УНИФИКАЦИЯ ТЕРМИНОЛОГИИ В ОБЛАСТИ БЕСПИЛОТНЫХ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ - Студенческий научный форум

XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2021

УНИФИКАЦИЯ ТЕРМИНОЛОГИИ В ОБЛАСТИ БЕСПИЛОТНЫХ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ

Шамин О.Р. 1, Бакленева С.А. 1
1ВУНЦ ВВС «ВВА им. проф. Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» (г. Воронеж)
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Становление теории термина связано с именем Э. Вустера, который, увлекшись идеей единого языка науки, провозгласил унификацию и стандартизацию научно-технической терминологии путем создания единого языка научно-технического общения. Это был Диссертационное исследование Э. Вустера "Международная стандартизация языка в технике, особенно в электротехнике", опубликованное в 1931 году, положившее начало новому направлению прикладной лингвистики, объединившему теоретические и практические достижения собственно лингвистики, логики и информатики.

В настоящее время развитие любой отрасли немыслимо без определения строгой терминологии, необходимой для адекватного взаимодействия специалистов. Что касается беспилотных мобильных транспортных средств в целом, стремительно развивающейся области техники, сегодня существует множество понятий, которые не всегда правильно и однозначно трактуются. Для многих объектов еще нет устоявшихся определений. Различные источники классифицируют беспилотные мобильные транспортные средства по-разному. Кроме того, перевод терминов из англоязычной научно - технической литературы на русский язык часто бывает не очень удачным. Поэтому мы постараемся систематически изложить вопросы, связанные с терминологией.

Artificial (в русскоязычном варианте) - искусственный подвижный объект многоразового или условно многоразового использования, не имеющий на борту экипажа (человека-пилота) и способный целенаправленно перемещаться в пространстве для выполнения различных функций в автономном режиме (с помощью собственной программы управления) или дистанционно (с помощью человека-оператора или центра управления).

Именно термин " Беспилотное мобильное средство "представляется наиболее точным русскоязычным эквивалентом термина" беспилотный летательный аппарат " (UV). Его часто неудачно переводят как "беспилотное транспортное средство", тем самым значительно сужая смысл широкого понятия UV, поскольку спектр применения беспилотных мобильных аппаратов не ограничивается только транспортными функциями [1,3].

Приведенное выше определение беспилотного мобильного транспортного средства в целом отражает современные представления специалистов об этом техническом объекте. Эти взгляды развивались на протяжении многих лет. До недавнего времени, например, существовала неоднозначность в мнениях экспертов о том, должен ли беспилотный мобильный автомобиль быть многоразовым. Поэтому во многих случаях многие мобильные объекты одноразового использования все еще включены сюда. Например, крылатые ракеты во многом очень похожи на беспилотные летательные аппараты, что позволило считать их типом беспилотных летательных аппаратов, хотя они таковыми не являются.

Те объекты, которые не имеют собственной энергетической подсистемы и двигательной установки, не могут считаться беспилотными мобильными аппаратами. Например, исследовательский зонд, буксируемый за кораблем на тросе, не может считаться беспилотным мобильным транспортным средством. По той же причине метеозонд, свободно дрейфующий в атмосфере, не является беспилотным мобильным аппаратом. Различные устройства, которые крепятся к подвижным объектам и служат для их слежения (например, GPS-трекеры), также не являются таковыми, поскольку в этом случае отсутствует возможность самостоятельного перемещения и управления движением.

Беспилотные мобильные транспортные средства могут быть классифицированы по критериям их эксплуатационной среды, которые могут быть:

- космические (с разделением на околопланетные орбиты, межпланетное пространство, атмосферу планет и поверхность планет);

- воздушные (атмосфера Земли);

- наземные (с разделением по рельефу, климату и инфраструктурным условиям, таким как: городская дорожная сеть, железнодорожные линии, пустыня, лес, горы, заснеженные поля и т. д.);

- водные (с разделением на водную поверхность и подводное пространство);

- подземные (подразделяется на подземные каналы и коммуникации, в том числе трубопроводы и скважины, а также неосвоенные горные породы).

В соответствии с этим разделением в таблице 1 представлены наиболее устоявшиеся аббревиатуры, термины и типовые наименования беспилотных мобильных транспортных средств различного назначения.

Таблица 1. НекоторыетерминыБПЛА / Unmanned Mobile Vehicles Terms

UV - Unmanned Vehicle - беспилотное мобильное средство

ROV - Remotely Operated Vehicle - дистанционно управляемое мобильное средство

AUV - Autonomous Unmanned Vehicle - автономное мобильное средство

UVS - Unmanned Vehicle System - беспилотнаясистема

Условия эксплуатации

Косммческий

Воздушный

Наземный

Водный

Поверхностный

Подземный

Unmanned

spacecraft-

Непилотируемый космический аппарат

UAV - Unmanned Aerial Vehicle - БПЛА (БЛА)-Беспилотный летательный аппарат

AGV -Autonomous Ground Vehicle - MPK - мобильный робототехнический комплекс

UMV — Unmanned Marine Vehicle

Беспилоьный подводный аппарат

 

USV - Unmanned Surface Vehicle

Unmanned Drilling Rig

 

Flying robot - Воздушный робот

Pilotless car - Беспилотный автомобиль

Autonomous Underwater Vehicle - АНПА-Автономныйнеобитаемыйподводныйаппарат

ASV -Autonomous Surface Vehicle - Безэкипажныйкорабль

Unmanned Undeground Mine Vehicle - Автономныйбуровойподземныйснаряд

Каждый из перечисленных в таблице 1 классов UV имеет свои особенности: схемы построения энергетической подсистемы и двигательной установки, особенности управления, навигации, связи, времени эксплуатации и т.д.

Беспилотный мобильный аппарат функционирует не полностью самостоятельно, а в составе комплекса, который может включать в себя другие беспилотные мобильные аппараты, центр управления, диспетчерские пункты, релейные узлы, зарядные станции, средства передвижения, запуска, посадки и т. д. В общем виде это называется UVS-Unmanned Vehicle System-беспилотная мобильная система [2].

Беспилотные мобильные транспортные средства могут быть дистанционно управляемыми или автономными. Они имеют общие названия-ROV-дистанционно управляемый автомобиль и AUV-автономный беспилотный автомобиль. Причем первый из упомянутых исторически появился раньше. Полностью автономные беспилотные мобильные транспортные средства все еще редки. Как правило, автономность не абсолютна: обычно оператор имеет возможность корректировать поведение устройства или переключать его на ручное дистанционное управление. В войсках существует следующее разделение беспилотных систем по степени автономности мобильных устройств:" человеко-в-контуре системы "(с управляемыми объектами, когда удаленный оператор является необходимым звеном системы управления)," человеко-в-контуре системы "(с управляемыми объектами, когда все обычные задачи решаются без вмешательства оператора, а его вмешательство требуется только в критических случаях)," полностью автономные системы " (полностью автономные системы, когда оператор только инициирует систему для выполнения задач) [1].

Унификация терминологии на международном уровне в такой стремительно развивающейся области, как БПЛА, чрезвычайно важна, так как позволяет оперативно взаимодействовать специалистам как в целях научного сотрудничества, так и в прикладном аспекте, избегая недоразумений и привлечения третьих лиц.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Беспилотная авиация. Терминология, классификация, современное состояние / Под редакцией В. С. Фетисова – Уфа: Издательство ФОТОН, 2014. – 156 с.

Defense Technical Information Center. Available at: http://www.dtic.mil.

Militarily Critical Technologies List — MCTL Under Secretary of Defense, Ac-quisition, Technology and Logistics Pentagon, VA, 2014.

Просмотров работы: 64