На сегодняшний день при совершении таможенных операций и проведении таможенного контроля используются новейшие информационные таможенные технологии, основа которых заключается в электронном предоставлении сведений посредством сети Интернет. К таким технологиям относятся: предварительное информирование, электронное декларирование, удаленный выпуск товаров. Данные технологии имеют своей целью ускорение совершения таможенных операций, а также упрощение таможенного контроля в определенных случаях, не снижая качество. Поэтому и таможенные органы, и участники внешнеэкономической деятельности (ВЭД) так заинтересованы во внедрении и развитии инновационных таможенных технологий.
Актуальность данной работы обусловлена тем, что в настоящее время перед таможенными органами Российской Федерации стоит задача ускорить совершение таможенных операций и обеспечить также сокращение срока выпуска товаров. В связи с поставленной задачей происходит реструктурирование таможенных органов, создаются электронные таможни и центры электронного декларирования.
Проблематика декларирования в электронной форме и совершенствования функционирования центров электронного декларирования (ЦЭД) рассматривалась в работах М.Н. Коробковой, О.П. Матвеевой, А.В. Сальниковой.
Введение передовых информационных технологий в работу таможенных администраций и участников ВЭД – основные положения, которым придерживается Федеральная таможенная служба России (ФТС России) для того, чтобы тратить как можно меньше времени на совершение таможенных операций (ТО). Немаловажно отметить, что в дальнейшей перспективе ФТС России планирует не только совершенствовать существующие цифровые технологии, а также внедрять новые.
Таможенный пост (ЦЭД) является таможенным органом Российской Федерации, который входит в единую федеральную централизованную систему таможенных органов РФ и обеспечивает реализацию задач и функций ФТС России.
ЦЭД – специализированный таможенный орган, полномочия которого ограничиваются исключительно совершением ТО в отношении товаров, которые декларируются с применением информационной технологии представления таможенным органам сведений в электронной форме для целей декларирования товаров, с учетом использования международной ассоциации сетей «Интернет» [3].
Ввиду того, что вектор развития таможенный службы направлен на цифровизацию, то и структура таможенных органов претерпела изменения, было принято решение наделить полномочиями по декларированию товаров центры электронного декларирования. По актуальным данным на территории Российской Федерации созданы и функционируют девять электронных таможен (ЭТ) и 16 центров электронного декларирования (рис.1).
Рис.1. Перечень функционирующих ЭТ и ЦЭД
Расширение применения электронного декларирования, технологии удаленного выпуска (ТУВ), а также предварительного информирования об импортируемых товарах – ключевые аспекты для дальнейшего развития ФТС России.
Электронное декларирование (ЭД) – это совокупность программных и штатных средств, позволяющая реализовывать таможенное оформление товаров и транспортных средств в электронном виде [5]. В таблице 1 приведено количество оформленных ДТ ЦЭД Южного таможенного управления за 2018 и 2019 годы.
Таблица 1.
Количество оформленных ДТ ЦЭД ЮТУ за период 2018–2019 гг.
ЦЭД ЮТУ |
2018 год |
2019 год |
136 531 |
223 656 |
По итогам 2019 г. ЦЭД ЮТУ оформлено 223 656 ДТ, что составило 65,9% общего количества ДТ в регионе, а в 2018 г. – 136 531 ДТ, что составило 42,8%.
Технология «удаленный выпуск товаров» (ТУВ) представляет собой технологию, обладающую определенной значимостью и имеющая ключевое значение в работе ЦЭД. Нормативная формулировка данной технологии: «Таможенное декларирование в электронной форме товаров, находящихся в регионе деятельности таможенного органа, отличного от места их декларирования» [2].
Законодательно технология «удаленный выпуск товаров» базируется на двух нормативно-правовых актах. Во-первых, Приказ ФТС России от 22.04.2011 № 845, который утверждает порядок совершения таможенных операций при таможенном декларировании в электронной форме товаров, находящихся в регионе деятельности таможенного органа, отличного от места их декларирования [2]. Во-вторых, Приказ ФТС России от 1 ноября 2013 г. № 2081, который утверждает Инструкцию о действиях должностных лиц таможенных органов при совершении таможенных операций при таможенном декларировании в электронной форме товаров, находящихся в регионе деятельности таможенного органа, отличного от места их декларирования [1]. Второй приказ дополняет первый и определяет перечень, последовательность и сроки осуществления должностными лицами таможенных органов Российской Федерации действий при осуществлении таможенного декларирования товаров на таможенном посту, отличном от таможенного поста, в регионе деятельности которого находятся эти товары, с применением таможенной декларации на товары, поданной в форме электронного документа с использованием информационно-коммуникационной сети «Интернет». Таким образом, необходимо представить взаимодействие ЦЭД с таможенными постами фактического контроля (рис.2).
Рис.2. Схема взаимодействия ЦЭД с таможенными постами фактического контроля в рамках ТУВ
В таблице 2 приведена статистика по количеству оформленных деклараций на товар центрами электронного декларирования Южного таможенного управления.
Таблица 2.
Количество оформленных ДТ ЦЭД ЮТУ с ТУВ ЮТУ за период 2018–2019 гг.
УДАЛЕННЫЙ ВЫПУСК |
||
ЦЭД ЮТУ |
2018 год |
2019 год |
159 416 |
240 687 |
Данные, представленные в таблице 2, показывают, что динамика положительная, в 2019 году в 1,5 раза больше была применена технология удаленного выпуска, чем в 2018 году.
Технология удаленного выпуска остается, несомненно, самой перспективной в деятельности российской таможенной системы. Благодаря данной технологии происходит автоматизация, ускорение и упрощение совершения таможенных операций.
Хотелось бы отметить, что на данный момент не на 100 процентов используется электронное декларирование ввиду того, что существуют определенные категории товаров, в отношении которых необходима подача таможенной декларации на бумажном носителе, то есть в письменном виде.
Однако, безусловно, использование системы электронного декларирования – главный фактор развития информационных таможенных технологий в России, а функционирование ЦЭД – базовый инструмент, который требует дальнейшего совершенствования.
Обобщая все вышесказанное, на сегодняшний день таможенные органы Российской Федерации проводят колоссальную работу по переходу на новейшие информационные технологии в таможенной сфере, адаптируют свою работу в рамках цифровизации, постепенно автоматизируют процессы совершения таможенных операций. Однако эффективность данного механизма зависит не только от таможенных, но и иных контролирующих органов, с которыми непосредственно взаимодействует ФТС России, от их готовности перейти на цифровое пространство.
Список использованной литературы:
Приказ ФТС России от 1 ноября 2013 г. № 2081 «Об утверждении Инструкции о действиях должностных лиц таможенных органов при совершении таможенных операций при таможенном декларировании в электронной форме товаров, находящихся в регионе деятельности таможенного органа, отличного от места их декларирования» [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru.
Приказ ФТС России от 22 апреля 2011 г. № 845 «Об утверждении Порядка совершения таможенных операций при таможенном декларировании в электронной форме товаров, находящихся в регионе деятельности таможенного органа, отличного от места их декларирования» [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru.
Приказ ФТС России от 24 января 2008 г. № 52 «О внедрении информационной технологии представления таможенным органам сведений в электронной форме для целей таможенного оформления товаров, в том числе с использованием международной ассоциации сетей «Интернет»» [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru.
Василенко М.А., Тагильцева Ю.А., Магомедов С.Ш., Галкин В.А. Актуальные подходы к оценке эффективности управления социо-эколого-экономической системой. // Основные тенденции развития экономики и управления в современной России. Материалы VIII всероссийской научной конференции студентов и молодых ученых. 2019. С. 84-88.
Стамати Е.П., Павликов И.А. Использование технологии удаленного выпуска товаров в работе таможенных органов // Эко. – 2016. – № 3. – doi: 10.18334/eo.6.3.37321.
Электронное декларирование. URL: http://www.softland.ru/index. (дата обращения: 01.04.2019).
Кузина Е.Л. Обоснование критерия экологической безопасности функционирования системы железнодорожного транспорта // Экономика. Предпринимательство. Окружающая среда. – 2010. – Т.4, №44. – С.107-116.