ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ФТС И ФНС РОССИИ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ - Студенческий научный форум

XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2021

ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ФТС И ФНС РОССИИ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ

Прохорова Я.С. 1
1ГКОУ ВО «Российская таможенная академия» Ростовский филиал
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Вопрос о проблемах взаимодействия таможенных и налоговых органов является актуальным в наши дни, так как необходимость взаимодействия таможенных и налоговых органов при таможенном контроле вызвана огромными масштабами утечки капитала за рубеж и отмыванием денег, а также многочисленными «серыми» схемами расхищения государственных средств. Поэтому для предотвращения преступных схем, сначала следует решить проблемы взаимодействия двух фискальных органов. Данная проблема рассматривалась во многих научных публикациях. В работе Бочаровой Ю.В. были рассмотрены проблемы и перспективы взаимодействия таможенных и налоговых органов.

Несмотря на многолетнюю интеграцию и реализацию Соглашения о сотрудничестве Федеральной таможенной службы и Федеральной налоговой службы от 21.01.2010 № 01-69/1 № MN-27-2/1, взаимодействие государственных органов исполнительной власти все равно вызывает ряд проблем.

Главной проблемой взаимодействия таможенных и налоговых органов является недостаточное развитие организационных и методических основ сотрудничества, которое в первую очередь связано с продолжительными сроками передачи от ФТС России до налоговых органов информации о вывозе товаров. Данная проблема затрудняет своевременное осуществление налогового контроля.

Для устранения вышеназванной проблемы ФТС России и ФНС России предпринимают следующие шаги:

Была создана единая информационная база налоговых и таможенных органов. Информационный обмен данными и таможенных декларациях, о вывезенных товарах, о долгах по уплате таможенных платежей и о нарушениях в сфере налогового законодательства позволил органам сформировать полное досье на участников внешнеэкономической деятельности (ВЭД), с их категорированием в зависимости от степени добросовестности.

Проведение скоординированных контрольных мероприятий (СКМ)таможенными и налоговыми органами.

Повышение профессиональной подготовки и переподготовки рабочих кадров.

Создание совместных методологических документов по проведению согласованных проверок компаний, которые осуществляют ВЭД.

Также не может быть эффективного взаимодействия, когда таможенные и налоговые органы продолжают бороться с «фирмами-однодневками» и занижением таможенной стоимости.

Так широкое распространение получила практика предоставления двух инвойсов. Контрагент российского участника ВЭД составляет два инвойса на один и тот же товар, первый – с подлинной ценой товара, которая выставляется российскому участнику ВЭД и предоставляется в таможенной орган страны-отправления товара, а второй – с заниженной ценой товара, предоставляется в таможенный орган РФ.

Еще одной проблемой взаимодействия таможенных и налоговых органов относится постоянно растущая задолженность участников ВЭД по уплате платежей. Большая доля платежей не может быть взыскана ввиду того, что организации ликвидировались. Это связано с распространением и безуспешной борьбой с фирмами-однодневками, которые после исполнения разовых контрактов, снимаются с учета в налоговом органе, вследствие чего последующий таможенный контроль после выпуска товаров (ТКПВТ), осуществляемый таможенными органами, практически невозможен.

С помощью цепочки фиктивных сделок такие товары в дальнейшем легализируются на внутреннем рынке с уклонением от уплаты таможенных платежей и налогов, что в свою очередь увеличивает долю теневой экономики в стране.

За счет таких схем функционируют так называемые «зеленые» коридоры, которые позволяют ввозить в страну запрещенные в виду санкций товары. Дополнительные коррупционные риски создают возможность принятия таможенными органами неправомерных решений об определении таможенной стоимости, ставки ввозной таможенной пошлины или кода товара согласноТоварной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (ТН ВЭД ЕАЭС).

Для того чтобы выявить такие компании ФТС России переносит акцент с фиксации уже совершенных правонарушений на их пресечение и предупреждение. Такой подход наиболее эффективный, так как «фирмы-однодневки» создаются для незаконного перевода денежных средств за границу под видом осуществления ВЭД. А именно ФТС России передают ФНС России сведения о ликвидированных компаниях, которые имеют задолженность перед государством, в результате чего их бывшие директора и учредители не могут больше зарегистрировать новые организации.

Так за 2017- 2018 годы таможенными органами в налоговые органы переда информация в отношении 2,5 тысяч юридических лиц, а в 2019 году в отношении 2 тысяч юридических лиц[2].

В общем, решение существующих проблем видится в развитии информационного обмена, внедрении новых современных информационных технологий, которые позволили бы фиксировать и постоянно обновлять информацию об участниках ВЭД, операциях с товарами, быстро ее получать и соответственно быстро обрабатывать.

Результат информационного обмена широко применяется при совместной организации таможенного и налогового контроля.

Практика таких мероприятий показывает рост результативности данного контроля. На рис.1 представлены результаты взаимодействия подразделений таможенных и налоговых органов.

Рис.1. Результаты взаимодействия подразделений ТКПВТ таможенных органов и подразделений налоговых органов, млрд.руб.

Исходя из представленной информации на рис. 1, можно сказать, что за последние три года было проведено 2 384 совместных проверок, по результатам которых таможенными органами было взыскано 4,3 млрд.рублей[1]. Результаты контрольных мероприятий таможенных и налоговых органов отражают положительную динамику поступлений платежей в федеральный бюджет.

Таможенные и налоговые органы в целях эффективного взаимодействия должны совершать свои действия в соответствии с новыми тенденциями, включая во взаимодействие служб прогрессивные инструменты, которые были бы направлены на повышение результативности сотрудничества между бизнесом и государством, включая его упрощение и уменьшение временных затрат на процессы администрирования.

В настоящее время сотрудникам таможенных и налоговых органов предоставляется защищенный доступ к центральной информации об участниках ВЭД, их собственности и доходах.

Используемые сегодня информационные технологии налогового и таможенного контроля базируются на построении облачных сервисов и виртуализации вычислительных мощностей. С помощью технологии анализа и обработки больших данных, облачных вычислений, машинного обучения, искусственного интеллекта и Интернета ФТС России и ФНС России повышают прозрачность административных процедур.

В основе деятельности таможенных и налоговых органов лежат принципы и стандарты риск-ориентированного подхода, который позволяет внедрять базовые принципы риск-менеджмента в межведомственную модель, которая основывается на АИС «Налог-3», АСК ККТ-2 и системе маркировки товаров, а также реестре субъектов малого и среднего бизнеса.

Так как ТКПВТ предполагает обработку большого объема информации, то для удовлетворения потребности в обработки таких объемов возможно использование новейшего программного обеспечения АИС «Налог-new». Данная система подразумевает совокупную перестройку организационной структуры налоговых органов и выстраивание новых бизнес-процессов.

Несмотря на то, что при ТКПВТ таможенные и налоговые службы настроены на объединение усилий и совершенствование межведомственного взаимодействия, объекты и вопросы контроля у них остаются разными.

Таможенные органы контролируют товар в его физических характеристиках, когда налоговые органы контролируют финансовый результат деятельности налогоплательщиков, которые участвовали в обороте иностранного товара, либо использовали такой товар в своей деятельности. Очевидная взаимосвязь органов не всегда свидетельствует, что если было совершено таможенное правонарушение, что это налоговое правонарушение.

Основными направлениями ТКПВТ таможенных органов является:

Контроль достоверности заявленной таможенной стоимости.

Контроль правильности заявленного кода согласно ТН ВЭД ЕАЭС.

Обеспечение соблюдения порядка пользования или распоряжения условно выпущенными товарами.

Налоговые проверки осуществляются с целью установления правомерности возврата налога на добавленную стоимость и контроля полноты исчисления и уплаты налоговых платежей.

Поэтому для устранения различий в осуществляемых органами проверках, следует сделать акцент на повышении эффективности проводимых СКМ, которые в свою очередь позволят осуществить сквозной контроль за уплатой таможенных пошлин и налогов[3].

Таможенным и налоговым органам необходимо расширить практику проведения СКМ налогового и таможенного контроля. Например, проведение совместных проверок законности осуществления деятельности участниками ВЭД, законности совершения внешнеторговых сделок и операций, контроль розничной торговли иностранными товарами и т.п.

Для успешного решения проблем контроля таможенных и налоговых органов должно быть усовершенствовано методологическое взаимодействие служб, которое осуществляется в повышении профессиональной подготовки должностных лиц органов, утверждении и контроле исполнения планов совместной работы, изучении зарубежного опыта в области таможенного и налогового контроля и своевременном информировании друг друга об изменениях в таможенном и налоговом законодательстве.

Таким образом, эффективного решения проблем при контроле таможенных и налоговых органов невозможно добиться без углубленного межведомственного взаимодействия ФТС России и ФНС России. Вышеизложенные проблемы взаимодействия таможенных и налоговых органов можно преодолеть с помощью гармоничного объединения профессиональных знаний и накопленного многолетнего опыта сотрудничества данных ведомств.

Список использованной литературы:

1. Ежегодный сборник «Таможенная служба Российской Федерации» [Электронный ресурс] // Официальный сайт Федеральной таможенной службы России.URL: http://www.customs.ru/index.php?option=com_content&id=7995&Itemid=1845.

2. «Налоговая аналитика» [Электронный ресурс] // Официальный сайт Федеральной налоговой службы России.URL:https://analytic.nalog.ru/portal/index.ru-RU.htm

3. Письмо ФТС России № 01 -11/18157, ФНС России № ММВ-20-2/25@ от 18.04.2016 «О применении Положения об организации проведенияскоординированных контрольных мероприятий и мероприятий таможенного иналогового контроля по информации сторон» [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru.

4. «Соглашение о сотрудничестве Федеральной таможенной службы и Федеральной налоговой службы» от 21.01.2010 № 01-69/1 № MN-27-2/1 [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru.

5. Современные проблемы финансового менеджмента: теория, методология и технологии: монография / В.Ю. Барашьян и др.; под науч. ред. В.С. Золотарева, В.Ю. Барашьян. – Ростов н/Д: Издательско-полиграфический комплекс РГЭУ (РИНХ), 2016. – 192 с.

6. Василенко М.А., Тагильцева Ю.А., Магомедов С.Ш., Галкин В.А. Актуальные подходы к оценке эффективности управления социо-эколого-экономической системой. // Основные тенденции развития экономики и управления в современной России. Материалы VIII всероссийской научной конференции студентов и молодых ученых. 2019. С. 84-88.

7. Кузина Е.Л., Дроздов Н.А., Тагильцева Ю.А., Василенко М.А. Оценка экономических результатов и затрат в производственно-хозяйственной деятельности предприятий железнодорожного транспорта // Качество. Инновации. Образование. 2018. № 5 (156). С. 152-160.

Просмотров работы: 438