ЕВГЕНИЙ ХАЛДЕЙ. ФОТОГРАФ, ЗАПЕЧАТЛЕВШИЙ ЭПОХУ - Студенческий научный форум

XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2021

ЕВГЕНИЙ ХАЛДЕЙ. ФОТОГРАФ, ЗАПЕЧАТЛЕВШИЙ ЭПОХУ

Платонов С.П. 1, Склярова О.Н. 1
1ВУНЦ ВВС «ВВА им. проф. Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» (г. Воронеж)
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Биография Ефима Халдея (более известен под псевдонимом - Евгений) надежно укоренилась в истории России советских времен. Был рожден 10 марта 1917 г. в небольшом шахтерском городке Юзовка на Украине [1]. Ефим был третьим ребенком в семье рабочего-переплетчика. В 1918 году во время бандитского налета была убита его мать, державшая ребенка на руках и закрывшая его собой. Однако пулей, которая убила его мать, мальчик был тяжело ранен в легкое. Фиму выходили дедушка Залман и бабушка Аня, у которых он так и остался жить, так как у его родного отца появилась новая семья. В новой семь впоследствии были рождены еще три ребенка (три сестры). Дедушка – Залман Халдей преподавал в начальной школе и обучал детей еврейскому языку. В доме поддерживалась строгая дисциплина и соблюдение еврейских традиций, были частые походы в синагогу (еврейская церковь). Мальчик получил религиозное образование. В городке два брата Клейманы держали фотоателье, сосед Евгения был одним из их компаньонов. Мальчик отличался любознательностью и очень заинтересовался, как же получается изображение на бумаге при съемке. Он вызвался помогать промывать отпечатки, а заодно и пытался понять, как устроен фотоаппарат. Небольшая книжка о фотоаппарате помогла ему соорудить камеру из двух картонных коробок, которые входили одна в другую, объектив был сделан из линзы от бабушкиных очков. С балкона своего дома мальчик впервые в жизни сфотографировал церковь, красота которой поражала его. Кассета была проявлена под кроватью с свете фонаря, стекло которого было закрашено красной краской. Снимок был отпечатан на обычной дневной бумаге.

Юный Фима стал задумываться о карьере фотографа, однако из-за голода, свирепствовавшего в Юзовке в 30-е годы, он был вынужден устроиться на работу в депо и чинить паровозы. На работе выдавали пайки и платили, но немного, но достаточно, чтобы на вырученные деньги мальчик смог себе купить свою первую «настоящую» камеру – Фотокор-1

Евгений активно делился своими фотографиями с одной из заводских газет, его работы были замечены одним из редакторов этого издания. Вскоре Халдею предложили сотрудничество на постоянной основе, от которого он не смог отказаться. Фотограф делал репортажи о жизни агитбригад и обычных рабочих в цехах и на стройке. Условия его работы были очень тяжелы, так как не было ни техники для профессиональной съемки, ни должного опыта.

Великая Отечественная война

В годы Великой Отечественной войны Евгений Халдей ушел на фронт военным корреспондентом и служил на Северном флоте. Надев форму и взяв в руки камеру Leica, он стал фотографом, которому потомки обязаны впечатляющей хроникой. Евгений участвовал в освобождении Севастополя и Керчи, где были сделаны величайшие снимки того времени, а также им был пройден путь от Бреста и Минска до самой Германии - через Румынию, Венгрию, Австрию [3].

Когда состоялся штурм Берлина, фотограф был в Москве, однако по срочному вызову вылетел в Германию, чтобы сделать ту самую известную на весь свет фотографию - «Знамя над Рейхстагом». Да, сейчас мы все знаем, что композиция была организована им специально (Евгений Ананьевич рассказал об этом сам), но это не умаляет ни исторической, ни художественной ценности снимка. Забравшись вместе с автоматчиками на крышу Рейхстага, он смог в одной фотографии отразить все надежды и желания людей, триумф победы и ее дух.

Послевоенные годы

В послевоенное время в стране наступило тяжелое время, начались масштабные чистки, от которых и пострадал фотограф, прошедший всю войну. Халдея уволили из ТАСС - по «нецелесообразности использования» и низкому уровню образования, а на самом деле по так называемой «Пятой статье», то есть по национальному признаку. После чего Евгений смог устроиться толь в журнал о художественной самодеятельности [2].

В 1957 году Халдей наконец возвратился в нормальной работе – устроился корреспондентом в «Правду». За очень долгие годы службы в газете им были отсняты и студенты Московского университета, и постройка советского атомохода «Ленин», а так же огромное множество других сюжетов. Евгений Ананьевич в 1972 году перешел из «Правды» в «Советскую культуру», где и работал до своей заслуженной пенсии.

На мировом уровне фотограф был признан только в конце своей жизни в 1995 году. в этом году ему была присвоена почетная награда мира искусств _ Рыцарь Ордена. В городе Перпиньян во Франции на фестивале, по решению президента страны, Халдей был принят, как величайший корреспондент. В мае 1997 года, за пол года до смерти Евгения Ананьевича, был выпущен в прокат документальный фильм о его жизни, а в Америке издали книгу.

Покинул этот мир величайший фотограф осенью 1997 года, а ровно через год в Москве в его честь была организованна выставка.

Талант мастера заключался не только в умении прочувствовать момент, но и в понимании эмоционального послания, которое передает сцена. Динамика, выражение лица, поза ‒ все это «работает на результат» и помогает донести мысль до зрителя. Это понимают не только многочисленные ученики Евгения Ананьевича, но и все мировое фотосообщество. В 2000-х годах выставки мастера прошли в России, Европе и США, а в 2014 году та самая Leica, которой был сделан снимок Рейхстага, была продана на аукционе за 200 000 долларов [2].

ЛИТЕРАТУРА

1. Сборник докладов конференции «Фотография в музее» 19-22 мая 2015 г. Санкт-Петербург

2. Статья «Евгений Халдей – великий военкор минувшей эпохи». https://fotogora.ru/?p=11771

3. Статья «Евгений Халдей – фотограф эпохи Сталина». https://photoklassiki.livejournal.com/4508.html

Просмотров работы: 5