О СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ БЕЗОПАСНОЙ ПРОИЗВОДСТВЕННО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ПРЕДПРИЯТИЙ - Студенческий научный форум

XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2021

О СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ БЕЗОПАСНОЙ ПРОИЗВОДСТВЕННО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ПРЕДПРИЯТИЙ

Тагильцева Ю.А. 1, Кулебаева Д.А. 2, Назаров Е.А. 2
1ГКОУ ВО «Российская таможенная академия» Ростовский филиал
2ФГБОУ ВО "Российский университет транспорта" РУТ (МИИТ)
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В условиях ужесточения мер за несоблюдение экологического законодательства и перспективах введения экологического налога в Российской Федерации весьма острым становится вопрос оценки непроизводительных затрат и учет их влияния на производственно-хозяйственную деятельность предприятия. Следует обратить внимание на тенденции развития природоохранной деятельности в России и смещение акцентов в направлении инвестиций в сторону коммерческого сектора и природопользователя. Для транспортного комплекса рассмотрение вопроса необходимо осуществлять на примере наиболее экологически безопасного вида транспорта – предприятия железнодорожной отрасли.

В настоящее время железнодорожный транспорт во многом задает ритм жизни страны, является надежным партнером промышленности, вносит масштабный вклад в обеспечение мобильности населения, стимулирует технико-технологические инновации, инвестирует в реальный сектор экономики. [1] Несмотря на то, что железнодорожный транспорт признан в мире одним из наиболее экологичных видов транспорта, национальный транспортный комплекс, имеющий по сравнению с развитыми странами невысокие экологические показатели, обусловленные изношенностью технических средств, медленным внедрением «зеленых» инноваций. Несмотря на то, что доля загрязнений невысока в процессе функционирования железнодорожный транспорт, является источником опасности, оказывает существенное влияние на окружающую среду, загрязняет ее и наносит ущерб.

К примеру, говоря об экологическом показателе функционирования железнодорожного транспорта таком, как выбросы в атмосферу загрязняющих веществ стоит обратить внимание на то, что статистические данные о снижении выбросов от стационарных источников противопоставляются восходящему вектору причиненного ущерба от передвижных источников, что в свою очередь служит индикатором реализации «Программы энергосбережения и повышения энергетической эффективности», осуществляемой ОАО «РЖД».[2] Основная цель Программы заключается в повышении экономической эффективности железнодорожных перевозок и снижение их негативного воздействия на окружающую среду. Грузооборот компании за 10 лет вырос в среднем на 1,5%, при этом прирост выбросов от передвижных источников в 2016 году составил 5,8%.

Доля образовавшихся отходов при функционировании предприятий ОАО «РЖД» во взаимосвязи с грузооборотом железнодорожного транспорта за 10 лет отражает отношение природопользователя к природе. Так, на первоначальном этапе повышение экономической эффективности деятельности предприятия достигается за счет увеличения экологической нагрузки. Под действием государственных и корпоративных программ предприятие находится в поиске источников дополнительного дохода с уменьшением экологической нагрузки.

В соответствии с ISO14001 для предприятий железнодорожной отрасли разработана Экологическая стратегия ОАО «РЖД» на период до 2017 года и на перспективу до 2030 года. Одной из основных задач реализации которой становится совершенствование системы управления природоохранной деятельностью и внедрение инновационных технологий, обеспечивающих охрану окружающей среды. [3] Данный документ основан на традиционном подходе к природоохранной деятельности на предприятии и определяет приоритетные цели на перспективу до 2017 года. Анализ фактической реализации по данным 2016 года подтверждает, что не все установленные целевые ориентиры стратегии достигнуты ОАО «РЖД».

Достижение целевых показателей возможно за счет внедрения инновационных технологий и осуществления масштабных инвестиций в природоохранную деятельность. При этом, выбор приоритетных природоохранных мероприятий должен осуществляться в пользу проектов, позволяющих, в первую очередь, ликвидировать самые острые экологические проблемы, и проектов, которые дают максимальный экологический эффект на каждый рубль инвестиций.

Литература:

1. Корпоративный социальный отчет ОАО РЖД 2016

2. Пехтерев Ф.С. Потенциал и стратегические приоритеты развития транспортной инфраструктуры Южного Кавказа и Каспийского региона // Железнодорожный транспорт, 2010, № 11. – С. 23-26.

3. M. Kuzina, Y. Tagiltseva, E. Kuzina Priorities in the provision of interstate "balance of interests" in international relations // 2017 IEEE Conference on Quality Management, Transport and Information Security, Information Technologies (IT&MQ&IS). - 2017. PP. 528 – 530. DOI: 10.TMQIS.2017.8085880.

Просмотров работы: 5