определить пути решения.

Используя аналитический метод, была выявлена тенденция к росту объема инвестиций в российские телемедицинские компании. По данным VEB Ventures (компания группы ВЭБ.РФ, созданная для поддержки высокотехнологичных проектов) объем инвестиций в телемедицинские сервисы РФ в 2020 - 2025 годах увеличится до 96 млрд рублей с 1,5 млрд рублей по итогам 2019 года. На данный момент известны следующие сервисы: OnDoc, ТелеМед, Яндекс. Здоровье, Сберздоровье, Доктор рядом, Онлайн Доктор, Doctor Smart, BestDoctor, SmartMed, СОГАЗ телемедицина, Медведь телемед, Медздрав, iBolit, Доктис, Единый медицинский портал [3]. Несмотря на это полноценной реализация возможностей телемедицины во всех регионах РФ не выявлено.

Проведенный анализ позволил сделать вывод о том, что цифровое здравоохранение обладает рядом недостатков, в числе которых этико-правовые риски электронных технологий, а также стоимость и сложность используемого оборудования и его внедрения в повседневную жизнь медицинского работника. Введение современной платформы медицинского общения – это долгий путь, результатом которого можно считать адаптацию обеих сторон взаимодействия.

В 2019 году обнаружено, что многие врачи активно используют в своей деятельности цифровые медицинские технологии, особенно при решении оперативных задач: подбор кадров и создание расписания (70%). Почти две трети медицинских работников рекомендуют прикрепленным пациентам отслеживать свои показатели здоровья в удалённом режиме [4] и лишь одна пятая утверждает, что постоянно ведёт наблюдение за состоянием больного при помощи мобильных приложений.

Несмотря на вышеприведенные статистические данные, около трети пациентов, не использующих медицинские приложения, не считают необходимым переходить на такую систему взаимодействия по причинам, представленным на рисунке 1:

Рис. 1. Статистика недостатков медицинских приложений

Данная программа актуальна больным с хронической патологией, нуждающимся в регулярных медицинских осмотрах. Пятая часть жителей нашей страны использует мобильные приложения для контроля показателей здоровья. Данная статистика представлена на рисунке 2.:

Рис. .2. Показатели здоровья, контролируемые с помощью мобильного приложения

Вышеуказанные данные наталкивают на мысль о том, что пациенты, пользуясь достижениями цифровых технологий, имеющие расширенные права и возможности, становятся более активными и внимательными к своему здоровью, это улучшает общее впечатление о нововведении в системе здравоохранения и усиливает профилактическую настороженность населения.

Несмотря на преимущества и перспективы введения информационно-телекоммуникационного взаимодействия с системой охраны здоровья граждан, существует ведущее противоречие – в силу различий ресурсной базы и структурно-функциональных особенностей, каждая медицинская организация прежде всего выполняет свои функции в автономном режиме, то есть не представляется возможным удалённо оказывать помощь и полноценно вести пациентов [5]. Телемедицинские консультации осуществляются в режиме реального времени или в определенные сроки, установленные законодательством с использованием телекоммуникационных каналов – компьютеров, телефонов. Врач проводит дистанционную оценку результатов пациента, коррекцию лечения, однако не может поставить заключительный диагноз, значит наиболее эффективным методом оценки состояния остаётся именно его личный осмотр.

Подводя итоги можно сказать, что для медицинских центров внедрение телемедицины означает снижение количества визитов пациентов к врачу, времени их пребывания в медицинском учреждении, а также возможность оказания персонализированной медицинской помощи, диагностики заболеваний и общего повышения качества обслуживания. Это в свою очередь, приводит к сокращению затрат и повышению прибыли.

Пациенты, могут осуществлять мониторинг за состоянием своего здоровья не выходя из дома, получать узко и высокоспециализированную помощь, даже находясь в удаленных регионах– все это позволяет повысить качество жизни пациентов.

Однако есть и проблемы, тормозящие развитие телемедицины это в первую очередь, нехватка квалифицированных специалистов, способных работать с системами телемедицины из-за неравномерного распределения медицинских специалистов. Во вторую очередь, это отсутствие международных стандартов оказания медицинской помощи в условиях удаленного доступа, а также остается вопрос о защите и конфиденциальности данных, ведь встает вопрос об использовании врачом своей электронной подписи [6]. Основное назначение электронной подписи – подтверждение авторства и подлинности электронного документа, а, значит, и придания ему юридической силы [7]. В качестве решения данных вопросов рассматривается необходимость создания дополнительных нормативно-правовых актов, регулирующих ответственность в области удалённого лечения, защиту личных данных и сохранения конфиденциальности [8].

Несмотря на определенные барьеры в системе практического здравоохранения, значимость развития электронного здравоохранения превосходит возможные проблемы.

Список литературы:

Федеральный закон от 29.07.2017 № 242 ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам применения информационных технологий в сфере охраны здоровья». Собрание законодательства РФ. 31.07.2017, № 31 (Часть I), ст. 4791.

Приказ Министерства здравоохранения России от 30.11.2017 N 965н «Об утверждении порядка организации и оказания медицинской помощи с применением телемедицинских технологий». URL: http: www.pravo.gov.ru (дата обращения: 27.02.2020).

Телемедицинские сервисы в России. Электронный ресурс удаленного доступа (Internet): https://evercare.ru/sites/default/files/2020-09/2_5445055784343832629.pdf. EverCare, 2019 г.

Электронный ресурс удаленного доступа (Internet): www.philips.com/futurehealthindex - 2019

Борисов Д. Н., Иванов В.В. Организационная телемедицина //Врач и информационные технологии. ― 2017. ― №. 3.

Федеральный закон от 6 апреля 2011 г. N 63-ФЗ "Об электронной подписи" URL:http://www.consultant.ru

Дубов С.С., Месенгисер Я.Я. Об электронной подписи и ее перспективах в цифровой экономике// Информационные системы. Информатика. Проблемы информационной безопасности. Российский технологический журнал 2018 Том 6 № 5.

Семутенко К.М., Шаршакова Т.М. Преимущества и недостатки применения технологий электронного здравоохранения в период борьбы с пандемией COVID-19. Проблемы здоровья и экологии 2020, № 2 (64), с. 103-106

Просмотров работы: 4