СОЦИО-ЭКОЛОГО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ИНТЕРЕСЫ В БЕЗОПАСНОМ РАЗВИТИИ ТРАНСПОРТНЫХ КОМПАНИЙ - Студенческий научный форум

XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2021

СОЦИО-ЭКОЛОГО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ИНТЕРЕСЫ В БЕЗОПАСНОМ РАЗВИТИИ ТРАНСПОРТНЫХ КОМПАНИЙ

Василенко М.А. 1, Мельник П.В. 2, Галкин В.А. 2
1ФГБОУ ВО "Ростовский государственный медицинский университет" Министерства здравоохранения Российской Федерации
2ФГБОУ ВО "Российский университет транспорта" РУТ (МИИТ)
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Сравнение негативного воздействия функционирования транспорта и, соответственно, уровня обеспечения экологической безопасности каждым видом транспорта в России, позволяет выявить их конкурентные преимущества. Ограничение выбросов загрязняющих веществ от транспортных потоков с учѐтом загрязнения воздушного бассейна стационарными источниками является актуальной и важной темой для рассмотрения.

Имеющееся в России экологическое законодательство включает около 30 законодательных актов, таких как «Об охране окружающей природной среды», «Об экологической экспертизе», «Об охране атмосферы», «Об отходах производства и потребления» и др., которые свидетельствуют о наличии проблемы [1].

Негативные последствия развития транспорта на окружающую среду рассматриваются в трех аспектах (таблица 1.).

Таблица 1. Аспекты негативных последствий влияния транспорта

на окружающую среду

Расходуемые ресурсы

Экологический фактор

Социальный фактор

Энергетические

Материальные

Земельные

Водные

Воздушной среды

- Транспортные потоки: шум и вибрация, выхлоп и расход топлива, дорожно-транспортные происшествия.

Гибель, увечье и отравление людей и живых организмов. Усиление стрессовых нагрузок участников движения. Профессиональные заболевания водителей. Рост налогов и затрат на транспорт (изменения в семейном бюджете).

На долю железнодорожного транспорта приходится 75% грузооборота и 40% пассажирооборота транспорта общего пользования в РФ. Такие объемы работ связаны с большим потреблением природных ресурсов и, соответственно, выбросами загрязняющих веществ в биосферу. Однако загрязнение от железнодорожного транспорта значительно меньше, чем от автомобильного. Доля ОАО "РЖД" в загрязнении окружающей среды России в настоящее время по выбросам вредных веществ в атмосферу, сбросу загрязненных сточных вод в поверхностные водные объекты, образованию отходов составляет менее 1%. Порядка 60–70 % газового загрязнения дает автомобильный транспорт. Экологическая безопасность транспортной инфраструктуры критична в части автомобильного и воздушного транспорта. Вклад транспорта в среднем по России в загрязнение атмосферного воздуха составляет 40–45 %, в крупных городах – до 90 %. Рост российского автомобильного парка происходит в условиях существенного отставания от мирового уровня экологических показателей отечественных автотранспортных средств и используемых моторных топлив, а также отставания в развитии и техническом состоянии улично-дорожной сети [2]. Данные показатели представляют угрозу жизни человека и всей биосистемы.

В ОАО "РЖД" в рамках экомониторинга ежегодно проводятся внутренние экологические аудиты и проверки в соответствии с корпоративными требованиями. Осуществляются регулярные проверки магистральных и маневровых тепловозов, путевой техники на соответствие техническим нормативам выбросов вредных веществ в атмосферный воздух с помощью 108 пунктов экологического контроля. Проведение замеров выбросов осуществляются во время испытаний тепловозов на пунктах реостатных испытаний после проведения ремонта.

Для снижения вредного воздействия транспорта на окружающую среду и возникающих ущербов, необходимо:

- уменьшить вредное воздействие транспорта на воздушную и водную среду и на здоровье человека за счет применения экологически более безопасных видов транспортных средств;

- расширять применение транспортных средств с высокой топливной экономичностью на уровне мировых образцов;

- стимулировать использование транспортных средств работающих на альтернативных источниках (не нефтяного происхождения) топливо-энергетических ресурсов.

Экологическая безопасность чаще всего определяется как совокупность состояний, процессов и действий, обеспечивающих экологический баланс в окружающей среде и не приводящих к жизненно важным ущербам (или угрозам таких ущербов), наносимым природной среде и человеку [3]. Это также процесс обеспечения защищенности жизненно важных интересов личности, общества, природы, государства и всего человечества от реальных или потенциальных угроз, создаваемых антропогенным или естественным воздействием на окружающую среду. Именно степень и качество человеческого воздействия на природные ресурсы в определенной среде обитания (используемых техники и технологий, экономическом уровне развития города, социальной среде и культуре) должны стать параметрами экологической безопасности городской инфраструктуры. Данная оценка, а также измеряемые параметры экологических рисков должны стать элементами модели управления экологической безопасностью транспортной инфраструктуры [4].

В самой модели должны быть реализованы три основополагающих принципа. Первый принцип основан на мерах государственного «принуждения» к внедрению эффективных и экологически безопасных транспортных систем. А именно: организацию госзакупок эффективных, экологически безопасных, доступных, менее шумных и энергосберегающих транспортных систем, внедрения типовых пространственных моделей и коммуникационных стратегий [5]. Второй принцип отражает финансово - экономический подход обеспечения экологической безопасности. Третий принцип связан с совершенствованием системы экологического воспитания и образования, формирования национальной экологической культуры. Экологическая безопасность отражает, безопасность личности, хозяйственных субъектов, государства в целом, ее инновационность и комплексность, необходимую для поддержания конкурентоспособности экономики, финансово-экономическую безопасность самой инфраструктуры. Общие проблемы экологической безопасности нуждаются в особой системе оценки ее пороговых значений и особой форме управления ею.

Литература:

1. Бредихина Ф.М., Павленко Е.В. Пути решения экологических проблем в дорожном хозяйстве и на транспорте // Вестник научных конференций. № 4 - 2 (20). 2017. с. 18-20.

2. Фоков Р.И. Экологическая реконструкция и оздоровление урбанизированной среды: монография. Москва: Ассоциации строительных вузов (АСВ), 2012. 303 с.

3. Василенко М.А., Кузина Е.Л. Конкурентоспособность предприятий и экологическая безопасность: проблемы и пути их решения. Инженерный вестник Дона. – 2017. - № 3 (146). (Электронный ресурс). url: http: //www.ivdon.ru/ru/magazine/archive/N3y2017/4293

4. Василенко М.А., Тагильцева Ю.А., Зайцев Б.С. Оценка экономической эффективности и экологической безопасности в инвестиционной деятельности компании // Труды X международной научной конференции «Студенческий научный форум 2018» URL: http://www.scienceforum.ru/2018/3332/8244

5. Евстафьев А. М., Сычугов А. Н. Экологическая безопасность транспортной инфраструктуры // Известия петербургского университета путей сообщения, выпуск 1 (34) – 2013 с. 22-30

Просмотров работы: 12