ДИНАМИКА ГРУЗООБОРОТА ПО ВИДАМ ГРУЗОВ И ФОРМАМ ТРАНСПОРТНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ - Студенческий научный форум

XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2021

ДИНАМИКА ГРУЗООБОРОТА ПО ВИДАМ ГРУЗОВ И ФОРМАМ ТРАНСПОРТНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ

Василенко М.А. 1, Васильченко А.М. 2, Семибратова С.В. 2
1ФГБОУ ВО "Ростовский государственный медицинский университет" Министерства здравоохранения Российской Федерации
2ФГБОУ ВО "Российский университет транспорта" РУТ (МИИТ)
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Проблемы обеспечения качества транспортного обслуживания грузовладельцев всегда имели важное значение на железнодорожном транспорте, а в современных условиях развития конкуренции на транспортном рынке они приобретают особую актуальность.

Железнодорожный транспорт, являясь наиболее эффективным для массовых перевозок на средние и дальние расстояния, в то же время из-за недостаточного уровня качества транспортного обслуживания сталкивается с уходом клиентов, что ведет к потере доходов и эффективности работы, как для транспортных компаний, так и для грузовладельцев и экономики в целом [1].

Актуальным и важным вопросом для рассмотрения является степень уровня качества транспортного обслуживания, и влияние на изменение спроса на перевозки, а также, каким образом это влияние можно оценить [2].

Также не менее важной проблемой является возможность рассчитать экономический эффект повышения качества транспортного обслуживания, с учетом степени взаимосвязи доходности железнодорожного транспорта и уровня качества обслуживания (существующие методики учитывают преимущественно расходную составляющую данного процесса и привязаны к действующей статистической отчетности ОАО «РЖД», ограничивающей возможности их использования другими участниками рынка).

При разработке вопросов оценки экономической эффективности работы предприятий железнодорожного транспорта, оценки эластичности спроса по цене и качеству, статистических методов для анализа изменения социально-экономических явлений во времени изучались труды таких ученых, как В.Л. Белозеров, Г.В. Бубнова, С.А. Васнев, A.A. Вовк, Б.А. Волков, П.Л. Виленский, К.А. Грудинина, О.В. Ефимова, И.А. Ишеева, В.Н. Лившиц, В.В. Комарова, Л.А. Мазо, H.A. Морина, С.А. Смоляк, А.Д. Шишков.

В настоящее время на железнодорожном транспорте России осуществляются экономические преобразования. Все изменения касаются вопросов реформирования транспорта, развития конкуренции, обеспечения качества транспортного обслуживания [3].

Источники и направления повышения экономического эффекта от совершенствования качества транспортного обслуживания грузовладельцев представлен на рисунке 1.

Увеличение потребительской стоимости на услугу выступает одним источником экономических факторов от изменения качества [4].

 

экономический эффект

предложение рынку нового объекта, нового качества, приводящего к повышению доли рынка, объекта, удовлетворенности клиентов и пр.

степень обеспечения компанией товара, необходимого рынку качества

экономия затрат транспортных компаний, оптимизация эксплуатационной работы, повышение надежности средств и снижение потребности во всех видах ресурсов

рост прибыли от внедрения инноваций

прирост объемов продаж

рост рентабельности активов компании

Рис. 1. Источники и направления экономического эффекта от совершенствования качества транспортного обслуживания грузовладельцев

Объемным и важным показателем работы транспорта в грузовом движении является грузооборот (таблица 1).

Таблица 1. Грузооборот по видам транспорта

млрд. т-км

Показатель

2015 г.

2016 г.

2017 г.

2018 г.

2019 г.

Темп изменения 2019 г. к 2018 г.

Грузооборот транспорта, в т.ч.:

5739,0

5835,5

6160,5

6346,9

5670,8

89,4

железнодорожный

2954,9

2997,8

3176,7

3304,8

2602,5

78,8

автомобильный

232,1

234,5

250,9

259,0

275,4

106,3

морской

39,8

42,8

45,9

44,9

36,5

81,3

внутренний водный

62,6

64,7

64,5

62,6

62,8

100,3

воздушный

5,4

6,6

7,6

7,8

7,4

94,9

трубопроводный

2444,2

2489,1

2614,9

2667,8

2686,2

100,7

Наблюдая динамику изменения грузооборота за последние 5 лет (2015-2019 г.г.) видно, что с каждым годом он увеличивался. Исключение составил 2019 год. В 2019 году наблюдается снижение грузооборота на железнодорожном транспорте, морском и воздушном. Спад вызван последствиями негативного влияния пандемии COVID-19. Грузооборот железнодорожного транспорта - один из важнейших оперативных индикаторов экономической активности в реальном секторе. Цены на нефть упали в четыре раза, а распространение коронавирусной инфекции вынудило власти вводить жесткие ограничительные меры, что повлекло за собой спад производства, и как следствие снижение перевозок грузов.

Лидерство трубопроводного транспорта наблюдается в 2019 году. По данному виду транспорта в Росси перевозят сырые углеводороды (газ и нефть), нефтепродукты и отдельные виды химической продукции.

На третьем месте находится автомобильный транспорт. Рост грузооборота по данному виду транспорта произошел в связи с вводом в эксплуатацию большого количества новых высокоскоростных дорог, которые несмотря на взимание платы позволяют проезжать длинные участки быстрее, что дает экономию на эффекте масштаба. Также это связано с обновлением автопарков. Новые автомобили несут меньше убытков и простоев. Увеличилось количество междугородных рейсов на расстояние от 300 км. и более. Рост наблюдается несмотря на то, что в апреле 2019 года в большинстве регионов Центрального, Северо-Западного и Приволжского федеральных округов действовали весенние ограничения для грузовых ограничений [5]. На фоне усиления весогабаритного контроля перевозчики подчинились ограничениям и доставляли груз маленькими партиями, увеличивая количество пройденного за месяц пути. Пандемия вызвала рост интереса к вопросам цифровизации в сфере грузовых автоперевозок. Но при этом медленное введение электронного документооборота на автотранспорте связана с тем, что формализация бизнес-процессов тормозит автоперевозки. Четвертое и пятое место занимают внутренний водный и морской виды транспорта соответственно. Снижение грузооборота морских портов России связано с резким падением отправки на экспорт наливных грузов. Главной проблемой в период пандемии стало снижение мировой экономической активности и спроса на нефть и нефтепродукты, сокращение спроса на транспортировку грузов и снижения уровня фрахтовых ставок. На шестом месте находится воздушный транспорт, который демонстрирует наибольшие темпы падения грузооборота на рынке транспортных услуг. Это связано с приостановленными регулярными авиасообщениями между Россией и другими странами по причине пандемии COVID-19. Открытие внутрироссийских авиасообщений, чартеров и скидок не позволили избежать убытков. В целях поддержки авиационной отрасли Правительство РФ снизило лизинговые выплаты авиакомпаний. В качестве дополнительной меры поддержки произведена компенсация недополученных расходов (более 23 млрд. руб.).

Объем погрузки основных видов грузов на железнодорожном транспорте представлен в таблице 2.

Таблица 2. Объем погрузки основных видов грузов на железнодорожном транспорте

млн. т.

Вид груза

2015 г.

2016 г.

2017 г.

2018 г.

2019 г.

Темп изменения 2019 г. к 2018 г.

Грузы, в т.ч.:

1130,2

1140,7

1169,5

1196,5

1288,7

107,7

каменный уголь

323,3

328,7

358,5

374,9

372,0

99,2

кокс

11,1

11,2

11,2

11,3

10,8

95,6

нефть и нефтепродукты

251,2

235,8

235,5

236,4

232,0

98,1

руда железная и марганцевая

109,0

109,5

110,5

116,7

120,2

103,0

черный металл

71,4

71,0

73,0

78,8

73,8

93,7

лом черных металлов

15,0

16,8

15,7

16,0

14,7

91,9

химические и минеральные удобрения

51,4

54,2

57,1

59,2

60,5

102,2

цемент

28,6

30,0

26,8

25,1

26,3

104,8

лесные грузы

39,5

42,2

43,4

45,7

42,0

91,9

зерно

18,7

19,6

22,1

27,1

31,7

117,0

строительные грузы

130,7

141,0

132,9

123,8

124,0

100,2

руда цветная и серное сырье

20,4

18,4

20,2

19,7

19,6

99,5

химикаты и соды

25,0

25,7

26,1

26,4

26,1

98,9

промышленное сырье и формовочные материалы

34,9

36,3

36,5

35,4

35,0

98,9

Если рассмотреть детально основные виды грузов (таблица 2), которые перевозятся железнодорожным транспортом России, то большую долю занимает каменный уголь, нефть и нефтепродукты, строительные грузы, руда железная и марганцевая, зерно. Основные спады в 2019 году наблюдаются по каменному углю, коксу, нефти и нефтепродуктам, руде железной и марганцевой, черному металлу, лому черного металла, лесным грузам. Снижение погрузки на сети ОАО "РЖД" отражает ухудшение эксспортных показателей. Оно вызвано внешними факторами, связанными с ухудшением конъюнктуры на основных товарных рынках. В связи с уменьшением спроса на топливо в Европе, и ограничениями, действовавшими в марте 2019 года в связи с недостаточной перерабатывающей способностью дальнеосточных портов повлияло на снижение экспортных поставок угля. Также снижение внутренних перевозок угля связано с аномальной теплой погодой на большей части России. Увеличение объемов перевозки строительных грузов связано с расширением автодорожного строительства. Перевозки зерна также увеличились. Это сязано с тем, что Минсельхозторг в феврале 2019 года субсидировал железнодорожные поставки зерна из ряда регионов России. А с 1 марта 2019 года ОАО "РЖД" установлены скидки в размере 38% на перевозки зерна.

Проведенный анализ грузооборота между видами транспорта РФ определил лидером по данному показателю железнодорожный транспорт. Также, несмотря на введенные санкции и распространение коронавирусной инфекции, наблюдается ежегодный рост объема погрузки основных видов грузов на железнодорожном транспорте [6].

Таким образом, в настоящее время на рынке транспортных услуг совершенствование качества транспортного обслуживания грузовладельцев формирует спрос на перевозки. Изменение спроса позволяет определить экономическую эффективность, получаемую железнодорожным транспортом от повышения качества облуживания.

Литература:

1. Василенко М.А., Дроздов Н.А., Тагильцева Ю.А., Кузина Е.Л. Оценочные показатели в планировании экономической эффективности производственно-хозяйственной деятельности предприятий железнодорожного транспорта // Качество. Инновации. Образование. – 2018 - № 6 (157). С.174-181 // URL:https://delpress.ru/

2. Лавров И.М. Экономика качества транспортного обслуживания грузовладельцев в условиях множественности участников перевозочного процесса // Современные проблемы управления экономикой транспортного комплекса России: конкурентоспособность, инновации и экономический суверенитет. 2015. с. 150-151

3. Василенко М.А., Василенко Е.А., Магомедов С.Ш. Взаимосвязь категорий и параметров качества при реализации основных бизнес-процессов железнодорожного транспорта // Труды XI международной научной конференции «Студенческий научный форум 2019» URL: https://scienceforum.ru/2019/article/2018016365

4. Самогородская М.И. Концепция экономики качества // Международные исследования. №4 (29), 2016. с. 273-279

5. Каукин А.С., Миллер Е.М. Динамика промышленного производства в первом полугодии 2019 г. // Экономическое развитие России. Т.26, №8. 2019. с. 27-32

6. Аналитический обзор. Основные тенденции социально-экономического развития Российской Федерации в декабре 2013 года // Финансовая политика: проблемы и решения. № 11 (97), 2014. с. 59-70.

Просмотров работы: 348