ХРАНИТЬ ВЕЧНО! ПОЧТОВАЯ КОРРЕСПОНДЕНЦИЯ ПЕРИОДА ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ (ИСТОРИЯ, ОСОБЕННОСТИ, АТРИБУЦИЯ) - Студенческий научный форум

XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2021

ХРАНИТЬ ВЕЧНО! ПОЧТОВАЯ КОРРЕСПОНДЕНЦИЯ ПЕРИОДА ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ (ИСТОРИЯ, ОСОБЕННОСТИ, АТРИБУЦИЯ)

Черенков А.П. 1
1ВУНЦ ВВС «ВВА им. проф. Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» (г. Воронеж)
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Письма последней, горючей слезой

Будут омыты, тоской зацелованы,

Весточки мчатся под грохот колес,

«Жизнь» в треугольник солдатский закована.

Л. Искакова

В середине XIX столетия в дополнение к существовавшим письмам в конвертах появился новый вид почтовой корреспонденции. Краткое сообщение для пересылки по почте стали писать на специально предназначенных для этого бланках-карточках. Потеря в объеме текста письма компенсировалась увеличением оперативности связи.

Первые бланки появились в Америке в 1860-х гг., они назывались postcard – «почтовые карточки». В Европе их стали выпускать в 1869 г. В России бланки почтовых карточек были введены в 1871 г., они именовались «открытые письма». С 1 мая 1872 г. начали печатать открытки с нанесенными на них типографским способом почтовыми марками (маркированные открытки). Ни одна их сторона не имела иллюстраций. Стандартной формой открытого письма был прямоугольник бланковой бумаги в 1/16 долю печатного листа размером 9 × 14 см. Эта форма оказалась приемлемой для всех стран и была закреплена специальным решением Всемирного почтового союза в 1878 г.

Изготовление бланков открытых писем, как маркированных, так и не маркированных, вплоть до 1894 г. являлось государственной монополией. Их печатала Экспедиция заготовления государственных бумаг (Санкт-Петербург, Набережная реки Фонтанки, 144). На одной стороне открытки изображался герб Российской империи, здесь разрешалось писать только адрес (позднее за этой стороной среди филокартистов закрепилось название «адресная»). Другая сторона открытки была предназначена только для текста письма.

В первое десятилетие ХХ в. изготовители с целью привлечения покупателей печатали красивые и интересные изображения, как рисованные, так и фотографические, постепенно занимавшие все большую часть текстовой стороны открытки. Писать приходилось по краям изображения или непосредственно на нем. Только 28 февраля 1904 г. была решена эта проблема. Почтовое ведомство разрешило писать текст письма на половине адресной стороны, введя для этого на ней разделительную линию между адресом и текстом письма. С этого момента изображения полностью и окончательно вытеснили текст письма на противоположную сторону открытки.

С 17 января 1909 г. в России было введено принятое во всем мире название для бланков открытых писем – «почтовая карточка». Иллюстрированные открытки, выполняя свою обычную почтовую функцию, содержали разнообразный круг изображений и, тем самым, служили источником знаний практически во всех сферах бытия. География, история, литература, искусство, виды городов и мест, жизнь и быт народов всего мира, лучшие произведения изобразительного искусства всех времен – все это нашло отражение в открытках. Из почтового бланка они превратились в своеобразную энциклопедию культурной жизни.

Вторая Мировая война резко изменила подход к использованию материалов для издания открыток. Большинство открыток первых лет войны создавались по рисункам и картинам художников, потому что 8 июля 1941 г. в газетах было опубликовано извещение «О порядке приема и оправления международной внутренней почтово-телеграфной корреспонденции в военное время». Один из пунктов постановления запрещал принимать и пересылать почтовые открытки с видовыми сюжетами или с наклеенными фотографиями. Любая частная фотографическая деятельность, особенно в военной полосе, была запрещена. Необходимо было иметь специальное разрешение для проведения фотосъемки, которое могли получить только специальные корреспонденты. Единственным известным на сегодняшний день издательством, печатавшим фотооткрытки, был Госкиниздат (г. Москва).

Из довоенных негативов во время войны для фотооткрыток использовались портреты известных деятелей искусства – балерин, актрис кино и театра, певцов, кадры фильмов и постановок, а также довоенные изображения городов (в основном, изображения Ленинграда и Москвы).

Филокартистский материал периода Великой Отечественной войны – это уникальная почтовая переписка, имеющая свою историю, назначение, сыгравшая свою роль и требующая особого к ней отношения.

Сегодня корреспонденцией периода Великой Отечественной войны принято считать:

– все открытки, почтовые карточки, конверты, почтовые листы, секретки и т. д., отпечатанные в годы Великой Отечественной войны в СССР;

– все отправления, прошедшие почту со второй половины июня 1941 по осень 1945 г., включая дореволюционные, довоенные, российские, советские и иностранные издания для почтовых нужд;

– все самодельные открытки, письма, солдатские треугольники и иная корреспонденция, самостоятельно изготовленная и отправленная по почте, независимо от того, были они посланы на фронт, с фронта или это была переписка в тылу;

– все пропагандистские открытки, предназначенные для распространения среди войск противника.

Время военного лихолетья, сорвав с места огромные массы населения, разбросав и разъединив миллионы семей, перемешав судьбы людей, оторвав близких друг от друга, вызвало к жизни огромный поток почтовой корреспонденции в тылу, на фронте, между фронтом и тылом. Количество писем увеличилось на порядки, число отправителей – в разы. Снабжение карточками, конвертами войск и населения требовало производства больших объемов печатной продукции, были многократно увеличены тиражи, оперативно налаживалась работа различных издательств в тылу, в политотделах военных частей, в редакциях и типографиях фронтовых газет.

Открытки, карточки, секретки тех лет стали мощным пропагандистским оружием, самым распространенным, самым доступным, самым наглядным и самым массовым. Пестрота и многообразие изображений, иллюстрирующих почтовую корреспонденцию того времени, поражает воображение. Это были примеры героического прошлого страны, мужественные образы наших далеких предков, портреты героев Гражданской войны, изображения, посвященные событиям Великой Отечественной войны и ее храбрым войнам, их подвигам, фотографии и рисунки деятелей культуры прошлого и настоящего с их патриотичными высказываниями, а также картины и рисунки, вызывавшие ярость и боль за страдания советских людей, призывающие к чувству мести за творимые врагом зверства, за разрушенные города и села, за смерть родных и близких. Стихи, лозунги, призывы, тексты песен и нот, изображенные на открытках, также служили средством агитации.

Массовые выпуски полиграфии для почтовых нужд осуществлялись в Москве и Ленинграде разными издательствами и типографиями. Менее известны казанские, красноярские, свердловские, ташкентские, тбилисские и другие городские издательства и типографии. Политотделы и редакции войсковых частей и соединения тоже выпускали секретки, бланки писем, открытки и другие материалы для нужд фронта, но качество бумаги здесь было ниже, чем в крупных городских типографиях. Печатали на том материале и теми красками, которые на тот момент были в наличии, нередко используя бумажные отходы основной продукции (обрезки фронтовых газет, боевых листков, благодарностей и др.).

Интересно, что одни виды почтовых отправлений оказались менее пригодными, менее практичными, чем другие. Так, обычные довоенные письма в конвертах были менее востребованы, т.к. их обработка на почте была более длительной. Их с легкостью заменяли «секретками» –листами бумаги, напечатанными типографским способом, которые складывались вдвое и заклеивались при отправке, для них не нужно было покупать конверт, они вместе с открытками и почтовыми карточками стали самыми распространенными видами фронтовой переписки. Характерной особенностью писем военного времени стала фиксация дат корреспонденции, чаще в начале, реже в конце текста. Эта деталь – важнейшая составляющая письма подтверждала, что такого-то числа человек был жив.

В стране ощущался острый недостаток бумаги. Так как бумажная промышленность не могла полностью справиться с возросшими потребностями военного времени это привело к нехватке почтовой продукции. Население само нашло выход из этой проблемы. Стали писать на любых подручных материалах, в ход шли довоенные советские, любые иностранные и даже дореволюционные карточки и открытки. Если они были уже использованы, их заклеивали и писали поверх. Но чаще всего под рукой оказывались листы школьных тетрадок, книг, разные бланки, газеты – любые бумаги, годные для письма. Почте разрешалось принимать корреспонденцию на любых носителях.

Как и где родился знаменитый «солдатский» треугольник, ставший символом военного времени – незапечатанный, сложенный определенным нехитрым способом лист бумаги любого качества с текстом письма и адресом, доподлинно не установлено, но эту удобную народную форму письма стали использовать повсеместно и на фронте, и в тылу.

Открытки тоже воевали. Большинство хранящихся у коллекционеров карточек, секреток и другой корреспонденции военного времени сложены пополам и сильно потерты – это следы войны, примета времени, знак для точной атрибутировки, как шрамы и незаживающие раны на телах бойцов. Размер нагрудного форменного кармана не позволял хранить открытку или письмо в полном формате – их приходилось складывать, отсюда этот характерный сгиб бумаги. Письмами очень дорожили, носили с собой, хранили в кармане у самого сердца, вместе с фотографиями родных и близких – в солдатской гимнастерке, матросском бушлате, офицерском кителе на фронте или в куртках, спецовках, комбинезонах, ватниках в далеком тылу. С ними шли в бой. Они погибали вместе с бойцами, пробитые осколками снарядов или пулями. Они вместе с солдатами и офицерами мерзли в окопах и блиндажах. Теплом своих строк они согревали сердца, их затирали до дыр, многократно перечитывая в перерывах между боями. Их показывали своим боевым товарищам, делясь новостями из дома как глотком воды, куском хлеба, как патронами. Часто они становились последним резервом в смертельном бою.

Их и теперь продолжают хранить в семьях вместе с похоронками, с вырезками из газет и обагренными кровью документами. Они превратились в бесценные семейные реликвии.

Несколько слов об особенностях довоенной и военной цензуры. Еще с середины 20-х гг. XX в. в СССР начало осуществляться цензурирование всех видов печатных изданий, газетных публикаций. Такую цензуру в СССР осуществлял Главлит, подчиненный Наркомпросу. В каждой союзной республике было свое отделение Главлита, крае, области, городе. Работа цензора регламентировалась секретными методическими сборниками и большим списком с дополнениями секретных и совершенно секретных сведений, событий и фактов, не подлежащих оглашению и публикации.

Прохождение всех печатных изданий (имеется ввиду проверка контрольных экземпляров изображений, фотографий и текстов, выполненных любым способом) через Главлит регламентировалось законодательством и строго соблюдалось, особенно в период войны. Исключение из правила составляли только выпуски печатных изданий отдельными военными организациями и частями, имеющими собственную цензуру, о чем они никаких сведений на своей продукции не оставляли. На каждом печатном издании, прошедшем госцензуру, проставлялся буквенный литер и цифровой номер. Буквенный литер означал место, где проводилось цензурирование, так, буква «М» говорила о ленинградской цензуре, буква «Л» – о московской, «МН » – о новосибирской, «ЕО» – о куйбышевской, «НС» – о свердловской и т.д. Печатная цензура, осуществляемая Воениздатом, подчиненным Министерству обороны страны так же имела собственный литер – «Г», а Военмориздат – «ГМ». Цифры рядом с литерой означали номер записи в книге цензора, который присваивался тому или иному изданию.

Уже 6 июля 1941 г. была введена военная цензура. Государственный комитет обороны (ГК О) издал постановление «О мерах по усилению политического контроля почтово-телеграфной корреспонденции». Пункт 2 этого документа обязывал Народный комиссариат государственной безопасности (НКГБ ) СССР организовать 100% просмотр текстов писем и телеграмм, для чего разрешалось увеличить штат политконтролеров. По оценке экспертов в годы войны работало около 50 000 военных цензоров – штатных сотрудников Народного комиссариата внутренних дел (НКВД ). В областях, объявленных на военном положении, вводилась военная цензура на все входящие и исходящие почтово-телеграфные отправления. Осуществление военной цензуры возлагалось на органы НКГБ СССР, Третье управление Народного комиссариата обороны (НК О) и Народного комиссариата Военно-Морского флота (НКМ Ф). На вскрытые и просмотренные документы предписывалось ставить штамп «Просмотрено военной цензурой». Почтово-телеграфный обмен со странами, воюющими с СССР или порвавшими с ним отношения, запрещался. Сведения, касающиеся работы цензуры, были полностью засекречены: кто, где, когда проводил цензуру, знали только органы НКВД.

Специальным решением Комитета обороны 20 июля 1941 г. НКГБ и НКВД были преобразованы в один наркомат НКВД, с этого момента занимавшийся всей военной и политической цензурой в СССР. Результатом работы являлся: либо пропуск письма без пометок, либо замарывание части текста тушью или другой непрозрачной несмываемой краской с последующим пропуском письма, либо конфискация письма как не подлежащего отправке. Последний вариант приводил к привлечению отправителя к ответственности, т.к. само письмо передавалось в соответствующую службу НКВД для проведения дальнейшего расследования. Среди цензоров был ряд переводчиков, знающих иностранные и национальные языки народов СССР, что позволяло цензурировать корреспонденцию независимо от языка, на котором было написано письмо. Рассекреченные документы НКВД свидетельствуют, что работа самих цензоров тщательно контролировалась. Каждые две недели составлялся отчет, который содержал не только повторный анализ текстов корреспонденции, но и качество работы самих военных цензоров. Современное исследование, основанное на статистической обработке данных отчетов работы органов военной цензуры в одной из густонаселенных областей уральского региона показал, что процент пропуска писем без изъятия текста доходил до 93%, около 5–7% писем пропускались с изъятием текста, 1–1,5% – конфисковывались.

В последнее время участились попытки переписать ход войны, переделать, исказить, приукрасить страницы ее истории, перечеркнуть истинные корни и истоки нашей победы. В этих условиях особенно важны любые подлинные документы, в том числе письма, фотографии, открытки, любая военная корреспонденция. «Собирайте историю!» – призывал Владимир Маяковский. Когда берешь сегодня в руку открытку, посланную с переднего края войны, из окопа, из горнила сражения под Москвой или в Сталинграде, от десантника перед решающей операцией или посланную с Курской дуги, из захваченной у немцев траншеи или из только что освобожденного города, испытываешь настоящее волнение. Вы становитесь сопричастными этим событиям и незримо входите в быстротекущую реку времени. Открытка становится посланием не только с фронта в тыл, а превращается в послание, обращенное из прошлого в будущее, в наше сегодняшнее время.

ЛИТЕРАТУРА:

1 Сражающийся Ленинград. Почтовая открытка. Энциклопедический каталог / Авт.–сост. А. Д. Гдалин, М. Р. Иванова. – СПб.: Инфо-Да, 2007;

2 Открытки, изданные в Москве в годы Великой Отечественной войны. 1941–945 / Сост. В. И. Артемьев, М. С. Забочень. – М.: Изд-во Российской. гос. библиотеки, 1995.

Просмотров работы: 33