ВЫБОР ФОРМ ТРАНСПОРТНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ В ТРАНСПОРТНОЙ СИСТЕМЕ ЮФО - Студенческий научный форум

XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2021

ВЫБОР ФОРМ ТРАНСПОРТНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ В ТРАНСПОРТНОЙ СИСТЕМЕ ЮФО

Василенко М.А. 1, Надолинский П.В. 2, Бозин М.М. 2
1ФГБОУ ВО "Ростовский государственный медицинский университет" Министерства здравоохранения Российской Федерации" Министерства здравоохранения Российской Федерации
2ФГБОУ ВО "Российский университет транспорта" РУТ (МИИТ)
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В экономике любой страны значение транспорта очень велико. Транспорт выступает важным органом хозяйства, выполняя транспортировку населения и всех видов сырья. Россия имеет огромную территорию, и без системы транспорта особо отдалённые города и регионы не могут развиваться и расти, что негативно отражается на экономике страны.

В современном мире транспорт становится все более значимой частью социально-экономической системы общества, а его эффективная и надежная работа является важнейшим фактором социально-политической и экономической стабильности.

Подходы к определению транспортного обслуживания представлены в таблице 1.

Таблица 1. Исследование подходов к определению транспортного обслуживания

Автор

Определение транспортного обслуживания

Бачмага В. С., Белоусова Л. А.

Процесс предоставления транспортных услуг потребителям, в соответствии с установленными нормами и требованиями; это составляющая часть логистики, т. к. оно включает в себя деятельность по предоставлению услуг транспортными компаниями по организации доставки товара от отправителя до получателя груза соответствующего качества и необходимого количества точно в срок согласно требованиям потребителя с наименьшими издержками [1].

Миротин Л.Б.

Деятельность, связанная с процессом перемещения грузов и пассажиров в пространстве и во времени, и предоставлением сопутствующих этой деятельности транспортных услуг [2].

Азрилиян А.Н.

Представляет собой конечный результат деятельности транспортных предприятий по выполнению договора перевозки. Представляет совокупность средств, форм и методов, обеспечивающих реализацию транспортной продукции (услуги) перед его заказчиком (продавцом или покупателем) [3].

Федоров В. А.

Предоставление услуг перевозки пассажиров и грузов [4].

Громов Н.Н.

Комплекс технических и организационных мероприятий, обеспечивающих регулярность перевозки пассажиров и багажа (грузов) [5].

Золотов В.А.

Процесс предоставления транспортных услуг потребителям в соответствии с установленными нормами и требованиями [6].

Осипова О. Я.

Деятельность, связанная с процессом перемещения пассажиров и грузов (багажа) в пространстве, с предоставлением сопутствующей этой деятельности транспортных услуг [7].

Виноградова С.Н.

Это деятельность транспортных и транспортно-экспедиционных предприятий, связанная с процессом перемещения пассажиров, багажа и грузов и предоставлением перевозочных, погрузочно-разгрузочных и других видов услуг [8].

Большой экономический словарь

Конечный результат деятельности транспортных предприятий по выполнению договора перевозки, представляющий собой совокупность средств, форм и методов, обеспечивающих реализацию транспортной услуги перед заказчиком (клиентом, пассажиром) [9].

Таким образом, под транспортным обслуживанием понимается деятельность по предоставлению транспортных услуг и других сопутствующих транспортных услуг в процессе перемещения пассажиров и груза на различные расстояния.

Система транспортного обслуживания представляет собой совокупность элементов транспортной инфраструктуры, через взаимодействие которых отвечают требованиям в перемещении грузов и пассажиров в регионе. Она является открытой системой, имеющей обособленную внутреннюю среду и взаимодействующей с внешней средой. При этом внешняя среда состоит из элементов, связь между которыми гораздо сильнее, чем с элементами, составляющими последнюю. В условиях рынка проблема неопределенности внешней среды влияет на состояние и развитие системы транспортного обслуживания региона, изменяя условия ее функционирования [10].

Южный федеральный округ (ЮФО) является развитым макрорегионом России, с развитой транспортной инфраструктурой. Транспортная система ЮФО включает все виды современного транспорта - железные дороги, морские пути сообщения и порты на Черном и Азовском морях, внутренние судоходные пути, автомобильные дороги, воздушные трассы и аэропорты, нефте- и газопроводы.

Основные задачи работы транспортной системы ЮФО представлены на рисунке 1.

 

обеспечение беспрерывного процесса перевозок по всем видам транспорта, представленным в регионе

взаимодействие с соседними транспортными системами регионов России и иностранных государств

обеспечение транзитных связей

 

Задачи транспортной системы ЮФО

 

внедрение новейших технологий выполнения транспортного процесса

обеспечение безопасной эксплуатации всей транспортной инфраструктуры ЮФО

Рис. 1. Основные задачи работы транспортной системы ЮФО

На территории ЮФО расположены 13 основных транспортных узлов. Общие данные о крупнейших транспортных узлах ЮФО представлены в таблице 2.

Таблица 2. Общие данные транспортных узлов ЮФО

Название субъекта РФ в составе ЮФО

транспортные узлы ЮФО

железнодорожные линии

автомобильные дороги

морской порт

речной

порт

аэропорт

трубопроводный

Ростов-на-Дону

+

+

+

+

+

-

Батайск

+

+

-

-

-

-

Краснодар

+

+

-

+

+

-

Туапсе

+

+

+

-

-

+

Темрюк

-

-

+

-

-

-

Тихорецк

+

+

-

-

-

+

Минеральные Воды

+

+

-

-

+

-

Ставрополь

-

+

-

-

+

-

Моздок

-

+

-

-

-

-

Махачкала

+

+

-

-

+

-

Астрахань

+

+

 

+

+

+

Волгоград

+

+

-

+

+

+

Новороссийск

+

+

+

-

-

-

Развитие транспорта в ЮФО характеризуется тем, что по территории юга России, и близко от нее проходят крупные континетальный трансмодальные транспортные коридоры.

Стоит обратить внимание на то, что главная роль во всех перевозках в ЮФО принадлежит железнодорожному транспорту. Этим видом транспорта связаны практически все районы округа. Наряду с железнодорожным транспортом важная связывающая роль в регионе принадлежит автомобильному транспорту. Это развитый, наиболее эффективно работающий вид транспорта. В ЮФО происходит постоянное обновление автодорожного хозяйства: строятся новые дороги, мосты, объездные и подъездные пути, ремонтируется устаревшая инфраструктура. Автомобильный вид транспорта является скоростным, но при этом дорогим видом транспорта. От работы железнодорожного и автомобильного транспорта зависит работа всей инфраструктуры ЮФО. В ЮФО речной транспорт эксплуатирует на реках: Волга, Дон и Кубань. На других реках судоходство просто отсутствует. При этом в современных экономических условиях данный вид транспорта имеет самую низкую прибыльность. Морской транспорт в ЮФО является наиболее перспективными. Этому способствовало значительное увеличение за последние годы грузопотоков, как импортных, так и экспортных. Из-за этого южное направление российских грузопотоков сейчас считается одним из самых эффективно работающих. Причины: близость к международным рынкам; отличные климатические условия; переизбыток трудовых ресурсов; близость основных континентальных торговых «коридоров»; достаточное развитие портового хозяйства и достаточные глубины в акваториях портов [11].

Существующий в ЮФО трубопроводный вид транспорта является самым дешевым, крупнейшим по объёмам перевозок, скоростным. Трубопроводный транспорт в ЮФО получил широкое распространение. Это связано с тем, что: во-первых, на территории или в непосредственной близости находятся районы добычи природных ресурсов, которые являются объектом перевозки рассматриваемого транспорта; во-вторых, ЮФО является конечной перевалочной точкой экспортных российских грузов (на южном направлении).

Система транспортного обслуживания округа является важнейшим фактором, объединяющим различные отрасли и производства экономики.

Основные критерии выбора формы транспортного обслуживания представлены на рисунке 2.

Рис. 2. Основные критерии выбора формы транспортного обслуживания

Предпосылки государственного регулирования транспортного обслуживания представлены на рисунке 3.

 

Государственное регулирование транспортного обслуживания

 

Существование и развитие естественного монополизма региональных предприятий

 

Значимость контроля и ограничения уровня транспортных тарифов в регионе

Значимость контроля и ограничения уровня транспортных тарифов в регионе

 

Необходимость защиты работающих транспортных предприятий от недобросовестной конкуренции в регионе и за его пределами

 

Требования к защите потребителей транспортных услуг от недобросовестной конкуренции

 

Важность содействия транспортным предприятиям в ликвидации стихийных бедствий, аварий, катастроф

 

Существенная оборонная роль транспорта, которая должна контролироваться государством

 

Необходимость выполнения межрегиональных, всероссийских и международных соглашений, конвенций, договоров в области транспортного обслуживания

 

Повышенные риски транспортной деятельности, которые необходимо сокращать

 

Приоритет рационального распределения транспортного обслуживания по территории региона, округа и страны

 

Необходимость нормативно-правового регулирования государством выполнения стратегических и прогнозных документов

Рис. 3. Предпосылки государственного регулирования транспортного обслуживания

Большое влияние на эффективность работы транспорта оказывают методы регулирования транспортной деятельности (таблица 3).

Таблица 3. Методы регулирования транспортного обслуживания

Группа методов регулирования

Перечень методов регулирования транспортного обслуживания

Экономические методы

Приватизация, налоговая политика региона, тарифная система транспортного обслуживания, система штрафных санкций, дотационные методы на транспорте, кредитование транспортного развития региона, финансирование транспортных операций.

Нормативные методы

Лицензирование транспортной деятельности в регионе, квотирование транспортного обслуживания, система разрешительных мер на транспорте.

Ограничительные методы

Комплекс методов ограничения транспортной деятельности на различных видах транспорта; система ограничений деятельности на транспортном рынке по числу транспортных компаний и по размеру парка транспортных средств, региональное регулирование транспорта как естественной монополии.

Методы регулирования безопасности

Правила дорожного движения, правила перевозок грузов, правила перевозок опасных грузов, правила перевозок пассажиров, правила транспортно-экспедиторской деятельности, устав различных видов транспорта.

Методырегулированияразвития

Методы достижения задач Транспортной стратегии РФ и регионов, методы развития транспортной инфраструктуры региона, методы регулирования достижения индикаторов транспортного развития в регионе.

Транспортное обслуживание можно определить как деятельность, связанную с процессом перемещения грузов и пассажиров в пространстве и во времени и предоставлением сопутствующих этой деятельности транспортных услуг.

Транспортное обслуживание в настоящее время является довольно распространенной услугой, которой пользуются многочисленные предприятий, компании, организации и население.

В систему транспортного обслуживания входит перевозка пассажиров, которые являются сотрудниками крупных фирм и компаний, доставка почты и другого багажа, осуществление иных видов перевозок, выполняемых в хозяйственных и коммерческих целях.

Следует отметить, что устойчивое и эффективное функционирование и развитие транспорта как составной части производственной инфраструктуры России является условием стабилизации и структурной перестройки экономик, особенно региональных. Последние формируют особенности национального транспортного комплекса, уровень его развития и приоритетные цели. Транспорт также служит обеспечению национальной безопасности и обороноспособности страны, решению социальных проблем, связанных с транспортной доступностью, а также развитию инновационных направлений в сфере транспортного обслуживания.

В последние годы благодаря быстрому развитию транспортной системы ЮФО и повышению ее роли в обеспечении потребностей населения и экономики транспортная система превратилась в отрасль специализации и стала самой динамично развивающейся отраслью хозяйства на юге России.

Литература

1. Бачмага В.С., Белоусова Л.А. Анализ стратегии транспортного обслуживания // Молодой ученый. 2015. № 6. С. 385–387.

2. Осипова О. Я. Транспортное обслуживание / О. Я. Осипова. – М.: Академия, 2012. – 376 с.

3. Азрилиян А.Н., Азрилиян О.М., Калашникова Е. В. Новый экономический словарь. Издательство: Омега-Л, 2008г.- 1472с.

4. Федоров В. А. Организация транспортного обслуживания туристов : конспект лекций / В. А. Федоров – СПб. : СПбГИЭУ, 2010. – 99 с.

5. Громов Н. Н. Менеджмент на транспорте / Н. Н. Громов, В. А. Персианов, Н. С. Усков. – М.: Академия, 2012. – 528 с.

6. Золотов В.А. Классификация основных видов рисков при транспортном обслуживании клиентов // Экономические и социальные проблемы транспортного комплекса в современных условиях - Самара. СамИИТ, 2002 г.

7. Миротин Л.Б. Логистика: управление в грузовых транспортнологистических системах – М.: Юристъ, 2002. – 414 с.

8. Виноградова С. Н. Транспортное обслуживание / С. Н. Виноградова, Н. Г. Петухова. – Мн.: Высшая школа, 2010. – 221 с.

9. Большой экономический словарь / под ред. А. Н. Азрилияна. [электронный ресурс]. – Режим доступа. – URL: [http://big_economic_dictionary.academic.ru]

10. Василенко М.А., Кузина Е.Л., Стифеева В.О. Подходы к оценке конкурентоспособности транспортной услуги. Современное состояние, проблемы и перспективы развития отраслевой науки // Материалы Всероссийской конференции (с международным участием). Москва, Российскийуниверситеттранспорта, – М.: Издательство «Перо», 2020.- С.136-141

11. Vasilenko M. A., Tagiltseva Ya.A., Drozdov N.A., Kuzina E.L. The main directions of developing jrganizational measures at the railway rnterprises in the corporate social responsibility aspect // 2018 IEEE International Conference "Quality Management, Transport and Information Security, Information Technologies" (IT&QM&IS). St. Petersburg, Russia, 2018. – P. 163-168. DOI: 10.1109/ITMQIS.2018.8524961 // URL: http://www.ieee.spb.ru

Просмотров работы: 86