ПОВЫШЕНИЕ АВТОНОМИИ ПРОЦЕССА САМООБРАЗОВАНИЯ КУРСАНТОВ ВОЕННЫХ ВУЗОВ НА ОСНОВЕ ЭЛЕКТРОННЫХ ОБ-РАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ - Студенческий научный форум

XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2021

ПОВЫШЕНИЕ АВТОНОМИИ ПРОЦЕССА САМООБРАЗОВАНИЯ КУРСАНТОВ ВОЕННЫХ ВУЗОВ НА ОСНОВЕ ЭЛЕКТРОННЫХ ОБ-РАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ

Щербина А.С. 1, Бакленева С.А. 1
1ВУНЦ ВВС «ВВА им. проф. Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» (г. Воронеж)
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Совершенствование информационных компьютерных технологий и их активное внедрение в учебный процесс в XXI веке нацеливает педагогов на поиск новых форм, методов и средств обучения, в том числе в военных вузах.

Цифровые образовательные ресурсы, в частности электронные учебники, обладают достаточным потенциалом для моделирования условий, имитирующих «погружение» обучающихся в профессионально-ориентированную среду [2], в том числе иноязычную, повышая тем самым мотивацию к изучению дисциплин и создавая основу для дальнейшего самообразования.

В исследованиях, посвященных проблеме внедрения электронного учебника [1, 5] отмечается, что этот вид образовательных средств: нацелен на продуктивную деятельность обучающихся, которые могут выполнять в учебном процессе, как роль объекта, так и субъекта познавательной деятельности; обеспечивает вариативность управления познавательной деятельностью ввиду различных форм предоставления информации; предполагает, как индивидуальная, так и совместная работа обучающихся; создает условия для дифференцированного подхода через индивидуальный темп работы, учет индивидуальных интересов, уровень подготовки обучающегося, различных видов наглядности, наличие обратной связи; обспечивает развитие самостоятельности как важного качества личности будущего специалиста через рефлексию, самоанализ, самоконтроль, самокоррекцию, предполагается возможность самостоятельного выбора материала для более детального изучения темы.

На этапе получения высшего образования в военном вузе электронный учебник обеспечивает своевременный доступ курсантов к стремительно обновляемым информационным ресурсам и ориентирован, в том числе, на оптимизацию процесса формирования и развития профессиональнных качеств обучающихся в процессе «профессионального становления» [3].

Целью внедрения информационных образовательных ресурсов в рамках цифровизации образования многие исследователи видят в более раннем – на этапе получения высшего образования – накоплении профессионального опыта и «вхождении» в профессиональную деятельность. Важно, чтобы содержательная часть учебника отражала реальный мир будущей профессии обучающегося [4]. В этом случае важно отказаться от простой передачи знаний от преподавателя к обучающемуся, т.к. эти знания не наполнены для него личностным смыслом. Иными словами, электронный учебник должен представлять собой некий целостный проект будущей профессиональной деятельности обучающегося, объединяющий в себе как учебную, так и будущую профессиональную деятельность [2]. В этом случае усвоение знаний происходит не изолированно от реальной профессии, а путем «наложения на канву будущей профессиональной деятельности».

Разработанный на кафедре иностранных языков электронный учебник, ориентированный на развитие самостоятельной деятельности курсантов, направлен на моделирование будущей профессиональной деятельности обучающихся, что особенно важно в военном вузе и ориентирован на организацию самостоятельной деятельности курсантов [1].

Разработанный электронный учебник используется в рамках дисциплины «Иностранный язык» с опорой на специальность «Применение и эксплуатация средств и систем специального мониторинга», т.к. знание иностранного языка для специалистов этого профиля важно и в плане необходимости владения базовой терминологией, применяемой в профессиональной деятельности, и в плане динамично развивающейся отрасли, требующей оперативного обмена информацией не только на родном, но и на иностранных языках.

Преимуществом именно электрнной версии учебника является возможность включения не только текстовой информации, но и аутентичных аудио- и видеоматериалов [5], содержащих проблемные ситуации, способствующие более реалистичному погружению в профессиональную среду во время занятий и при организации самостоятельной деятельности курсантов в часы аудиторных занятий и внеаудиторной подготовки. При этом варианты проблемных ситуаций курсанты определяют и выбирают самостоятельно, используя справочные материалы электронного учебника и знания, полученные при изучении специальных дисциплинах.

В каждый модуль электронного учебника входит подраздел «Внеаудиторная самостоятельная деятельность» («OutclassActivity»), а также разделы с дополнительными текстами, справочной информацией и видеоматериалами.

В дополнительном разделе электронного учебника «Действуй самостоятельно» (ActIndependently) предложен алгоритм поэтапного осуществления самостоятельной деятельности, необходмый для ее эффективной организации. Обращаясь к предложенной последовательности действий на начальном этапе, курсанты овладевают знаниями о самостоятельной деятельности, ее организации, что позволяет курсанту избежать трудностей в процессе алгоритмизации своих действий.

Организация самостоятельной деятельности на основе электронного учебника с учетом индивидуальных особенностей курсантов, выполнения дифференцированных заданий способствует повышению мотивации и осознанию ценности самостоятельной деятельности для дальнейшей профессиональной самореализации.

Курсанты самостоятельно выбирают форму отчетности результатов своей деятельности. Для обеспечения большей автономии при организации самостоятельной деятельности курсантов в разделе электронного учебника «Действуй самостоятельно» (ActIndependently) предложены рекомендации по подготовке доклада, презентации, написанию реферата, эссе, научной статьи. Для предоставления доступа к дополнительной информации, включены аутентичные тексты, видеоматериалы, собранные вместе без деления на темы. Цель такой организации учебного материала заключается в том, чтобы научить курсантов самостоятельно отбирать необходимый материал по изученным темам, анализируя и систематизируя большие объемы информации.

На кафедре иностранных языков Военной академии г. Воронежа была проведена опытно-экспериментальная работа, в которой приняли участие курсанты 4-5 курсов (всего 87 курсантов: 43 человека – контрольная группа, 44 человека – экспериментальная группа) по специальности 11.05.03 «Применение и эксплуатация средств и систем специального мониторинга», результаты которой подтвердили эффективность внедрения предложенной структуры электронного учебника для организации самостоятной деятельности курсантов. Структура разработанного электронного учебника внедрена в образовательный процесс Военной академии г. Воронежа, Высшей школы милиции г. Воронежа, а также Краснодарского летного училища.

Внедрение в образовательный процесс электронных образовательных средств, таких как электронные учебники, позволяет автоматизировать учебный процесс и создать условия для большей автономии обучающихся в часы самостоятельной подготовки, реализуя таким образом практико-ориентированный подход в обучении, основной целью которого, на этапе получения высшего образования, является адаптация курсантов к будущей профессиональной деятельности, результаты которой значительно зависят от развития информационных технологий и их внедрения во все сферы жизни общества.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Бакленева С.А. Организация самостноятельной деятельности курсантов военных вузов на основе электронного учебника: дис. … канд. пед. наук / С.А. Бакленева. – Воронеж, 2019. – 198 с.

Вербицкий, А. А. Теория и технологии контекстного образования: учеб. пособие / А. А. Вербицкий. – Москва: МПГУ, 2017. – 268 с.

Кириллова Н.Б. «Homo Medium» как объект и субъект информационной эпохи / Н.Б. Кириллова // Вестн. Челяб. гос. ун-та. Сер. Философия. Социология. Культурология. – 2014. № 17 (346). – Вып. 33. – С. 17-23.

Тупальский, Н. И. Основные проблемы вузовского учебника / Н. И. Тупальский – Минск: Выш. шк., 1976. – 183 с.

Федоров А.В. Медиаобразование: история, теория и методика / А.В. Федоров. – Ростов н/Д., 2001. – 708 с.

Просмотров работы: 4